Футуристические фрегаты будущего для Французского флота или что из себя представляют фрегаты типа Belharra (FTI)
Когда появился американский эсминец типа Зумвольт, казалось, что наступила новая эра в военном кораблестроении. Тогда американские перспективный эсминец сравнивали с Дредноутом, и его значением для развития морских вооружений. Однако не сложилось, серию урезали до трёх кораблей, а из-за чрезмерной цены, дальнейшего развития эта концепция так и не получила.
При этом с завидной регулярностью на различных военно-морских выставках и презентациях стали появляться Зумволтоподные боевые корабли различных классов. Каждые из этих кораблей потенциально мог подхватить упавшее знамя Зумвольта, но их упорно никто не хотел заказывать и стало казаться что революция в военно-морских вооружениях откладывается на неопределённый срок.
Однако, абсолютно неожиданно, 24 октября 2019 года произошла закладка первого фрегата проекта FTI, а точнее FDI (Frégates de Défense et d’Intervention). Поэтому думаю самой широкой публике будет интересно узнать об этих кораблях поподробней.
Пусть вас не смущает разный индекс в названии проекта, это в общем то одинаковые типы кораблей, просто FTI обозначаются фрегаты, которые будут поставляться на экспорт, а FDI для ВМФ Франции. Внешне корабли абсолютно одинаковые, но есть некоторые отличия в оснащении, которые пока не ясны, так полные технические характеристики кораблей засекречены.
Содержание:
История проекта
История фрегатов FTI началась в 2013 году. Именно вы этом году программа среднего фрегата попала в так называемую в «Белую книгу по обороне». То есть по сути был объявлен конкурс на проектирование этого боевого корабля. Однако сами проектные работы начались позже, в 2015 году. И уже в следующем, 2016 году, можно было на выставке Euronaval 2016 увидеть промежуточные итоги этих работ, когда судостроительная компания DKNSи Главное управление вооружений (Direction Generale des Armaments — DGA) министерства обороны Франции произвели официальную презентацию «концептуального проекта» перспективного «среднего» фрегата для ВМФ Франции по программе Frégate de Taille Intermédiaire (FTI).
Стоимость проекта была оценена в 3,8 млрд евро, а разработкой его занялся коллектив фирм, состоящий из упоминавшийся выше DCNS, DGA и группы Thales. Данные фрегаты планировались на замену фрегатам типа La Fayette, которые были построены в период с 1987 по 1991 годы.
Всего на вооружении ВМФ Франции стоит 5 таких фрегатов. Соответственно и планируется построить 5 фрегатов проекта FTI:
- Amiral Ronarc’h,
- Amiral Louzeau,
- Amiral Castex,
- Amiral Nomy,
- Amiral Cabanier.
Так же уже подписан контракт на поставку этих фрегатов в Грецию. Эта балканская страна получит 4 таких фрегата. Есть предварительная договорённость о закупках кораблей Египтом. Но там ещё количество не оговорено.
Технические характеристики
По французской классификации эти корабли относятся к классу так называемых средних фрегатов. То есть их водоизмещение должно быть меньше чем у полноценных (вероятно тяжёлых) 6000-тонные фрегатов типа FREMM, и не превышать 4 000 тонн.
Пока известно, что длинна кораблей составит 122,25 м. Они будут иметь комбинированную энергетическую установку схемы Combined Diesel and Diesel (CODAD) состоящую из четырех дизельных двигателей и четырех дизель-генераторов суммарной мощностью 32 мВт. С этой силовой установкой фрегат должен развивать максимальную скорость полного хода в 27 узлов и иметь дальность плавания экономическим ходом до 5000 миль.
Экипаж корабля должен составить 150 человек, из которых 110 человек будут входить в штатный экипаж фрегата и 15 человек авиагруппы.
Я вижу, что в сумме 150 человек не получается, вероятно имеется ввиду что на борт можно будет взять ещё 25 пассажиров.
Что касается авиагруппы то она будет состоять из вертолета класса NH90 и одного вертолетного БПЛА.
Вооружение фрегатов класса FTI должно состоять из:
- 2х4 противокорабельных ракет Exocet MM40 Block 3;
- 16 зенитный пусковых установок Sylver A50 для ракет Aster 30 (с возможностью размещение более длинных УВПУ Sylver A70 вместо A50);
- 76-мм универсальную артиллерийскую установку Oto Melara (Leonardo) Super Rapid (с возможностью размещения вместо нее 127-мм артиллерийской установки);
- 2х20-мм дистанционно управляемые артиллерийские установки Nexter Narhwal;
- несколько 12,7-мм пулеметов (их количество может изменять экипаж своими силами в зависимости от выполняемых задач);
- 2х324-мм двухтрубных торпедных аппарата;
- 2 пусковые установки противоторпед
Радиоэлектронное вооружение фрегатов типа FTI состоит из:
- интегрированного радиолокационного комплекса Thales SeaFire с четырьмя неподвижными антеннами с АФАР,
- автоматизированной системы боевого управления серии DCNS SETIS,
- двух электронно-оптических систем наблюдения Sagem PASEO,
- подкильной ГАС Thales Kingclip Mk II
- буксируемой ГАС Thales CAPTAS-4.
Корабль будет оснащен развитыми средствами РЭБ и РТР. Часть номенклатуры радиотехнических средств еще должна быть выбрана.
Пока известно, что первый корабль серии должен вступить в состав Французского флота до 2023 года, остальные корабли должны вступить в состав в течении следующих 7 лет.
Оценка проекта
Источники:
https://raigap.livejournal.com/739987.html
https://bmpd.livejournal.com/2197641.html
https://bmpd.livejournal.com/3818493.html
https://www.ukrmilitary.com/2019/10/fti.html
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2017/04/27/fti-medium-size-frigates-france/
Что сказать про сей корабль? Отличная электроника и малая заметность для РЛС, но на этом комплименты заканчиваются.
Вооружение очень слабое!
ПВО обеспечивается 16 зенитными ракетами Астер. Это аналог наших легких ракет к С-300/400 9М96. Судя по опубликованным ТТХ французские ракеты имеют несколько лучшие ТТХ по скорости перехвата целей и маневренности, и могут сбивать даже ОТР. Но наш корвет 20385 несет те же 16 9М96 при почти вдвое меньшем водоизмещении. А фрегат 22350 при всего на 20% большем водоизмещении может нести 32 зенитные ракеты.
И на этом ПВО французского корабля практически заканчивается. Т.е. массированный залп ПКР он отразить не способен.
Артиллерийское вооружение скажем прямо никакое… 1 76 мм пушка, у нас такое орудие стоит на ракетных катерах 1241 и старых МПК 1124М проекта. У нашего фрегата 22350 -130 мм орудие, у корветов 100 мм. Есть у француза и малокалиберная зенитная артиллерия, но какая? Это 2 20 мм одноствольных орудия, что-то вроде улучшенного эрликона ВМВ. Такое оружие эффективно только против моторных лодок и катеров разных пиратов и террористов, возможности как зенитного оружия небольшие даже для времен ВМВ (20 мм были вспомогательным зенитным орудием и их было очень много). Секундный залп французской системы где-то 1,5 кг (12 20 мм снарядов). Для сравнения, оружие самообороны фрегата 22350 это 2 ЗПРК «Палаш», каждый Палаш это 2 х6 х30мм орудия со скорострельностью 166 выстрелов в секунду + 8 малых зенитных ракет Сосна ( не считая запасных в погребах). Секундный залп Палаша около 65 кг!
Противокорабельное вооружение у фрегата стандартное 8 ПКР Экзосет. Но на нашем корвете 20380 — 8 аналогичных Х-35 при вдвое меньшем водоизмещении, корвет 20385 уже несет 8 Калибров или Ониксов, а 22350 — 16 калибров или Ониксов. Т.е. противокорабельные возможности у французского корабля тоже очень ограниченные.
И только ПЛО в принципе на уровне своих аналогов.
Вывод: французы строят откровенно слабые для своих размеров корабли, которые не рассчитаны на серьезные боевые действия с сильным противником, только задачи ПЛО решены на приемлемом уровне.