«Главное — держать крыло сухим». Семимоторный гидросамолёт Джеймса Мартина
Небольшая, но интересная статья с яндекс-дзена.
Содержание:
С начала 1930-х годов летающие лодки стали единственным типом самолётов, способным перевозить пассажиров через океан. Появлялись новые концепты, делавшие акцент на увеличение дальности полёта, числа пассажиров на борту и т.п. Об одном из таких проектов, отличавшемся необычным внешним видом, и будет мой сегодняшний рассказ.
Инженер и изобретатель Джеймс Вернон Мартин
Но для начала немного расскажу об авторе проекта. Звали его Джеймс Вернон Мартин. Родился в 1885 году в Чикаго (США). В возрасте 17 лет он поступает на службу в торговый флот и через 10 лет получает лицензию капитана. Где-то в это же время Мартин начинает интересоваться только зарождающейся авиацией.
Во время учёбы в Гарварде он активно помогает местному клубу авиаторов и участвует в строительстве их первого аэроплана Harvard-1. Уже тогда молодой инженер начинает выдвигать смелые идеи о трансокеанских перелётах. Даже предлагает свой вариант самолёта для этого.
Рассказ о всей карьере Джеймса Мартина тянет на полноценную отдельную статью. Для сегодняшнего рассказа достаточно следующих фактов — он обладал опытом в мореходстве (10 лет карьеры, от матроса до капитана) и в авиации (в первой четверти XX века организовывал воздушные гонки, тестировал планеры и аэропланы).
«Главное — держать крыло сухим»
Наверное, приблизительно так рассуждал Джеймс Вернон Мартин, когда придумывал свой проект гидросамолёта Oceanplane (дословный перевод — «Океанский самолёт»). Летающие лодки не лучшим образом переносили сильное волнение на море — их конструкция всё же больше ориентирована на нахождение в воздухе. Но они садились на воду для дозаправки, высадки/посадки пассажиров или из-за аварийных ситуаций. Поэтому устойчивость на море была важной характеристикой летающей лодки.
Соединив свои знания из мореходства и авиации, Мартин придумал гидросамолёт, которому было бы не страшно большое волнение. Благодаря оригинальной форме крыла и двум корпусам (катамаранной схеме), Oceanplane должен был балансировать при качке, не позволяя крылу соприкасаться с водой.
Изобретатель планировал оснастить лодку 7 двигателями, а в корпусах внушительных размеров должны были разместиться пассажиры и груз. Интересно, что пассажиры могли перемещаться из одного корпуса Oceanplane в другой. В 1937 году Джеймс Мартин оформил патент на такую аэродинамическую схему летающей лодки.
Самолёт так и не был построен, оставшись в виде набросков и патентов. Думаю, что основных причин тому две — сложность обслуживания такого летающего гиганта и приближающийся закат эры летающих лодок. На смену им для перелётов через океан приходили обычные самолёты наземного базирования. Хотя известно, что ещё в 1951 году Мартин продлевал и дополнял свой патент.
Oceanplane вполне мог стать вершиной развития трансокеанских летающих лодок. Но увы — проект появился слишком поздно. Что, впрочем, не мешает нам повосхищаться концептом капитана Джеймса Вернона Мартина.