Германская бронетяга Первой Мировой. Büssing A5P Straßenpanzerwagen. Самый большой бронеавтомобиль в мире
Германия и творения «сумрачного тевтонского гения» имеют прямо гипнотическое воздействие на историю. Машины, построенные в единичных количествах, зачастую изучены всеми историками мира лучше, чем серийный бронеавтомобиль какой-нибуть Великобритании. Возможно стоит ввести термин «стокгольмский синдром историка техники». Броневая техника Германии в Первую мировую войну то же подходит для симптомов этой болезни. Германский генштаб за всё время войны так и не смог создать устойчивую структуру бронеавтомобильных частей, и да — сами германские бронеавтомобили можно посчитать по пальцам. Самый большой и самый крутой — это конечно творение Бюссинга, в единичном экземпляре, зато какое!
Непосредственно перед Первой мировой войной германский генеральный штаб точно определился с тем, какие броневые машины он хочет видеть. Главным определяющим фактором было наличие полного привода и два поста управления. Германская армия считала, и в принципе правильно, что боевые машины должны действовать в боевых порядках пехоты. Но на вооружении армии это сказалось отрицательно — построить серийный и массовый бронеавтомобиль в соответствии с их пожеланиями так и не удалось. Конкурс на поставку бронемашин был объявлен только 22 октября 1914 года, когда Верховное командование армии (Oberste Heeresleitung), после анализа первых столкновений с броневиками в Бельгии, потребовало у Военного министерства ( Kriegsministerium) боевые машины как можно быстрее.
Сформулированные в ноябре 1914 года требования были отосланы фирмам-производителям. Они включали в себя: два пулемета, которые могут вести огонь одновременно в любом направлении, третий пулемет запасной, полное бронирование не менее 5,5 мм, возможность движения вперед и назад с одинаковой скоростью без разворота, полный привод, скорость не менее 40 км/час, электрическое освещение в кабине. Если бы еще добавили требование наличия вращающейся башни, получился бы заказ идеального бронеавтомобиля, но именно башни в техническом задании и не было, поэтому ни одна из представленных машин её не имела. На конкурс были предложены машины фирмами Эрхардт, Бюссинг и Даймлер. Все участники конкурса к концу 1915 года предоставили свои варианты. Самым мощным и оригинальным был конечно Бюссинг. Он правда немного не дотягивал по скорости, всего лишь 35 км/час. Но при этом он был и самым большим, и самым тяжелым, и самым дорогим.
Из всех производителей Бюссинг (Büssing) был готов больше всех к выпуску тяжелых машин. В 1914 году он поставлял военным грузовики для перевозки тяжелых грузов Type III (3500 кг нагрузка), Type IV (4000 кг) и Type V (5000 кг) и имел опыт в выпуске мощных двигателей и шасси. Praga-Traktor typ I. Так же ещё до войны в Брауншвайге экспериментировали с полноприводными шасси, но в серийном производстве их не было. Построенный бронеавтомобиль сразу установил рекордную планку — он стал самым большим в истории, даже сейчас совсем немаленький российский Бумеранг почти на метр короче Бюссинга обр 1915 года. Возможно приближается к нему по размерам израильский 35-ти тонный Эйтан, но только приближается. Полностью симметричный бронекорпус с неподвижной башней накрывал такое же симметричное шасси. Бронирование из катаной хром-никелиевой стали 7,5-мм лоб и корма, 5.5-мм борта и 3,5 крыша обеспечивало достаточную защиту, в лоб со 100-метров броню не пробивала и специальная бронебойная пуля стандартного калибра. Отличие направления вперед и назад было только в месте расположения двигателя. Визуально можно отличить по защитным листам — задний наклонный лист имел две ручки для его снятия. Органы управления были полными с обоих сторон. Машина была не только полноприводной, но и полноуправляемой, все четыре колеса могли поворачиваться.
10 декабря 1915 года, больше чем через год после выдачи задания, все три машины: Daimler/15, Ehrhardt/15 и Büssing/15 были предоставлены военной комиссии. Столь длительный срок разработки был связан с завышенными требованиями к броневикам со стороны военных, но такой срок был явно неприемлем для военного времени. Решение германской комиссии было радикальным: все три машины были объединены в одно подразделение Panzerkraftwagen-MG-Zug 1 и отправлены сразу на фронтовые испытания, по итогам которых планировали выбрать лучший броневик и начать его серийное производство. В состав первого броневого взвода вошли все три «экспериментальные машины» и две трофейные бронированные Минервы.
Бюссинг прибыл в распоряжение части последним — 19 июня 1916 года. Сначала первый бронеотряд отправили на Западный фронт в Эльзас, где он принял участие в ряде боестолкновений, но на зарытом в землю поле боя делать было нечего, после чего часть перебросили на русский фронт, где в общем броневики снова были бесполезны, но уже скорее по причине полного непонимания, как их использовать. В мае 1916 года на борту были нарисованы тактические обозначения принадлежности к части — P.Kr.MG Z.1. Так бы броневики и бездельничали, но неожиданно 27 августа 1916 появился новый фронт — Румынский. Румыния решила принять участие в дележе пирога победителей и жестоко ошиблась. Командир 9-й немецкой армии с огромным удовольствием избавился от отряда бесполезных для него бронемашин, отправив его воевать с новым противником, который, кроме того что был крайне слабым, был ещё и очень плохо вооружен и обучен. Как раз идеальное место применения бронемашин. Когда броневик Бюссинг отправили в Румынию на нем нарисовали спереди и с боков крупные кресты на белом фоне, для быстрого опознавания, так как предполагалось столкновение с русскими броневиками. То, что кресты являются идеальными маркерами для прицеливания артиллерии, как-то не думали. Но война в горах Трансильвании оказалась не по зубам бронетехнике. Первым 27 октября так и не повоевав вышел из строя и был отправлен на ремонт в Брауншвайг Бюссинг. За ним посыпались остальные и уже через месяц отряд остался без техники. При ремонте, кроме восстановления сломавшегося заднего моста, Бюссинг был оснащен радиостанцией (Funkentechnischen FT-Gerät) с дальностью действия 35 км.
По итогам на фронтовых испытаний 19 декабря 1916 года все три производителя — Эрхардт, Даймлер и Бюссинг получили список замечаний и вопросов для улучшения проекта и внесения в него изменений, а так же требования к новым броневикам. Машины должны были стать меньше и легче. Из всех конкурентов только Эрхардт согласился внести изменения в конструкцию и сразу получил заказ на 12 новых броневиков. А Бюссинг A5P так и остался в единственном числе.
Продемонстрировав «завидную» оперативность: 1 год на разработку первого проекта, 1 год на испытания и еще полгода на производства ещё двенадцати броневиков 9 июня 1917 года, германское командование начало формирование регулярных частей из бронемашин собственного производства. А 1-й отряд — P.Kr.MG Z.1., после ремонта всех своих броневиков, был отправлен в марте 1917 года на базу в Бельгию на обучение, где снова солдаты ничего не делали. В июле возникла идея отправить P.Kr.MG Z.1. в Сирию. Здесь препятствием стал Бюсинг, даже предварительные оценки показывали, что перемещаться не то что по пустыне, даже по дорогам на Ближнем Востоке он не сможет. Итогом долгих размышлений военных стало решение «припарковать» огромный Бюссинг вместе со вторым бронеотрядом в Киеве при оккупации Украины германскими войсками, откуда он и больше и не выезжал.
От безделья машины второго отряда разрисовали в пятнистый камуфляж и дали им личные имена — Бюссинг стал — Grobetier — Монстр (если дословно — грубое или большое животное). Так и не повоевав, 12 сентября 1918 года взвод покинул Киев и был перебазирован в район Вюнсдорф-Цоссен. Столь «ценный» экземпляр формально стоял на вооружении местного Фрайкора и скорее всего был порезан на металл в 1919-1920 годах.
Бронеавтомобиль Büssing A5P благополучно прослужил до последних выстрелов Великой войны, но развития не получил. Очень большая, очень сложная машина была ещё и самой дорогой среди конкурентов. Возможно он не разу даже не выстрелил по противнику, играя роль Монстра для устрашения.К тому же завод Бюссинга загрузили заказами на артиллерийские тягачи и он принимал участие в программе немецкого танка A7V. Будущее было за более простыми машинами и совсем не германскими.
Характеристики:
- Страна: Германия
- Производитель Heinrich-Büssing-Spezialfabrik für Motorwagen und Motoromnibusse
- Год производства: 1915
- Кол-во выпущенных: 1
- Полная масса: 10,250 кг
- Размеры: 9500х2100х3500 мм
- Экипаж: 10
- Вооружение: 3 x MG-08/15
- Бронирование: 6-9 мм
- Движитель: колесный, 4х4
- Двигатель: 90 л.с.