«Гадкий утёнок» Шарля Нунжессера
Статья с канала «Основной аэродром» на яндекс-дзене.
Первая мировая война ввела в авиационный словарь термин «ас» — военный пилот высшего класса, мастер воздушного боя, сбивший 5 и более самолётов противника. Одним из самых известных асов ВВС Франции был Шарль Нунжессер, окончивший войну с 45 победами. Но сегодня мы поговорим не о военной карьере Нунжессер, а о его пробе пера в роли конструктора.
После войны Шарль Нунжессер не бросил авиацию. Он выступал на авиационных шоу в США, основал свою лётную школу. Но эти занятия не принесли ему ни радости, ни денег. Хотелось чего-то большего и лётчик решил создать свой собственный самолёт.
Шарль считал, что будущее за туристической авиацией. Ввиду малой развитости сети аэродромов в те годы, лучше всего для путешествий по воздуху подходил самолёт, способный садиться и взлетать с водной поверхности. Реку или озеро было найти проще, чем ровную площадку для наземной взлётно-посадочной полосы. Поэтому в 1923 году Нунжессер предложил проект «avion amphibie universel» — в переводе с французского, универсального самолёта-амфибии — для перевозки пассажиров. На предложенный проект 17 июля 1923 года был выдан патент №560735.
Для того, чтобы протестировать выбранную аэродинамическую схему, Шарль вместе с группой инженеров-единомышленников построили уменьшенную версию самолёта. Амфибия, названная Canard de Nungesser (в переводе с французского «утка, утёнок» Нунжессера), была завершена в короткие сроки — всего за 36 дней.
Самолёт был полностью изготовлен из дерева и представлял собой высокоплан с аэродинамической схемой «утка». Массивный фюзеляж яйцеобразной формы (если смотреть сверху) располагался на широком центральном поплавке. Рули высоты были вынесены вперёд, перед двухлопастным винтом.
По проекту «avion amphibie universel» должен был оснащаться более вместительным пассажирским салоном с 7 окнами с каждой стороны, но на Canard ограничились 3 окнами. Кабина пилота была закрытая и располагалась под радиальным двигателем Anzani.
В конце марта 1923 года начались испытания амфибии Canard de Nungesser на реке Сена в Париже. Быстро выяснилось, что мощности в 60 лошадиных сил, которую развивал пятицилиндровый Anzani, недостаточно для того, чтобы поднять тяжёлую машину в воздух. После ряда доработок и замены двигателя на семицилиндровый мощностью в 95 лошадиных сил испытания были возобновлены.
Осенью 1923 года Canard смог оторваться от воды и совершить несколько полётов. За штурвалом находился сам Шарль Нунжессер. Увы, «утёнок» оказался по-настоящему гадким. Лётные характеристики самолёта признали неудовлетворительными — он тяжело взлетал, невысоко летал и плохо слушался рулей. Слишком уж необычной была аэродинамическая схема Canard de Nungesser и слишком самодеятельным оптимистом был его конструктор. Проект свернули, а сама амфибия была разобрана.
К разработке самолётов Шарль Нунжессер больше не возвращался. В том же 1923 году вместе с женой Консуэло Хэтмейкер он переехал в США, где снялся в немых фильмах «Покоритель неба» и «Утренний патруль». Спокойная жизнь была не для Шарля. Вместе со своим фронтовым другом Франсуа Коли в 1927 году на биплане Levasseur PL.8, названном L’Oiseau Blanc (в переводе с французского «Белая птица»), он решил пересечь Атлантику. Но, вылетев 8 мая 1927 года из Ла Бурже, «Белая птица» пропала. Исчезновение Нунжессера и Коли стало одной из самых больших загадок в истории авиации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Исчезновение «Белой птицы». Гибель самолета Шарля Нунжессера и Франсуа Коли
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
источник: https://dzen.ru/media/main_aerodrome/gadkii-utenok-sharlia-nunjessera-5bde3e1df7a35000aa01bee3