3

 

Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.

Возросшая активность британских поплавковых самолётов и летающих лодок, которые помимо всего прочего атаковали немецкие военно-морские базы в Зебрюгге и Боркуме (Borkum), заставила командование Императорских ВМС Германии (Kaiserliche Marine; Кайзерлихмарине) в мае-июне 1916 года выдать ряду немецких авиастроительных компаний задания на разработку одноместных истребителей-гидросамолётов (поплавковых или летающих лодок). В числе фирм, получивших это задание, был расположенный в Фридрихсхагене близ Берлина филиал компании Albatros-Flugzeugwerke GmbH. 16 мая он получил заказ на постройку трёх прототипов, получивших обозначение W.4. Очень часто этот самолёт считают модификацией знаменитого истребителя Albatros D.I, однако фактически общим у них был лишь фюзеляж; в целом W.4 был заметно крупнее сухопутной машины – размах крыльев был увеличен на метр, а их площадь достигла 31 м² против 22,9 у D.I. Хотя силовая установка W.4 состояла из того же, что у D.I, шестицилиндрового рядного двигателя водяного охлаждения Mercedes D.III, спецификация Кайзерлихмарине требовала, чтобы вооружение состояло лишь из одного пулемета Maxim LMG.08/15, расположенного с правой стороны фюзеляжа перед пилотом.

Гидросамолёты-истребители Albatros W.4. Германия
чертеж гидросамолёта-истребителя Albatros W.4
Гидросамолёты-истребители Albatros W.4. Германия
схемы гидросамолёта-истребителя Albatros W.4 (прототип)

Постройка самолётов проходила достаточно быстро: уже 28 августа 1916 года первый прототип был передан испытательному центру морской авиации (Seeflugzeuge Versuchs Kommando) в Варнемюнде для проведения официальных испытаний.

Самолёт имел цельнодеревянную конструкцию; лишь каркас стабилизатора, рулевых поверхностей и все стойки (кабанные, межкрыльевые и соединявшие фюзеляж с поплавками) изготавливались из стальных труб. Крылья, руль направления и горизонтальное оперение были покрыты полотном; полумонококовый фюзеляж и составлявший с ним единое целое киль вертикального оперения имели фанерную обшивку. Поплавки были цельнодеревянными. Элероны устанавливались только на верхнем крыле.

Прототип и часть серийных машин W.4 были оснащены водяными радиаторами по бортам фюзеляжа, однако самолёты более позднего выпуска получили плоские радиаторы компании Teves und Braun, установленные в центроплане верхнего крыла.

Испытания, которые проводились в течение нескольких месяцев, выявили множество недостатков. Уже вскоре после их начала первый прототип был отправлен обратно на завод, где получил удлинённые поплавки. В Варнемюнде он вернулся 23 сентября 1916 года вместе со вторым прототипом, однако по-прежнему страдал от чересчур задней центровки (затяжеление на хвост) и неправильно выбранного угла установки крыльев. Эти проблемы частично удалось решить лишь изменением выноса верхнего крыла и угла установки на третьем прототипе, переданном на испытания в Варнемюнде в декабре 1916 года.

Гидросамолёты-истребители Albatros W.4. Германия
первый прототип Albatros W.IV (№ 747)

Тем не менее, испытания показали, что самолёт является перспективным, и ещё 5 сентября 1916 года командование Кайзерлихмарине заказало предварительную серию из десяти машин. Девять из них были приняты в феврале 1917 года – испытывать их пришлось в боевых условиях. На этих машинах была выявлена чрезмерная хрупкость поплавков, потребовавшая их переделки, а также ряд других недостатков, подробное описание которых выходит за рамки нашей рубрики.

Тем временем уже 6 октября 1916 года флот заказал 20 серийных самолётов. 16 декабря была заказана вторая серия из 10 машин, 30 января 1917 года – третья (25 самолётов), и 19 апреля была заказана четвертая серия (30 машин). Все эти самолёты были оснащены уже двумя синхронизированными пулемётами. Первая серия была поставлена в период с апреля по август 1917 года, вторая с период с июля по август, а третья и четвертая с августа по октябрь.

Гидросамолёты-истребители Albatros W.4. Германия


гидроистребитель Albatros W.4 (№ 1486) позднего выпуска

В начале июня 1918 года три гидросамолёта Albatros W.4 третьей серии были переданы австро-венгерскому флоту (Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine; Императорские и Королевские Военно-морские силы). Затем флоту Австро-Венгрии было передано пять машин из пятой серии (20 экземпляров), заказанной в августе 1917 года и поставленной в ноябре и декабре этого же года. Эти сделки осуществлялись в рамках бартера: взамен австрийцы поставляли немцам мощные V-образные 12-цилиндровые двигатели Austro-Daimler, необходимые для установки на гигантские бомбардировщики Zeppelin-Staaken. Однако австро-венгерские W.4 никогда не участвовали в боевых действиях.

На сравнительных испытаниях с гидросамолётом-истребителем Hansa Brandenburg KDW, проведенных в июне 1917 года, Albatros W.4 показал свое полное превосходство. Вскоре после этого W.4 получил элероны и на нижнем крыле, и его маневренность ещё более возросла. Albatros W.4 действовали с баз в Балтийском море (например, Виндау [Windau]), однако в реальных боях участвовали редко, что объясняется малой активностью русской авиации. О боевых успехах W.4 информация отсутствует.

Из 118 изготовленных самолётов 91 машина была передана заказчику в период с июля по декабрь 1917 года, после чего производство W.4 было завершено. Примерно в это же время командование Кайзерлихмарине пришло к выводу, что для действий над морем больше подходят двухместные истребители, такие как Friedrichshafen FF.33 и Hansa Brandenburg W.12. С насыщением частей двухместными машинами одноместные гидросамолёты-истребители использовались почти исключительно в качестве тренировочных. Albatros W.4 последней серии после изготовления были сразу же отправлены на склад.

Гидросамолёты-истребители Albatros W.4. Германия 
вариант окраски гидросамолёта-истребителя Albatros W.4 (№1512) поздней серии

В любом случае, лётчики морской авиации предпочитали одноместные истребители Rumpler 6B1 и 6B2. Это также объясняет тот факт, что к 1 августа 1918 года на вооружении Кайзерлихмарине находились еще 89 гидросамолётов-истребителей Albatros W.4. Таким образом, с февраля 1917 года в ходе боевых действий и в результате аварий был потерян 21 самолёт данного типа – на удивление мало для морских самолётов тех лет! Однако лишь девять машин из этих 89 служили в боевых подразделениях: четыре в Северном море и пять в Турции. 56 машин находились на складском хранении, а остальные использовались в качестве учебных на береговых базах Балтийского моря. После окончания войны история самолётов этого типа подошла к концу.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Albatros W.4

Назначение: гидросамолёт-истребитель

Компания-производитель: Albatros Werke G.m.b.H, Фридрихсхаген-ам-Мюггельзее (близ Берлина)

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D.III, развивавший мощность 160 л.с.

 

первый прототип W.4

предсерийный W.4

W.4 первой серии

Размеры:

 

 

 

размах крыльев, м

9,50

9,50

9,50

длина, м

8,50

8,50

8,50

высота, м

3,65

3,60

3,60

площадь крыльев, м²

31,0

31,0

31,60

Вес:

 

 

 

пустого, кг

709

790

784

взлетный, кг

989

1070

1064

Летные характеристики:

 

 

 

максимальная скорость, км/ч

155

158

160

время набора высоты, мин

 

 

 

1000 метров

н/д

5,0

5,5

2000 метров

н/д

8,5

11,5

3000 метров

н/д

20,2

23,0

практический потолок, м

3000

3000

3000

продолжительность полета, ч

3

3

3

Вооружение: прототип и самолёты первой серии оснащались одним пулеметом Maxim LMG.08/15, машины следующих серий – двумя.


источник: Václav Němeček «ALBATROS W.4» // Letectvi+Kosmonautika 18/2000, с. 58 (Letadla 14-18)

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account