Гидросамолет-разведчик Kawanishi E15K1 Shiun (川西E15K1 紫雲). Япония
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы скоростных самолетов морского базирования, поднятой с статье «Экспериментальная летающая лодка Blackburn B-20. Великобритания».
По своей концепции Kawanishi E15K1 Shiun (紫雲, "фиолетовое облако"; кодовое обозначение союзников Norm) был одним из самых передовых гидропланов своего времени, представлявший собой пример высокого конструкторского искусства. Однако ненадежность сложной системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные и отсутствие бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей.
схемы E15K1
В 1939 году японский флот заключил с Каваниси Кокуки КК (川西航空機) контракт на разработку скоростного двухместного поплавкового разведчика. Задание 14-Си было очень простым требовалось только создать самолет, способный уходить от сухопутных истребителей, а остальные параметры по усмотрению фирмы. Специалисты компании Каваниси приступили к работе над проектом К-10 (флотское обозначение E15К1) в июле того же 1939 года.
схемы E15K1
Необычное требование у разведчику заставило использовать предложенную техническими экспертами Японского Императорского флота нестандартную поплавковую схему: основной поплавок крепился под фюзеляжем на двух стойках и в случае опасности передняя стойка сбрасывалась вместе с поплавком, что позволяло выжать из самолета дополнительно 90 км/ч. Стабилизирующие поплавки имели дюралевое днище и тканевую обшивку верхней части, армированную резиной, что позволяло поджать поплавок к крылу, а при выпуске поплавок надувался. В случае сброса основного поплавка стабилизирующие поплавки при посадке на брюхо не выпускались, а играли роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета.
взлет опытного E15K1
Силовая установка состояла из 1500-сильного двигателя Мицубиси МК4D Касей 14 воздушного охлаждения и двухлопастных соосных винтов, призванных устранить реактивный момент, существенно усложняющий взлет и посадку гидросамолетов. Это был первый пример использования соосных винтов на японском самолете. Для достижения высоких скоростей был выбран ламинарный профиль крыла, разработанный профессором токийского университета Ичиро Тани. В целом самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки элеронов и рулей.
взлет опытного E15K1 (художественное представление)
Из-за отсутствия опыта в реализации предложенных заказчиком конструктивных решений и неимения образцов для подражания конструкторские работы сильно затянулись. Постройка первого прототипа была завершена только в конце 1941 года, а первый полет состоялся 5 декабря. Результаты заводских летных испытаний были удовлетворительными: самолет достиг скорости 470 км/ч (без сброса поплавка) и продемонстрировал неплохие пилотажные качества. Однако выявились проблемы с управлением шагом вращающихся в противоположных направлениях соосных винтов и механизмом уборки стабилизирующих поплавков.
опытный E15K1
В октябре 1942 г самолет был передан на войсковые испытания флоту, но был поврежден, когда отказ управления закрылками не позволил выпустить стабилизирующие поплавки. Самолет был восстановлен и оснащен дополнительным подфюзеляжным килем для улучшения продольной устойчивости. Из-за постоянных проблем с уборкой стабилизирующих поплавков пришлось отказаться от системы их наддува — их просто зафиксировали в выпущенном положении с помощью подкосов.
E15K1
В таком виде К-10 был принят на вооружение как "Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11" (Е15К1 Модель 11). Сомнения относительно надежности нового самолета вынудили Кайгун Коку Хомбу еще до развертывания серийного производства заказать "Каваниси" информационную партию из пяти машин Е15К1 Модель 11, которые вместе с прототипом в начале 1944 года были отправлены на остров Палау — для испытании в боевых условиях. Вскоре все машины были сбиты истребителями союзников. Система сброса центрального поплавка совершенно не оправдала себя. Она просто не работала, из-за чего Е15К1 не мог использовать свой основной козырь, каким должна была стать высокая скорость, и поэтому становился легкой добычей для истребителей противника. Отсутствие бронезащиты кабины пилота, применение непротектированных топливных баков и слабое оборонительное вооружение (один 7,7-мм пулемет) еще более усугубили ситуацию.
E15K1
Правда, фирма "Каваниси" приступила к серийному производству усовершенствованного варианта Е15К1 Модель 12. Их основное отличие от предсерийных машин заключалось в установке двигателя Мицубиси Касей 24 мощностью 1825 л.с. Новыми машинами планировалось оснастить рад боевых кораблей, в том числе построенный на базе суперлинкора типа "Ямато" авианосец "Синано", но в феврале 1944 года из-за неудачных результатов боевого применения серийный выпуск самолетов Е15К1 был прекращен.
боевое применение E15K1 (художественное представление)
Оставшиеся самолеты в 1945 году были переданы формирующемуся 724-му кокутаю в качестве временной замены ожидавшихся Nakajima Kitsuka (Kikka). Планировалось, что в ноябре 1945 года 724-й кокутай базировался бы недалеко от Йокосуки на участке вдоль полуострова Миура, к западу от Токийского залива. Действовавшие из близлежащей гавани Shiun-ы должны были обнаруживать корабли противника, засекать их расположение, а затем находиться в области цели, передавая радиосигналы ударным самолетам. Shiun-ы планировалось заменить на Kitsuka в варианте двухместного самолета-разведчика.
варианты окраски опытного и серийного E15K1
ЛТХ: |
Модификация | Е15К1 |
Размах крыла, м | 14.00 |
Длина, м | 11.587 |
Высота, м | 4.95 |
Площадь крыла, м² | 30.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 3165 |
нормальная взлетная | 4100 |
максимальная взлетная | 4900 |
Тип двигателя | 1 ПД Мицубиси МК45 Косей |
Мощность, л.с. | 1 × 1850 |
Максимальная скорость , км/ч | 460 |
Крейсерская скорость , км/ч | 290 |
Практическая дальность, км | 3320 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 600 |
Практический потолок, м | 9830 |
Экипаж | 2 |
Вооружение: | один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке в конце кабины; 2х 60-кг бомбы. |
источники:
- www.airwar.ru/enc/sww2/e15k.html
- http://pro-samolet.ru/samolet-japan/samoleti-imperatorskogo-flota/89-razvedivatelnie-gidrosamoleti/336-japan-gidrosamolet-kawanishi-e15k-shiun
- Edwin M Dyer "JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945"