В продолжение темы посвящённой французской САУ GCT AUF1. Предлагаю вашему вниманию рассказ о более ранней системе, разработанной, практически, сразу после войны.
Содержание:
Предпосылки к созданию
AMX-13 оказалась очень щедрой платформой на различную технику на её базе. Так за тридцать лет было разработано множество различных машин не его базе. В числе них пять моделей разнообразных САУ. Одна из них, Canon de 155 mm Mle F3 Automoteur, оказалась прекрасной заменой устаревшим американским 155-мм артиллерийской установке M41 Gorilla (на базе танка Чаффи), которые находились на вооружении французской армии.
Компания AMX разработала эту машину в период с 1952 по 1960 годы. В 1962 году она была принята на вооружение. Производство САУ продолжалось в течение двух десятилетий, также был организован экспорт в девять других стран. Эта машина давала оптимальное соотношение огневой мощи и веса для самоходной артиллерии данного калибра, для своего времени.
Конструкция
САУ сохранил переднюю часть шасси легкого танка AMX-13, однако задняя часть была укорочена и сильно переделана. Ведущая звездочка исчезла. Кроме этого в там размещался грунтозацеп для компенсации отдачи орудия (он упирались в землю для дополнительной устойчивости при стрельбе). Там же находились механизмы подъема и поворота.
Сварной корпус имел легкое бронирование толщиной от 10 до 20 мм. Сама машина имела традиционную компоновку: место водителя спереди слева, защищенное брызговиком, с цельным люком с тремя перископами и центральным блоком с прибором ночного видения. Восьмицилиндровый бензиновый двигатель SOFAM 8Gxb развивающий мощность 250 л. с. размещался спереди справа.
Командир располагался позади механика-водителя, он имел двухстворчатый люк и три перископа наблюдения. Что касается расчета из шести человек, то ему приходилось ехать на другой машине, так как на САУ для них места не было. При этом боекомплект САУ возила с собой, и он составлял 25 выстрелов.
Главным оружием САУ являлась гаубица F3, она могла вести огонь фугасными, дымовыми, осветительными и реактивными снарядами с эффективной дальность до 20 050 м (для фугасных снарядов).
Трансмиссия машины состояла из передней ведущей звездочки и пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков. При этом самые задние из них выполняли роль натяжных колес. Сама подвеска была торсионной, при этом первое и последнее колёса для улучшения плавности хода были усилены гидравлическими амортизаторами. На бортах корпуса размещались контейнеры для хранения ЗИП и мелких вещей. САУ была достаточно легкой что бы при необходимости можно было её транспортировать военно-транспортной авиацией. Никакой защиты от ОМП машина не имела.
Производство
Шасси производилась на заводе Atelier de Construction Roanne (ARE). 155-мм пушка была разработана Atelier de Construction de Tarbes (ATS), а ее интеграцию на шасси взяла на себя компания Etudes et de Fabrications d’Armement de Bourges (EFAB). Окончательная сборка производилась в компании Mécanique Creusot-Loire . Всего, по приблезительным оценкам, было выпущено около 600 САУ, и, судя по всему, производство прекратилось только в 1997 году, а затем было передано компании Nexter, а затем GIAT. К 1977 году 155-мм Mk F3 были заменены во французской армии более современными САУ GCT AUF1, однако производство не было полностью прекращено так как машина продолжала пользоваться спросом на экспортном рынке.
Экспорт
Эта небольшая и доступная по цене САУ нашла массу заказчиков в Южной Америке. САУ покупались Аргентиной (24), Чили (47), Эквадором (15), Перу (12) и Венесуэлой (20); В Северная Африка и на Ближнем Востоке (Марокко (100), Саудовская Аравия (?), Катар (22)), а также Средиземноморье где они были куплены Кипром (12). Заказчики их часто выбирали из-за унификации с уже состоявшим на вооружении лёгким танком АМХ-13, который так же оказался очень популярен в мире. Однако во Франции, из-за отсутствия защиты от ядерного оружия, и, вообще какой-либо защиты расчёта, сильно сократили срок службы машины.
В принципе, довольно быстро, после своего создания, данная САУ, стала экспортным оружием для бедных. Уже в 70-е годы машину считали устаревшей.
Источники: