Гидросамолеты-истребители Supermarine Spitfire Mk.V & Spitfire Floatplane Mk.IX. Великобритания

2

В войнах часто возникают ситуации, когда одна сторона предпримет что-то, на что у другой стороны нет возможности ответить. В начале Второй Мировой войны подобное часто происходило с Британией, например, во время немецкого вторжения и оккупации Норвегии в апреле 1940 года. Действовавшие на севере Норвегии британские войска вскоре обнаружили, что им не хватает защиты от самолетов противника – несколько истребителей-бипланов Gloster Gladiator и редкая помощь палубных самолетов авиации Королевского флота (Fleet Air Arm – FAA) не давала шансов на завоевание превосходства в воздухе. Теоретически Королевские ВВС могли отправить нужное количество самолетов, но проблема заключалась в том, что отправлять их было некуда. В горной местности с многочисленными фьордами было мало аэродромов, а их постройка была крайне проблематичной. В данной ситуации могли бы помочь поплавковые истребители, способные действовать как с моря, так и с озер, и для исправления положения Министерство авиации распорядилось об ускоренной разработке машин данного типа.

Расположенный в Фарнборо Королевский авиационный НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE) сразу же приступил к работам. Уже в мае 1940 года были испытаны поплавки, установленные на моделях истребителей Hawker Hurricane I и Supermarine Spitfire I. Из-за полотняной обшивки большей части фюзеляжа Hurricane был признан неперспективным и поэтому работы продолжились с истребителем Spitfire. В случае со «спитфайром» положительную роль сыграл тот факт, что компанией Supermarine уже в мае были проведены по установке истребителя данного типа на поплавки [1] от гидросамолета Blackburn Roc. К сожалению Spitfire на этих поплавках показал себя крайне неудовлетворительно и даже не взлетел. Затем истребитель был возвращен в исходное состояние.

Уже во время испытаний компания Supermarine начала разработку собственных поплавков из поставлявшегося Соединенными Штатами алькледа, который более устойчив к воздействию морской воды. Поплавки должны были устанавливаться на Spitfire Mk.III. В RAE поплавки показали хорошие результаты, но «тройка» в серийное производство не пошла.

Реальные переделки начались в сентябре 1941 года в расположенных в Херли-Парке (Hurley Park) экспериментальных мастерских. Для переделки в гидросамолет был предоставлен Spitfiru Mk.VB (серийный номер W3760) с двигателем Merlin 45 и с более эффективным четырехлопастным винтом Rotol. Вооружение истребителя состояло из размещенных в крыле двух 20-мм пушек Hispano и четырех 7,7-мм пулеметов Browning (тип «B»). Поплавки, изготовленные компанией Folland, несли пилоны, которые крепились к лонжеронам крыла в непосредственной близости от пушек, но ближе к фюзеляжу. Колесное шасси демонтировалось, а ниши его основных стоек заделывались. 

Гидросамолеты-истребители Supermarine Spitfire Mk.V & Spitfire Floatplane Mk.IX. Великобритания
схемы поплавкового истребителя Spitfire Floatplane Mk.V

Для повышения путевой устойчивости была увеличена площадь вертикального оперения путем добавления под фюзеляжем киля. Первый полет модифицированного самолета состоялся 12 октября 1942 год под управлением летчика-испытателя компании Supermarine Джеффри Куилла (Jeffrey Quill). В ходе летных испытаний выяснилось, что сопротивление поплавков уменьшает максимальную скорость самолета всего на 50 км/ч и, не смотря на то, что угловая скорость крена уменьшилась, маневренность сохранилась. Даже со взлетным весом 3455 кг поведение самолета на воде и воздухе было хорошим; при выполнении штопора или в других нестандартных режимах машина не испытывала никаких проблем. Неидеальной была только путевая устойчивость. Для исправления этой проблемы было решено установить более высокий треугольный киль и руль направления увеличенной площади. Вертикальное оперение было поставлено компанией Folland, которая переняла от компании Supermarine программу поплавкового истребителя и которая перед первым полетом W3760 совершила другие заказанные преобразования.

Гидросамолеты-истребители Supermarine Spitfire Mk.V & Spitfire Floatplane Mk.IX. Великобритания


Mk.V (серийный номер EP751) с первоначальным вертикальным оперением и значком прототипа, размещенным позади кокарды Королевских ВВС

К их числу относятся еще два гидросамолета-истребителя, переделанные из Mk.VB (серийные военные номера EP751 и EP754) и получившие в компании Supermarine обозначение Type 335. В Хэмбле (Hamble) оба поплавковых «спитфайра», официально получивших обозначение Spitfire Floatplane, были заверены в августе 1942 года. Самолеты были оснащены двенадцатицилиндровыми V–образными двигателями жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin 45, развивавшими мощность 1470 л.с. (1080 кВт) и вращавшими четырехлопастные винты Rotol XH54D RM SS с укороченными лопастями диаметром 3,28 м. Водяной и масляный радиаторы остались без изменений. В крыле также устанавливалось вооружение типа «B». Поскольку результаты испытаний W3760 еще не были известны, то на машины было установлено первоначальное вертикальное оперение, которое в ноябре было заменено новым. В конце концов, Spitfire Floatplane Mk.V W3760 оказался в расположенном в Хеленсбурге (Helensburgh) Экспериментальном центре морской авиации (MAEE – Marine Aircraft Experimental Establishment). Проводившиеся на берегу моря испытания оказались успешными и после незначительных изменений и написания руководства по летной эксплуатации на самолетах стали летать несколько выбранных рядовых летчиков RAF. Одним из этих пилотов был групп-капитан (полковник авиации) О. У. Уилсон (Group-Captain O. S. Wilson).

Поскольку норвежская компания была уже не актуальна, то командование Королевских ВВС нашло гидросамолетам-истребителям Spitfire Floatplane Mk.V применение в Средиземном море, где немцами были захвачены материковая Греция и Крит. Гидросамолеты-истребители должны были действовать в немецком тылу с одного из островов [2] и перехватывать осуществлявшие снабжение критских гарнизонов транспортные самолеты Junkers Ju 52. В египетском городе Абукир на базе эскадрильи C группы 103.MU (Maintenance Unit – группа технического обслуживания) было создано возглавлявшееся групп-капитаном (полковником авиации) Уилсоном звено, которое после обучения на Большом Горьком озере должно было быть отправлено немцам в тыл.

Гидросамолеты-истребители Supermarine Spitfire Mk.V & Spitfire Floatplane Mk.IX. Великобритания
летавшие в Египте машины получили обычный для палубных самолетов FAA средиземноморский камуфляж: верхние и боковые поверхности были окрашены в морской темно-серый (Extra Dark Sea Grey) и темный сиреневато-серый (Dark Slate Grey) цвета, нижняя поверхность была окрашена в светлый сине-зеленый цвет (Sky). Идентификационный трехбуквенный код не применялся

6 октября 1943 года самолеты EP751 и EP754 на борту парохода «Пенрит-Кастл» (SS Penrith Castle) были доставлены в Александрию. Через 24 дня самолеты были перевезены на озеро, где началось обучение. Пилотами истребителей были флайт-лейтенант (капитан авиации) Мартин (F/Lt. Martin) и флаинг-офицер (старший лейтенант авиации) Пагсон (F/O Pugson). Пилоты летали довольно интенсивно, но до боевого применения звена дело не дошло. Двух поплавковых истребителей Spitfire Floatplane Mk.V было слишком мало, кроме того возникли серьезные проблемы с коррозией, проникновением воды в радиаторы, двигатель и даже в поплавки. В ноябре того же года машины были возвращены в Великобританию, где были переданы группе технического обслуживания. Зимой 1944 года эти машины, равно как и первый прототип с серийным номером W3760, были отправлены на слом.

Гидросамолеты-истребители Supermarine Spitfire Mk.V & Spitfire Floatplane Mk.IX. Великобритания
Supermarine Spitfire Mk.V (военный серийный номер EP754) в полете над Большим горьким озером; Египет 

Министерство авиации не сразу отказалось от идеи поплавкового истребителя (планировалось их использование против японцев) и в 1943 году приказало продолжить переделки. На этот раз был использован Spitfire IX (серийный номер MJ892), первоначально применявшийся компанией Rotol в качестве летающей лаборатории. Компания Folland Aircraft переоборудовала машину в Spitfire Floatplane Mk.IX [3]. В компании Supermarine этому самолету присвоили обозначение Type 385. В крыле было установлено вооружение типа B: две 20-мм пушки с боезапасом 120 снарядов на ствол и четыре пулемета с боезапасом 350 патронов на ствол.

Гидросамолеты-истребители Supermarine Spitfire Mk.V & Spitfire Floatplane Mk.IX. Великобритания
взлетает единственный Spitfire Floatplane Mk.IX, кабина пилота открыта

Первый полет Spitfire Floatplane Mk.IX совершил в Бомарисе (Beaumaris) 6 июля 1944 года и в отличие от гидросамолетов модификации Mk.V нес стандартный для прототипов камуфляж (верхняя и боковые поверхности были окрашены цвета дневных истребителей RAF – темно-зеленый [Dark Green] и морской серый [Ocean Grey], а нижняя поверхность была выкрашена в желтый цвет). 22 ноября после испытаний, которые выявили схожие с Mk.V проблемы, программа была закрыта, хотя это был самый скоростной поплавковый гидросамолет-истребитель времен Второй Мировой войны. 

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Supermarine Spitfire

Назначение: гидросамолет-истребитель

Компания-производитель: Supermarine, Vickers-Armstrongs, Ltd., Саутгемптон и Folland Aircraft Co., Ltd., Хэмбл

Экипаж: 1 человек

 

Spitfire Mk.V

Spitfire Floatplane Mk.IX

Силовая установка:

 

 

тип двигателя

Rolls-Royce Merlin 45

Rolls-Royce Merlin 66

мощность, л.с.

1×1470

1×1760

общая мощность, л.с.

1470

1760

Размеры:

 

 

размах крыла, м

11,23

11,23

длина, м

10,77

10,82

высота, м

4,22

4,26

площадь крыла, м²

22,48

22,48

Вес:

 

 

пустого, кг

2731

2951

взлетный, кг

3442

3723

Летные характеристики:

 

 

максимальная скорость на уровне моря, км/ч

405

510

максимальная скорость на высоте, км/ч

522

607

крейсерская скорость на высоте, км/ч

290

360

начальная скороподъемность, м/с

11,40

18,80

дальность полета, км

540

740

практический потолок, м

10180

11000

Вооружение:

 

 

пушки, мм

2×20

2×20

пулеметы, мм

4×7,7

4×7,7

Количество изготовленных:

3 экз.

1 экз.


  1. на поплавки был установлен истребитель Supermarine Spitfire Mk.I (серийный номер R6722) с двигателем Merlin 12
  2. снабжение должно было осуществляться с помощью подводных лодок
  3. на гидросамолете-истребителе стоял двигатель Merlin 66, развивавший мощность 1760 л.с. (1264 кВт) и вращавший винт Rotol диаметром 3,43 м

источник: TEXT: MIROSLAV BALOUS VÝKRES: Petr Kolmann «SUPERMARINE SPITFIRE FLOATPLANE Mk.V & IX» L+K červenec 2009

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account