Германская бронетяга Первой Мировой. Часть 7. Ehrhardt Straβenpanzerwagen E-V/4. 1917. Первые и последние серийные броневики Второго рейха
12 серийных бронеавтомобилей за 4 года Великой войны. 12!!! Нет это не о Швеции или Болгарии, это о Германской империи. Учитывая мощнейшую промышленность, квалифицированные рабочие кадры и то, что нога врага так и не вступила на её территорию, 12 серийных + 3 экспериментальных и парочка построенных по собственной инициативе заводов бронемашин это не просто мало, это просто ноль. Можно просто сказать Германия, впрочем как и её союзник Австро-Венгрия воевала без бронемашин.
После года испытаний «трех бронебогатырей» немецкого броневого автомобилестроения — Даймлера, Бюссинга и Эрхардта, немецкие военные выкатили всем трем фирмам новое техническое задание, по которому им предлагалось поставить армии новые броневики, такие же сложные — то есть с полным приводом, двумя постами управления и тремя пулеметами, но лучше бронированные, и при этом более компактные по сравнению с прототипами. Понятно, Бюссингу с его монстром сделать было ничего нельзя, Даймлер был загружен работами по новому тягачу KD1, а вот у Эрхардта видимо нашлись силы и они предложили новый вариант броневика — почти такой же, но чуть меньше и чуть лучше бронированный. В начале 1917 года был выдан заказ фирме Эрхардт на 12 новых броневиков, первый 2 поступили в армию 17 июля, остальные 10 построили и сдали до конца ноября. Скорость у Германии было потрясающая, словно они собирались воевать ещё лет десять. 1 год ушел на изготовление прототипов, 1 год на испытания этих прототипов, еще год на изготовление первой партии серийных машин. 3 года для того, что бы выпустить 12 бронемашин. К этому времени одна из империй участвовавших в войне уже успела развалится.
Инженеры фирмы Ehrhardt провели небольшую «работу над ошибками». И если задание военных выполнить удалось: по длине и высоте машины потеряли по 30 см, а при увеличении бронирования до 6-9 мм полная масса даже снизилась больше чем на тонну, то «родовые недостатки» полностью изжить не смогли. Сложность шасси по прежнему не оставляла шансов на массовое производство, отсутствие вращающейся башни ограничивала маневр огнем, а большая масса, несмотря на полный привод, дела машину плохо проходимой на мягком грунте. В общем как корабль назовешь — Straβenpanzerwagen — Дорожный бронеавтомобиль, так он и поплывет.
Уменьшение размеров в основном сказалось на боевом отделении. Несмотря на то, что броневик был достаточно большим, разместить в нём даже 8 человек с 3-мя пулеметами было затруднительно. В центре боевого отделения сделали уширения, из-за которого бронирование бортов получило изгиб. Кроме очевидного увеличения пространства этот небольшой выступ позволил улучшить прочность бортовой брони и изменить зоны обстрела, дав возможность организовать огонь из всех пулеметов вперед или назад.
Всего можно выделить три типа бронемашин Эрхардт: прототип, воевавший с 1915 года, 12-ть серийных машин, поступивших на фронт в 1917 году, и 20 машин, построенных уже после подписания перемирия в 1919. Визуально серийные машины Ehrhardt E-V/4 можно отличить от прототипа по следующим признакам, горизонтальные жалюзи радиатора в отличие от вертикальных на прототипе, фары спрятаны в бронированные кожуха сложной формы, задние колеса прикрыты бронировкой, боковые листы брони не плоские, а имеют выступ с тупым углом.
Формирование второго взвода началось ещё до поступления первых двух машин 9 июня 1917 года. Полностью 2-х взвод был сформирован 14 сентября, а отправлен на русский фронт только 20 февраля 1918 года, когда фронта там и не и существовало уже. 12 заказанных машин были распределены по пяти броневым отделениям по две машины в Panzerkraftwagen-MG-Zug 2, 3, 4, 5 и 6, и еще две машины остались как учебные и резервные, впоследствии они пополнили первый броневой отряд. В штат Panzerkraftwagen-MG-Zug входило два офицера, 37 нижних чинов, из них 4 пулеметчика, два радиста и 11 водителей. Матчасть составляли два броневика, два грузовика, легковая машина и автомастерская. До середины 1918 года немцам удалось сформировать только 6 боевых подразделений бронемашин, да и те, кроме переброски между фронтами, в боевых действиях практически не принимали участия, регулярно при этом ломаясь.
Самым воюющим оказался первый взвод, точнее к 1918 году уже бронеавтомобильный отряд, который в феврале 1918 года прошёл от Ковеля до Киева, приняв участие в его взятии. К этому моменту в составе подразделения судя по всему были только Эрхардты, прототип и два серийных. Бюссинг был в резерве и в боевых операциях участия не принимал. Второе наступление на Харьков в апреле 1918 закончилось плачевно, по крайней мере один Эрхардт/17 был подбит, а Эрхард/15 попал в руки Красной Армии. Еще один Эрхардт/17 так же был захвачен красными, но неизвестно это была другая машина, или они отремонтировали разбитый. В мае 1918 года все броневики Эрхардт, да и вообще все броневые части Германии были на Восточном для них фронте и разбросаны от Риги до Грузии. В ходе событий 1918-1919 часть машин была выведена в Германию и на Итальянский фронт, часть брошена на территории бывшей Российской империи.
После окончания войны одна из машин досталась полякам, скорее всего две, одна из них прототип, была в Советской России, и один броневик оказался в Голландии, где его основательно переделали. Один из корпусов броневика использовали, возможно в Германии, как броневагон.
Несмотря на неоднозначный проект, когда наряду с плюсами в виде полноприводного шасси, были явные недочеты в виде отсутствия вращающейся башни, больших размеров и слабого вооружения, у немцев получилась интересная бронемашина, которая в наибольшей степени, среди остальных машин этого времени, соответствует современным требованиям к МРАП и полицейским броневикам. Но в общем можно сделать вывод, что германское командование ошиблось, стремясь получить идеальную машину. В итоге оно не получило ничего ни в оперативно-тактическом отношении, ни в стратегическом.
Естественно, не осталось ни одного образца Эрхардтов в живых, но характерная тевтонская внешность делает броневик интересным для реконструкторов. Польские реконструкторы из Щетина построили относительно неплохую реплику броневика Ehrhardt E-V/4, попавшего в Польшу и служившую там до конца 20-х. Машина регулярно участвует в мероприятиях.
В 2014 году реплику Ehrhardt E-V/4 показывали на фестивале в Коломенском, конечно и сама оригинальная машина была не подарок, но эта реплика относится к категории: Сожгите это немедленно.
На полку можно поставить модель бронеавтомобиля от Атласа в нескольких цветах. Машинка очень неплохо повторяет оригинал с восточного фронта, за исключением надписи, которая должна относится к прототипу, а не к серийной машине. На реальной машине, если она была из первого отряда — было бы написано PKMGA1. В интернете модель можно найти по вполне нормальной цене.