Гиретсу Кутейтай: героические десантники

14
Гиретсу Кутейтай: героические десантники

Гиретсу Кутейтай: героические десантники

Статья Андрея Цвершица с сайта WARSPOT.

СОДЕРЖАНИЕ:

В мае 1945 года японские парашютисты-диверсанты провели долго разрабатываемую операцию против американских аэродромов на Окинаве. Что ей предшествовало и каковы были результаты?

Реорганизация частей парашютистов императорской армии

В ноябре 1944 года японские парашютные части императорской армии были преобразованы в 1-ю воздушно-десантную дивизию (Дай-1 Тейсин Сюдан, 第 1 挺進集団), наибольшая общая численность которой составляла около 5600 человек. Но командование планировало расширить её до 12 000 человек.

Дивизия, в свою очередь, состояла из двух бригад «воздушного штурмового десанта»: 1-й (Дай-1 Тейсин Дан, 第 1 挺進団), подчиняющейся 1-й воздушно-десантной дивизии, и 2-й (Дай-2 Тейсин Дан, 第 2 挺進団), находящейся в подчинении воздушной армии. В каждой бригаде числилось по 1475 человек, разделённых на штаб и два полка (Тейсин Рентай, 挺進連隊). Численный состав бригад мог быть увеличен за счёт вспомогательных и технических подразделений до 2475 человек. Десантный полк состоял из штаба, трёх пехотных рот, группы огневой поддержки (тяжёлые пулемёты) и подразделения связи, общая численность полка составляла от 700 до 816 человек. При необходимости в состав полка включались другие подразделения – например, сапёрные.

Отряд Гиретсу Кутейтай, групповая фотография. В центре в нижнем ряду капитан Окуяма (в очках)

Отряд Гиретсу Кутейтай, групповая фотография. В центре в нижнем ряду капитан Окуяма (в очках)

Одновременно с 1-й воздушно-десантной дивизией создавалась постоянная авиационная бригада Тейсин Хикодан (挺進飛行団) из двух транспортных эскадрилий, полка планеров и бригадного узла связи. Для увеличения количества транспортных самолётов и повышения координации между эскадрильями выделялась структура авиационного полка авиабазы Тейсин Хикосентай (挺進飛行戦隊), которому временно придавались транспортные самолёты ВВС.

Реорганизация была продиктована необходимостью изменения сферы применения и тактики парашютно-десантных частей – от захвата и удержания стратегически важных объектов к рейдово-диверсионной деятельности в тылу противника. Сыграли свою роль и понесённые в продолжавшейся на тот момент битве за Филиппины безвозвратные потери. Отправленные на Лусон парашютно-десантные подразделения под командование генерал-майора Рикичи Цукада были утеряны при транспортировке морем: 19 декабря 1944 года при торпедировании авианосца «Унрю» спаслось всего 12 десантников, лётчиков и планеристов, а 842 человека погибло. При обороне и отступлении с аэродрома Кларк-Филд с 8 января по 2 сентября 1945 года из 750 десантников осталось не более 100 человек.

Создание подразделения Гиретсу Кутейтай

Захват американской армией Марианских островов в августе 1944 года привёл к новому этапу войны на Тихом океане. Захваченные у японцев аэродромы после перестройки позволяли американским тяжёлым бомбардировщикам В-29 приступить к регулярным вылетам на бомбардировку городов Японии. 24 ноября 1944 года американцы произвели первый массовый налёт на Токио, причём прямой ущерб столице произвёл меньший эффект, чем удар по морально-психологическому состоянию населения Империи.

26-30 декабря 1944 года Генеральный штаб выпустил ряд приказов и распоряжений для 6-й воздушной армии, дислоцированной на Тайване и Окинаве, по организации плана «Ретсу-Сакусен». План предусматривал проведение рейдов силами армейской авиации с целью нейтрализации новой угрозы метрополии в целом и столице в частности.

Выполняемые с ноября 1944 года отдельные налёты японской бомбардировочной авиации армии и флота против строящихся американских авиабаз носили спорадический характер. Несмотря на победные рапорты, количество выведенных из строя американских бомбардировщиков на островах Сайпан и Тиниан оставалось низким: потеряв 37 самолётов, японские армия и флот смогли уничтожить 11 бомбардировщиков В-29 и повредить ещё 43.

Для долговременного нарушения действий американской авиации с баз Сайпана и Тиниана, а также проведения акций саботажа в тылу противника было решено произвести высадку диверсионных групп на парашютах. Впоследствии способ десантирования был изменён на посадочный, причём самолёты должны были садиться на фюзеляж и тем самым блокировать взлётно-посадочные полосы. Учитывая дальность объектов для атаки и характер операции, эвакуация и возвращение диверсантов были невозможны. По выполнении основной задачи диверсионные группы должны были перейти к самостоятельным партизанским действиям против частей Союзников в отрыве от снабжения.

В качестве транспортных самолётов предполагалось использовать устаревшие машины, приписанные к лётным школам армии на Тайване и Окинаве. На этом основании 20 июля 1944 года сформировали три эскадрильи – одну на бомбардировщиках Ki-21 (тип 97) и две на разведчиках Ki-46 (тип 100).

30 ноября 1944 года с согласия генерал-лейтенанта Мичихиро Сугавара из 1-й воздушно-десантной бригады выделяется первая специальная группа в количестве 126 человек под командованием капитана Мичиро Окуямы, командира сапёрной роты. По его инициативе в дальнейшем этой группе присвоили наименование Гиретсу Кутейтай (義烈空挺隊), что можно перевести с японского как «Героический воздушно-десантный корпус». Первоначально целью этой группы назначили бомбардировщики В-29, базировавшиеся на аэродроме Аслито на острове Сайпан.

При формировании специальной группы в её состав были включены два кадровых офицера разведки, закончивших обучение в школе Накано в Токио, шесть офицеров армейской разведки (выпускники ноября 1944 года филиала школы Накано в Футаматамачи), прикомандированных из штаба армии в Омотои, а также два радиста-шифровальщика из школы Накано, прошедших подготовку в качестве парашютистов. В итоге численный состав группы увеличился до 136 человек.

Участие офицеров разведки из школы Накано в формировании и обучении группы Окуямы было необходимо, так как, начиная с конца 1943 года, в компетенцию армейской разведки входили задачи по подготовке постоянных рейдовых подразделений или партизанских отрядов в тылу Союзников на южных островах Тихого океана. Их задачей было установление связи с разрозненными группами японских солдат, оставшихся на захваченном американцами Сайпане, и реорганизация этих подразделений в постоянные партизанские отряды.

Макет бомбардировщика В-29, использовавшийся для тренировок. Сайтама, префектура Ирума

Макет бомбардировщика В-29, использовавшийся для тренировок. Сайтама, префектура Ирума

Тренировки и обучение группы проводились с 5 декабря 1944 года в Академии воздушных сил армии вблизи города Сайтама, префектура Ирума. Для тренировок по установке взрывных устройств был специально построен полноразмерный макет бомбардировщика В-29.

К середине декабря закреплённая за отрядом 3-я отдельная авиаэскадрилья под командованием капитана Чуичи Сувабе (32 лётчика на 16 бомбардировщиках «Мицубиси» Ki-21) перебазировалась на аэродром Хамамацу. С самолётов сняли всё оборонительное вооружение, переоборудовав фюзеляж под размещение десанта до 12 человек со снаряжением, для чего заблокировали бомболюки и установили подвесные брезентовые сидения. Кроме своих обязанностей по пилотированию, экипажи самолётов ускоренно обучались тактике наземного боя и навыкам обращения со взрывчаткой.

17 декабря 1944 года объединённым на аэродроме Хамамацу в один отряд численностью 168 человек группам добровольцев капитана Окуямы (126 человек), армейской разведки Накано (10 человек) и 3-й отдельной эскадрильи Сувабе (32 человека) официально присвоили название «Гиретсу Кутейтай». Через пять дней, 22 декабря, перед представителями штаба в ночное время была проведена демонстрация готовности отряда выполнить приказ. Совершив короткую перебежку, группа диверсантов произвела закладку взрывчатки на основание крыла списанного Ki-21, затем показав отход группы и подрыв объекта.

Показательный подрыв учебной цели – списанного бомбардировщика Ki-21

Показательный подрыв учебной цели – списанного бомбардировщика Ki-21

Предполагалось в ночь на 24 декабря 1944 года силами отряда совершить десантную операцию на аэродром Аслито на Сайпане. Однако командование ВВС армии отменило вылет отряда, так как 3-я эскадрилья имела малый опыт управления бомбардировщиками Ki-21 ночью – до этого большая часть пилотов обучалась управлению разведчиками Ki-46. К тому же, на большей части бомбардировщиков отсутствовали навигационные приборы – самолёты предназначались для дневных вылетов в простых метеоусловиях и атак камикадзе в составе группы. Операцию перенесли на 13 января, тренировки продолжились.

К этому времени в результате постоянных налётов американских бомбардировщиков и обстрелов с крейсеров японские аэродромы на Иводзиме вышли из строя – сгорели топливные хранилища, были разрушены взлётные полосы. В результате 27 января 1945 года задания для парашютистов Гиретсу Кутейтай и подобных ему соединений армии и флота были отменены.

Новая цель – Иводзима

Группу добровольцев капитана Окуямы из отряда Гиретсу Кутейтай вывели в резерв и снова вернули в префектуру Миядзаки (селение Карасебару), где продолжились упорные тренировки диверсантов.

19 февраля 1945 года американская морская пехота высадилась на Иводзиме. В связи с угрозой потери острова и его аэродромов штабом воздушной армии было принято решение задействовать Гиретсу Кутейтай для высадки на захваченный американцами на Иводзиме «Аэродром №1». 8 марта личный состав Гиретсу Кутейтай прибыл из Тарухары в префектуру Ибараки на аэродром Цукуба. 10 марта 334 бомбардировщика B-29 осуществили налёт на Токио, что привело к отмене и задержке подготовки ряда операций на Южном фронте.

Капитан Окуяма докладывает о деталях своего плана

Капитан Окуяма докладывает о деталях своего плана

17 марта 1945 года прервалась радиосвязь с генерал-лейтенантом Тадамити Курибаяси на Иводзиме. В связи с потерей возможности координировать атаку бомбардировщиков и высадку диверсантов на остров, 21 марта 1945 года было принято решение отменить операцию. Группу капитана Окуямы из отряда Гиретсу Кутейтай снова вывели в резерв и отправили в Карасебару (префектура Миядзаки), а 3-я отдельная эскадрилья перебазировалась на аэродром Хамамацу.

Подготовка высадки на Окинаву

1 апреля 1945 года американская армия в рамках операции «Айсберг» высадилась на Окинаве. В ходе наземной операции под контролем американцев оказались японские аэродромы Ёмитан и Кадена. Взлетающие с них истребители и бомбардировщики оказывали эффективное противодействие атакам японской авиации армии и флота, срывая, в том числе, атаки камикадзе на флот Союзников, а также поддерживали наступательные действия 6-й дивизии морской пехоты США на севере Окинавы и 24-го корпуса на юге.

В рамках поддержки массовой атаки камикадзе против 5-го флота ВМС США была спланирована серия атак на корабли радиолокационного дозора и аэродромы истребительной авиации. Последующие атаки на американские транспортные корабли самолётами-камикадзе и бомбардировщиками армии и флота позволили бы перейти 32-й японской армии в наступление и нанести поражение противнику – всего планировался вылет 180 самолётов-камикадзе и 30 обычных бомбардировщиков, частью с управляемыми бомбами «Ока». Ключевым этапом этого плана был захват или временное выведение из строя аэродромов Ёмитан и Кадена (по японским обозначениям, Северный и Средний, он же Центральный).

Аэродром Ёмитан

Аэродром Ёмитан

2 мая отряд Гиретсу Кутейтай полностью передали в распоряжение 6-й воздушной армии для наступательной операций на Окинаве. Уже 3 мая капитан Окуяма получил предписание явиться в штаб 6-й воздушной армии для ознакомления с приказом и предварительным планом. 8 мая, закончив проработку плана совместных действий в штабе воздушного флота, капитан Окуяма вернулся к своему подразделению.

Согласно плану штаба 6-й воздушной армии, отряд Гиретсу Кутейтай должен был выполнять свою задачу в тесном взаимодействии с атаками истребителей и бомбардировщиков, а также камикадзе:

Предполагалось, что, покинув аэродром Кумамото на закате (около 18:00) и пролетев на бреющем полете над морем около 770 км, в 23:20 группа из восьми самолётов атакует с северно-западного направления Северный аэродром (Ёмитан), а четыре самолёта отправятся на Средний аэродром (Кадена). Экипажи самолётов произведут посадку без шасси на взлётно-посадочные полосы аэродромов. После посадки отряд немедленно приступит к подрыву вражеских самолётов, мест складирования боеприпасов и других объектов. Затем, при возможности, отряд рассредоточится вблизи аэродрома и будет препятствовать дальнейшему использованию аэродрома. После приземления члены экипажей самолётов переходят в состав отряда Гиретсу Кутейтай под командование капитана Окуямы.

Взлётная полоса аэродрома Кадена после бомбардировки

Взлётная полоса аэродрома Кадена после бомбардировки

В обеспечение операции истребители прикрытия должны были производить вылеты в заданные районы на протяжении всего светового дня, а тяжёлые бомбардировщики – атаковать Северный и Средний аэродромы за 30 минут до посадки десанта. Один борт выбрасывал груз полос алюминиевой фольги и осветительных бомб над мысом Дзампамисаки, для создания ложных целей американским радарам.

На 13 мая японская армейская разведка подтвердила, что на захваченных двух аэродромах Окинавы находится до 150 самолётов. Перехват японских самолётов осуществлялся радиолокационным дозором и в основном истребителями с аэродрома Ёмитан (Северный).

3-я отдельная эскадрилья получила приказ переместиться с аэродрома Хамамацу на аэродром Кенгун. После ряда переносов вылет назначили на 23 мая 1945 года.

Состав и снаряжение отряда Гиретсу Кутейтай

Для успешного выполнения операции как всего отряда, так и отдельных его частей капитаном Окуямой были проработаны структура и вооружение отряда. Он разделил отряд на командное отделение (10 человек) и пять взводов. В непосредственном подчинении командного отделения находились отдельный пулемётный расчёт (два человека с ручным пулемётом тип 99), два радиста и два сигнальщика.

Учитывая возможность возникновения ситуации, когда выполнять задание диверсантам придётся, разбившись на отдельные группы, было определено оптимальное количество снаряжения и вид вооружения членов групп. Каждый из пяти взводов был разделён на два отделения по 14 человек, которые, в свою очередь, состояли из четырёх команд по 3–4 человека:

      • 1-я команда (четыре человека, включая командира полувзвода): винтовка тип 99, два пистолета-пулемёта тип 100, два прикрепляемых взрывных устройства, четыре противотанковых мины тип 99;
      • 2-я команда (три человека): винтовка тип 99, ручной пулемёт тип 99, одно прикрепляемое взрывное устройство, четыре противотанковых мины тип 99;
      • 3-я команда (три человека): винтовка тип 99, один пистолет-пулемёт тип 100, одно прикрепляемое взрывное устройство, четыре противотанковых мины тип 99;
      • 4-я команда (три человека): одна винтовка тип 99, один пистолет-пулемёт тип 100, один гранатомёт типа 89, одно прикрепляемое взрывное устройство, четыре противотанковых мины тип 99.

Кроме перечисленного оружия, каждый рядовой диверсант группы Гиретсу Кутейтай получил осколочные гранаты тип 97 и тип 99, а также зажигательные гранаты тип 91 общим количеством 10–15 штук, дымовые шашки тип 94 и небольшое количество противотанковых кумулятивных метательных гранат тип 3. Все диверсанты, кроме холодного оружия (мечей у офицеров, кинжалов танто и штыков у рядовых) имели личное оружие – пистолеты тип 94 или тип 14. У командиров полувзводов и группы сигнальщиков имелись 35-мм осветительные пистолеты тип 10.

Смотр перед вылетом 23 мая 1945 года

Смотр перед вылетом 23 мая 1945 года

В составе каждой команды (отделения) выделялся подрывник-сапёр, основной задачей которого была закладка взрывных устройств под объекты и их подрыв. Стандартные магнитные мины тип 99 оказались непригодными для установки на алюминиевые поверхности крыльев и фюзеляжей самолётов. Поэтому были приготовлены специальные прикрепляемые взрывные устройства с килограммовым зарядом шашек из тротила и гексогена в жестяном прямоугольном корпусе с тёрочным взрывателем. Для удобства применения заряд оснащался шнуром длиной 5–6 метров с мешочком песка для быстрого заброса на крыло самолёта. Альтернативным способом установки было применение бамбукового шеста длиной 2,5 метра для прижатия заряда к планеру самолёта.

Другое, более мощное, устройство представляло собой двухкилограммовый фугас в металлическом цилиндрическом корпусе, снаряжённый смесью тротила и гексогена и установленный на деревянном шесте. Это устройство изначально создавалось в качестве противотанковой мины и оснащалась двумя резиновыми присосками для крепления к борту танка. Сочтя такой способ установки ненадёжным, часть зарядов сапёры отряда Гиретсу Кутейтай упростили, удалив направляющие для присосок, сделали шест разборным из двух частей по 75 см, установили два тёрочных воспламенителя, приводимых в действие натяжным шнуром одновременно. Для закрепления под фюзеляжем самолёта или у основания крыла самолёта к каждому такому заряду приматывался 6-метровый кусок верёвки.

Транспортировка увеличенного боекомплекта и снаряжения, включая трёхдневный сухой паек, медикаменты, перевязочные материалы и флакон метамфетамина, осуществлялась самими диверсантами в стандартных сухарных и специальных пулемётных сумках, рассчитанных на 150 патронов. Дополнительно на куртки пришивались объёмные карманы для максимально возможного количества боеприпасов и гранат.

Смотр перед вылетом 23 мая 1945 года, капитан Окуяма и капитан Сувабе. На обмундирование кустарным способом нанесены пятна краски, оказавшейся под рукой

Смотр перед вылетом 23 мая 1945 года, капитан Окуяма и капитан Сувабе. На обмундирование кустарным способом нанесены пятна краски, оказавшейся под рукой

23-24 мая 1945 года на аэродроме Кенгун десантники самостоятельно нанесли на куртки маскирующие пятна темно-зелёной краски, которая использовалась аэродромной технической службой для покраски сооружений. На полевые кепи для распознавания в темноте сзади пришили квадраты люминесцентной ткани размерами 3×4 см – при необходимости ткань убиралась вовнутрь кепи. Почти все десантники получили специальные брезентовые ранцы. На лямки этих ранцев спереди пришивались дополнительные одинарные карманы для гранат.

На кадрах, запечатлевших 23–24 мая 1945 года церемонию отправки на задание отряда, можно увидеть, что часть десантников, вооружённых пистолетами-пулемётами тип 100 образца 1944 года, имеет специальные нагрудники для магазинов. Изготовленные малой серией, они использовались в снаряжении 1-й воздушно-десантной бригады. Нагрудник изготавливался из тонкого брезента или парусины и вмещал восемь секторных магазинов тип 100 в отдельных прямоугольных открытых карманах без застёжек или клапанов. Надетый нагрудник фиксировался плечевыми 30-мм лямками, перекрещивающимися сзади, а также парой поясных завязок.

Смотр перед вылетом. Генерал-лейтенант Мичихиро Сугавара обходит строй

Смотр перед вылетом. Генерал-лейтенант Мичихиро Сугавара обходит строй

Дополнительно большинство десантников поверх нагрудника надевали специальный пояс тип 2 для боеприпасов, в котором размещались четыре гранаты тип 99, кобура пистолета тип 94, горизонтальный подсумок для двух или четырёх магазинов к пистолету, и крепление штыка тип 2 или тип 100.

Десантники, вооружённые 7,7-мм винтовками Арисака тип 99, получали кавалерийские бандольеры тип 1 или тип 2, состоящие из широкого брезентового пояса с девятью объёмными карманами, в которые помещалось 70 патронов в стандартных обоймах (по две пятизарядные обоймы) и две гранаты тип 91, тип 97 или тип 99.

Высадка отряда Гиретсу на аэродромы Окинавы

23 мая 1945 года в 17:00 участники операции собрались на аэродроме Кенгун перед ангарами. Командующий генерал-лейтенант Мичихиро Сугавара произнёс церемониальную речь. Затем на прощальном банкете последовал троекратный тост: «Десять тысяч лет жизни императору! Банзай!» Церемонию фотографировали, велась киносъёмка.

Смотр перед вылетом. Рапорт капитана Окуямы перед генерал-лейтенантом Сугавара

Смотр перед вылетом. Рапорт капитана Окуямы перед генерал-лейтенантом Сугавара

К 18:00 от станций метеонаблюдения поступил звонок о плохой погоде в направлении Окинавы. Армейское командование приказало отложить вылет отряда Гиретсу Кутейтай на сутки.

24 мая в 07:30 поступило сообщение о хорошей погоде. Отряд проверил снаряжение и пришёл в боевую готовность. На аэродроме Кенгун производили повторный осмотр и подготовку к вылету 12 бомбардировщиков Ki-21.

Чашка саке перед вылетом

Чашка саке перед вылетом

В 17:10 десантники прибыли на грузовиках на аэродром. Проверку самолётов и экипажей завершили к 18:00, затем отряд Гиретсу Кутейтай построили для прощальной церемонии. Каждый участник операции прощался со своим родным городом или селением.

В 18:10 началась погрузка на самолёты. Капитан Окуяма и командир 3-й отдельной эскадрильи капитан Сувабе пожали друг другу руки. В 18:40 самолёты начали подниматься в воздух.

В течение часа четыре самолёта вернулись – отказали двигатели из-за некачественного топлива. При вынужденной посадке два из них разбились (один получил дополнительные повреждения от огня зенитной артиллерии вражеского корабля). Выполнение задания продолжили шесть самолётов, летящих на Ёмитан, и два – на аэродром Кадена.

Прощание перед вылетом. Десантник отдаёт свой паек остающемуся товарищу

Прощание перед вылетом. Десантник отдаёт свой паек остающемуся товарищу

В 22:00 отряд Гиретсу должен был уже находиться в районе высадки. В операционной комнате аэродрома Кенгун ожидали условного радиосигнала, но в эфире было тихо. У радиоприёмника собрался наземный персонал и оставшиеся десантники. Наконец, в 22:11 поступило первое и последнее сообщение, приписываемое капитану Окуяме: «Сажусь сейчас!»

В 22:25 от 110-й эскадрильи, которая сопровождала бомбардировщики и транспортные самолёты, поступило подтверждение, что посадка десанта удалась. В 22:45 получили радиоперехват американских сообщений: «Северный аэродром закрыт… не приземляйте самолёты». Затем в эфир поступил ряд сообщений об атаке и бомбардировке наземных объектов. Возвращающиеся бомбардировщики наблюдали над местом высадки красные ракеты, означающие приземление десанта на Северном и Среднем аэродромах.

Прощание. Фотография на память

Прощание. Фотография на память

Несколько групп армейских бомбардировщиков бомбили цели на Ёмитане и Кадене. Съёмка с борта показала, что четыре транспортных самолёта с десантом сбили возле аэродрома, но пятый приземлился на взлётно-посадочной полосе аэродрома Ёмитан с северо-востока на юго-запад и успешно лёг на фюзеляж. На аэродроме Кадена следов посадки на взлётную полосу не отмечалось, присутствовали очаги возгорания на краях полос обоих аэродромов.

Американские военные архивы

А что зафиксировали американцы? 24 мая в 21:20-21:25 корабли радиолокационного дозора и наземные посты обнаружили приближение нескольких групп воздушных целей с северного и северо-восточного направления. Японские бомбардировщики и истребители атаковали корабли и наземную ПВО в районах Ёмитан и Кадена. Большая часть бомб, сброшенных на аэродром Ёмитан, не попала в цель.

Загрузка на борт самолёта

Загрузка на борт самолёта

Средства ПВО сбили 11 атакующих бомбардировщиков. Среди сбитых в последующие полчаса оказались два транспортных самолёта, шедших на Ёмитан, включая борт, на котором находился капитан Окуяма, и два последних самолёта, шедших на Кадену. Сбитые бомбардировщики и транспортники падали в море, не долетев до береговой линии.

В 22:25–22:30 группа из пяти самолётов Ки-21 прошла на низкой высоте над аэродромной полосой базы Ёмитан со стороны острова Иедзима (север, северо-запад). Два из них были сбиты и упали горящими вне аэродрома. Ещё два транспортника, получив попадания, упали на краю лётного поля. Обломки одного из них задели зенитный автомат с расчётом, погибли два американских артиллериста. Среди обломков оказался один выживший десантник, который открыл огонь по аэродромной охране.

Бойцы отряда диверсантов в самолёте. Тесные кабины бомбардировщиков мало подходили для перевозки людей

Бойцы отряда диверсантов в самолёте. Тесные кабины бомбардировщиков мало подходили для перевозки людей

В 22:30 на центральную полосу аэродрома Ёмитан приземлился последний, пятый транспортный Ки-21 с бортовым номером 6546, который получил повреждения от зенитного огня и посадки на фюзеляж. Самолёт с убранным шасси остановился в 70 метрах от контрольной башни. При посадке трое десантников погибли, а ставшиеся девять вместе с двумя пилотами высадились и, рассредоточившись по аэродрому Ёмитан, вступили в перестрелку с охраной. Используя подрывные и зажигательные заряды, диверсанты приступили к уничтожению стоящих на площадках самолётов и открыто размещённых складов.

К 08:00 25 мая аэродром Ёмитан был полностью закрыт для полётов, его взлётно-посадочная полоса временно оказалась непригодна для эксплуатации из-за разбросанных обломков. В 12:55 в перелеске в районе аэродрома американский поисковый отряд обнаружил и застрелил последнего десантника.

Рукопожатие капитана Окуяма и капитана Сувабе перед вылетом

Рукопожатие капитана Окуяма и капитана Сувабе перед вылетом

В результате действий диверсионной группы были уничтожены семь самолётов: два истребителя F4U, четыре транспортных С-47, один четырехмоторный бомбардировщик РВ4Y. Ещё 36 самолётов получили повреждения. Были уничтожены два склада с 600 бочками авиационного топлива общим объёмом 70000 галлонов. Часть ущерба и ранений были причинены беспорядочной и стрельбой американских военнослужащих из аэродромной охраны и наземных служб.

Вооружённые силы США потеряли два человека убитыми и 18 ранеными. Проведённый 25-26 мая американской похоронной командой сбор останков японских десантников обнаружил всего 69 тел, из них 10 вблизи мест диверсий, и три в транспортном самолёте с бортовым номером 6546. На телах некоторых японцев отмечены следы суицида.

Всего было задействовано 12 самолётов, на борту каждого из них было 14 человек. Четыре самолёта из-за неисправностей вернулись на базу, семь были сбиты зенитной артиллерией – все, находившиеся на них лётчики и десантники, кроме одного, погибли. На аэродроме Ёмитан сел лишь один самолёт, десант и экипаж погибли в перестрелке. Японская 6-я воздушная армия отметила потерю 99 человек из 168 членов отряда Гиретсу Кутейтай. Капитан Мичиро Окуяма за успешную операцию был повышен в звании до майора, а в связи с гибелью при выполнении задания звание выросло до полковника.

Старт самолётов Ki-21 3-й отдельной эскадрильи с десантом на борту

Старт самолётов Ki-21 3-й отдельной эскадрильи с десантом на борту

27 мая в 14:10 аэродром Ёмитан был полностью восстановлен для приёма самолётов. Операция «Кикусуй №7» по атаке американского флота была выполнена не полностью. Из 180 самолётов-камикадзе вылетело только 70, произвести атаку смогли 24 из них, а по данным американских архивов – лишь 13. Заявлено, что поразить цель смогли 12 самолётов. Было потоплено три корабля, ещё пять получили серьёзные повреждения и были исключены из списков, один вышел из строя на срок более месяца.

Из записей обороняющей Окинаву 32-й армии

Подразделения японской армии не смогли продвинуться в район действия отряда Гиретсу Кутейтай, несмотря на проведённые атаки на американские корабли поддержки и частичный вывод из строя аэродромов Северный и Средний. Перейти к наступательным действиям завязшей в обороне под Сюри 32-й армии не удалось.

12 июня к частям 32-й армии в окрестностях Гуситян (Яэсе, уезд Симадзири) вышел один из уцелевших бойцов отряда Гиретсу Кутейтай, который доложил о выполнении задания. Его имя, звание и номер самолёта остались неизвестными.

Стрельба в ночном небе над аэродромом Кадена – боеприпасов американцы не жалели. На переднем плане силуэты «Корсаров» Корпуса морской пехоты США

Стрельба в ночном небе над аэродромом Кадена – боеприпасов американцы не жалели. На переднем плане силуэты «Корсаров» Корпуса морской пехоты США

Невзирая на полную потерю элитного парашютно-десантного отряда, результаты действий отряда Гиретсу Кутейтай были неверно оценены командованием 6-й воздушной армии как успешные. Несколько месяцев спустя аэродромы на Окинаве должны были снова подвергнуться нападению.

Планируемая 6-й воздушной армией операция состояла в том, чтобы отправить 12 транспортных самолётов Ki-59 (с восемью десантниками в каждом) с буксируемым планером Ku-8. В планере размещались 20 десантников или 20-мм зенитная автоматическая пушка тип 98. Десант был набран из 1-го воздушно-танкового полка и 1-го полка воздушно-десантных артиллеристов. Командование отрядом поручалось капитану Тошио Хироте.

Самолёт Ki-21 с хвостовым номером 6546 на полосе аэродрома Ёмитан

Самолёт Ki-21 с хвостовым номером 6546 на полосе аэродрома Ёмитан

В начале августа 1945 года подразделение было перебазировано на аэродром Фусса вблизи Токио. Само выполнение операции запланировали на конец августа, но отменили в связи с капитуляцией Японии 15 августа 1945 года.

Операция «Цуруги», она же «Кен-Гоу-Сакусен»

После армейской операции на Окинаве командование флотом также разработало планы создания специальных диверсионных отрядов на основе воздушно-десантных частей морской пехоты (Кайгун Кутей) для нападения на американские аэродромы на Марианских островах.

24 июня 1945 года был выпущен приказ о подготовке атаки на Сайпан с участием 30 бомбардировщиков «Йокосука» P1Y и 20 «Мицубиси» G4M, транспортирующих на борту военно-морских десантников. План операции получил предварительное наименование «Цуруги». Согласно ему, бомбардировщики P1Y, оборудованные 20 направленными вниз 20-мм пушками каждый, предварительно обстреливали атакуемые аэродромы и бомбили их зажигательными бомбами малого калибра. G4M выполняли бы высадку десанта, который, невзирая на потери, уничтожал подрывными зарядами максимальное доступное количество бомбардировщиков B-29. В дальнейшем уцелевшие десантники переходили к партизанским действиям на острове в составе диверсионных отрядов «Отори».

Погибший десантник на фоне бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Погибший десантник на фоне бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Десантные отряды и экипажи G4M, выбранные для посадки на Марианских островах, проводили интенсивную подготовку на базах в северном Хонсю. Дата выполнения операции была установлена на 24 июля. Однако целенаправленные налёты 14–15 июля 1945 на места базирования японских самолётов бомбардировщиками флота США уничтожили многие из транспортных самолётов. В связи с потерями материальной части операция была отложена до августа. Отсрочка операции привела к пересмотру плана действий и увеличению количества участвующих в операции – подключалось и армейское командование воздушным флотом.

В обновлённом плане под названием «Кен-Гоу-Сакусен» задействовали в качестве транспортных самолётов 60 бомбардировщиков G4M. В состав десанта входили 300 десантников флота из 101-го особого десантного отряда (базы Куре) и 105-го особого десантного отряда (базы Йокосука), а также 300 армейских десантников-штурмовиков из 1-го полка Тейсин Рентай 1-й бригады Дай-1 Тейсин Дан.

Хвостовая часть разбившегося самолёта с бортовым номером 6156

Хвостовая часть разбившегося самолёта с бортовым номером 6156

Планировалось, что 1-я эскадрилья на 20 G4M доставит 200 военно-морских десантников на Гуам. 2-я эскадрилья на 20 G4M транспортирует совместный отряд и 100 десантников военно-морских сил на северный аэродром острова Тиниан, и 100 армейских десантников-штурмовиков на южный аэродром Тиниана. 3-я эскадрилья на 20 G4M отправляется с 200 армейскими десантниками-штурмовиками на Сайпан. Предварительный удар по целям поручили 36 самолётам P1Y, несущим 800 кг бомб малого калибра каждый, а также 36 специальным P1Y с 20-мм пушками.

В пересмотренном плане предусматривалось, что уцелевшие после операции бомбардировщики B-29 будут захвачены и отправлены в Японию. Нападение должно было состояться 19–23 августа, но радиоперехват и расшифровка сообщений штаба японского флота разведкой Союзников установили места базирования японских бомбардировщиков и транспортных самолётов, участвующих в операции.

Результат атаки аэродрома Ёмитан

Результат атаки аэродрома Ёмитан

9 августа последовал упреждающий удар с авианосцев 38-я оперативной группы ВМС США по аэродромам базы Мисава на Хонсю. В результате были уничтожены 29 G4M и 20 P1Y. Хотя операция «Кен-Гоу-Сакусен» после этого рейда не была отменена, дата выполнения сместилась на более поздний срок. Капитуляция Японии 15 августа прекратила дальнейшую подготовку диверсионных отрядов.

Литература

      1. Кеничи Танака. Цветок в большом небе. Полная история воздушно-десантных войск, 1984
      2. Кеничиро Оучи. Корпус специальных атак Токкотай, 2009
      3. Масао Ямабе. Войска военно-морских десантников, 1956

источник: https://warspot.ru/8344-giretsu-kuteytay-geroicheskie-desantniki

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account