15

В продолжении серии статей про пушки Эрликон — косвенно связанная с ними новая статья о французских пушках Hispano-Suiza 400-й серии.

20-мм HS-404 и HS-405; 23-мм HS-406 и HS-407; 25-мм HS-410 и 30-мм HS-411

В 1933 году французская компания Hispano-Suiza, руководимая талантливым конструктором Марком Биркигтом (в годы жизни его во Франции, изменившим произношение своей фамилии на французский лад — Биркье) приобрела патент на производство только что разработанной швейцарской авиапушки Oerlikon FFS. Строго говоря, две фирмы просто обменялись патентами. Эрликон получил право пользоваться разработками Биркье на установку пушки в развале цилиндров рядных авиадвигателей, а Испано получила патентное право на производство новейшей 20-мм авиапушки, выпуск которой освоили во Франции под обозначением HS.7. Несколько позже Биркье переработал схему установки пушки в двигателе, «обозвав» новую версию как HS.9. Практически одновременно французский изобретатель разработал на «Эрликоновской» базе более мощную систему HS.8 калибра 23 мм. Но дальнейшие события заставили его отказаться от ее запуска.

   Компания Oerlikon вскоре после начала лицензионного производства пушек во Франции, отказалась соблюдать патентные права Hispano-Suiza на ряд технических решений Биркье, и вскоре деловое сотрудничество между двумя фирмами подошло к концу. Производство пушек HS.7 и НS.9 во Франции было продолжено, но только до  окончания срока действия лицензии. Впрочем, это всего лишь французская версия событий. Сейчас уже сложно определить инициаторов разрыва. То ли Биркье решил подстраховаться и продал швейцарцам лишь часть своих изобретений, то ли Эрликон решил «откусить руку», вместо предложенного пальца и обошел патенты Биркье. Но факт тот, что уже в 1933 году соглашение было разорвано. Hispano-Suiza выпустила несколько сотен пушек HS.7 и HS.9, а конструктор вынужден был приступить к разработке собственной конструкции пушки в обход швейцарских патентов.

     Строго говоря, в конструкции новой пушки Марка Биркье не было ничего принципиально нового.

    В основе работы автоматики пушки лежал смешанный принцип, основанный на энергии отвода пороховых газов и коротком ходе затвора, причем энергия отводимых пороховых газов использовалась только для отпирания затвора. Отбрасывание же затвора в заднее положение осуществлялось давлением газов на дно гильзы, как у автоматов с отдачей полусвободного затвора. За основу конструкции затвора был взят принцип, запатентованный американским оружейником Карлом Свебилиусом (Carl Swebilius) еще в 1919 году. Принцип работы спускового механизма Марк Биркье позаимствовал у итальянского конструктора-оружейника Альфредо Скотти (Alfredo Scotti).

     Биркье, объединив в своей конструкции  пушки основные черты Свибилиуса и Скотти, разработанные за несколько лет до него, получил оригинальную разработку, сохранив при этом определенную конструктивную преемственность с пушками  Oerlikon. Бытующее мнение, что появившаяся в итоге знаменитая 20-мм «Испано» являлась лишь доработанной модификацией системы Эрликон, все же наверное некорректно. В процессе разработки своей пушки Марк Биркье ушел слишком далеко от базовой конструкции швейцарского образца. В отличие от последнего, в котором был применен принцип работы автоматики на основе свободного затвора с опережающим воспламенением капсуля, у Биркье работа автоматики принципиально отличалась и затвор был значительно легче, что предопределило более высокий темп стрельбы – 600-700 выстр/мин по сравнению с 300 — 400 у Oerlikon-а.

     Хотя, справедливости ради надо отметить, что первоначальный проект Биркье предусматривал-таки глубокую модификацию «эрликонообразных» 23-мм HS.8 и 20-мм HS.7/HS.9. Эти опытные промежуточные разработки получили внутрифирменное обозначение HS.401 и HS.402 калибра соответственно 23 и 20 мм. Для надежного экстрагирования гильзы была изменена конструкция ее донной части. Фланец стандартной эрликоновской гильзы был увеличен в диаметре. Горловину гильзы и конусную часть Биркье сохранил как у старых патронов 20х110RB и 23х120RB, лишь для 23-мм HS.401 на 2 мм увеличил высоту гильзы. Однако, изменение базового принципа автоматики по сравнению с Эрликоном, заставило отказаться от этой идеи. Значительно больший темп стрельбы пушек требовал более надежного упора гильзы в каморе патронника. В связи с этим угол конуса гильзы пришлось увеличить, соответственно изменилась конструкция патронника и самих патронов.

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

По сути, опытные пушки HS.401 и 402 были последними, в которых Биркье пытался сохранить какую-то технологическую преемственность с конструкцией Эрликона. К концу 1934 года конструктор, вероятно, окончательно похоронил попытки ограничиться глубокой модернизацией швейцарской пушки и при этом обойти Эрликоновские патенты. В проекте HS.403, впрочем, так и не воплощенном в металл, Биркье полностью переработал систему и приступил к серии скорострельных авиационных систем на все случаи жизни.

     В 1936 году проектные работы над новой серией авиапушек, обозначенных как  Hispano-Suiza Birkigt, были в целом завершены. Были выпушены предсерийные партии для войсковых испытаний.

Параллельно были разработаны четыре модификации орудия:

— Тип 404 (HS.404) калибра 20-мм, с длиной ствола 1700 мм, для установки в двигатель под патрон 20х110 мм;

 — Тип 405 (HS.405) калибра 20-мм, облегченная, с длиной ствола 1000 мм, предназначенная для установки на турелях бомбардировщиков под патрон 20х71 мм;

— Тип 406 (HS.406) калибра 23-мм, с длиной ствола 1150 мм, для установки на турелях;

— Тип  407 (HS.407)  калибра 23-мм, с длиной ствола 1600 мм, для монтажа в двигателях под единый патрон 23х122 мм.

Версии 20-мм пушек Испано. Вверху HS.404, внизу HS.405

Версии 20-мм пушек Испано. Вверху HS.404, внизу HS.405

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

Принцип действия всех их был один и тот же, отличаясь лишь внешней обвязкой, калибром, длиной ствола и каморой патронника.

Чуть позже Марк Биркье приступил к работе над еще более мощными системами, призванными стать основой вооружения новых штурмовых самолетов – 25-мм пушкой HS.410 под перспективные патроны 25х135.5 Мle1937B и 25х159.5 Mle1935-1937A, а также 30-мм HS.411 под доработанный патрон Гочкисс 25х163 мм, смасштабированный в габаритах до 30х170 мм.

Один из прототипов 20-мм пушки HS.404

Один из прототипов 20-мм пушки HS.404

25-мм HS.410, вероятно так и осталась проектом, информация о ней очень скудна. Скорее всего после национализации завода Испано, работы над ней были прекращены, а вот 30-мм HS.411 получила дальнейшее неожиданное развитие.

В 1941 году, когда производство 20-мм пушек Испано HS.404 набирало обороты в Великобритании, а английские инженеры уже почти отчаялись повысить надежность французского орудия, британская резидентура в Швейцарии вышла на конструктора пушки Марка Биркигта, жившего в Женеве. Изобретатель, обиженный на французов и изменивший произношение своей фамилии на данную при рождении, переживал не лучшие времена. Французское правительство национализировало его фабрику, похоронив все его проекты, автомобильная фирма в Швейцарии разорилась, и после недолгих уговоров Биркье согласился на «командировку» в Великобританию для оказания помощи английским инженерам. На самолете шведской авиакомпании BOAC/KLM через всю оккупированную Европу он вылетел в Португалию, а из Лиссабона на английской подводной лодке прибыл в Англию.

Помимо оказания технической помощи, Биркигт предложил англичанам свои проекты более мощных пушек. Англичане уже оценившие появление у немцев 30-мм авиапушек МК.101, приняли предложение конструктора на 30-мм вариант HS.411.

На заводе «BMARCо» к концу 1943 года была испытана 30-мм версия пушки «Hispano» HS.411. Иногда встречается обозначение этой версии «Hispano» Mk.IV, никогда, впрочем, не фигурировавшем в английской документации. Получившийся монстр весил 180 кг, а в длину достигал 368 см. Пушка проходила испытания в конце 1943 года. Но, в руководстве RAF посчитали, что для истребителей, вооруженных такими пушками просто нет достойных целей в виде тяжелых бомбардировщиков, с которыми приходилось бороться Люфтваффе, и огромная масса и габариты нового орудия не компенсировались мощностью залпа. В результате проект свернули, сосредоточившись на совершенствовании 20-мм варианта, направленного на снижение массы и увеличении скорострельности. Вероятно, также сыграло роль нежелание запускать в производство новую линию по производству принципиально новых боеприпасов в ущерб серийным 20-мм. Тем не менее, на послевоенной версии «Hispano-Suiza» HS 831, известной ныне как «Oerlikon KCB» 30-мм патрон, разработанный перед войной еще во Франции, был применен практически без изменений.

30-мм версия пушки Испано HS.411, построенная и испытанная в Англии в 1943 году.

30-мм версия пушки Испано HS.411, построенная и испытанная в Англии в 1943 году.

Но вернемся в предвоенные годы.

     В 1937 году Франция национализировала все частные предприятия, работающие с военными заказами, не был исключением и завод Hispano-Suiza в Bois Colombes. Марк Биркье вынужден был перенести производство в Женеву. Все разработки Марка Биркье, существовавшие в виде прототипов, были переданы в государственную компанию Шательро («Manufacture d’Armes de Châtellerault»), где предполагалось завершить разработки и внедрить в серию новые орудия. Естественно, что такого рода манипуляции не могли положительно сказаться на производстве. Внедрение в производство и доводка пушек Hispano-Suiza затянулась. И если 20-мм HS.404 уже выпускалась серийно, то турельная версия HS.405 и 23-мм HS.406 и HS.407 к началу 2-й мировой войны существовали лишь в единичных экземплярах. Большую часть документации по этим образцам Марк Биркье вывез в Швейцарию, надеясь наладить производство пушек там. Была развернута широкая рекламная компания в надежде заинтересовать иностранных покупателей. Создалась странная ситуация, когда одни и те же разработки предлагались на продажу французской государственной компанией и швейцарской частной фирмой. Причем, производственные мощности и оснастка находились во Франции, а документация и «мозги» в Швейцарии. Построенный в Англии завод BRAMCo” по производству пушек HS.404, а также купленная США лицензия, предполагали заключение контракта с французской стороной, которая оказалась не в состоянии осуществить техническое сопровождение продаваемой продукции. Надо отдать должное англичанам, что они сумели достойно преодолеть все трудности технического характера, доработав пушку HS.404 до уровня самых высоких мировых стандартов. Американцам, стартовавшим на год позже, повезло меньше, они довели пушку до кондиции лишь к концу 2-й Мировой войны.

В 1938 году Марк Биркье, не выдержав конкуренции с государственными компаниями Франции, и не найдя покупателей за рубежом, признал поражение. Фирма Hispano-Suiza разорилась и объявила себя банкротом, а производство и доводка пушки HS.404 была полностью перенесена в Великобританию. В ходе начавшейся войны во Франции еще продолжались вялотекущие попытки довести до ума пушки 20-мм HS.404, HS.405 и 23-мм HS.406, HS.407. Государственный арсенал «Manufacture d’Armes de Châtellerault» в первую очередь отказался от доводки «укороченной» турельной версии пушки HS.405, адаптировав для оборонительных установок длинноствольную версию HS.404. Лишь стандартный 60-зарядный барабан, слишком громоздкий для турельных установок, был заменен на барабан емкостью 30 патронов или коробчатый магазин на 15 патронов. Определенные надежды возлагались на 23-мм моторпушку HS.407, под нее проектировались новое поколение французских истребителей, но с оккупацией страны немцами все работы были свернуты. Лишь единственный истребитель Dewoitine D.520,  серийный номер 49, в экспериментальном порядке был вооружен 23-мм моторпушкой HS.407 (в некоторых изданиях утверждается, что на нем была установлена датская 23-мм пушка Madsen). В ходе немецкого наступления этот самолет был брошен в бой, но в первом же боевом вылете 11.06.40 был сбит.

Зарядка барабанного магазина пушки HS.404, конструктивно идентичного "эрликоновскому"

Зарядка барабанного магазина пушки HS.404, конструктивно идентичного «эрликоновскому»

Истребитель Bloch МB.152СВ. В консолях крыла видны длинные стволы 20-мм пушек HS.404

Истребитель Bloch МB.152СВ. В консолях крыла видны длинные стволы 20-мм пушек HS.404

20-мм пушка HS.404 в развале блока цилиндров двигателя Hispano-Suiza 12,Ycrs

20-мм пушка HS.404 в развале блока цилиндров двигателя Hispano-Suiza 12,Ycrs

     И хотя пушке Hispano предстояла еще долгая жизнь в составе авиации антигитлеровской коалиции, в ходе скоротечных боях кампании 1940 года французские самолеты, вооруженные 20-мм пушками Hispano не успели себя проявить в полной мере. Пушка была недоведена и еще не отличалась надежностью. Однако, в случае если пушка-таки работала, французские истребители, вооруженные HS.404 (в Armée de l’Air пушка официально обозначалась «20-404»)  выгодно отличались по огневой мощи от своих коллег английского экспедиционного корпуса. Особенно оценили пушку экипажи бомбардировщиков Amiot 351/354 и Liore et Olivier LeO 451, хвост которых защищал стрелок с турельным вариантом пушки Hispano. В начале 2-й мировой войны пушечное оборонительное вооружение бомбардировщиков было редкостью. Немецкие истребители, а позже и английские, схлестнувшиеся с авиацией Виши в Северной Африке и на Ближнем Востоке быстро усвоили, что атаковать французские бомбардировщики LeO 451 со стороны хвоста смертельно опасно.

Механизированная турель АВ-34 с пушкой HS.404. Монтировалась на бомбардировщиках Amiot 351-356

Механизированная турель АВ-34 с пушкой HS.404. Монтировалась на бомбардировщиках Amiot 351-356

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

Пушка HS.404 на турели АВ.26 бомбардировщика LeO-451

Турельная установка AB 74 для бомбардировщиков Amiot 351-356 c пушкой HS.404 и двумя спаренными 7.7-мм пулеметами MAC1934 Mle39

Турельная установка AB 74 для бомбардировщиков Amiot 351-356 c пушкой HS.404 и двумя спаренными 7.7-мм пулеметами MAC1934 Mle39

     В конце 30-х годов слух о высоких качествах пушки Hispano-Suiza быстро распространился по всему миру. Многие страны были заинтересованы в покупке этого оружия. Также интересовал вопрос о способах монтажа пушки в развале цилиндров. Наибольший интерес проявляли три страны. Великобритания, СССР и Чехословакия через своих военных атташе начали прощупывать почву на предмет покупки пушек для испытаний. Однако французское министерство авиации уведомило компанию Hispano-Suiza о запрете продаж как технической документации на пушку, так и готового изделия без согласования с ним.

     Одним из поводов национализации завода Hispano-Suiza было то, что руководство компании было обвинено в продаже СССР 23-мм версии моторпушки без согласия министерства авиации Франции. Скорее всего этот повод был надуман, поскольку не найдено информации с российской стороны о такой сделке, равно как нет данных об испытании в СССР в предвоенные годы французской пушки.

      Тем не менее, способ монтажа авиапушек в развале цилиндров двигателя жидкостного охлаждения был освоен в СССР в 1936 г. на опытном истребителе Н.Н. Поликарпова И-17, оснащенным лицензионной версией двигателя Hispano-Suiza 12Ybrs. Известно также, что фирма Hispano-Suiza тесно сотрудничала с Советским Союзом, так что вполне вероятно, что такого рода обвинения в адрес фирмы имели под собой определенную почву.

     В 1936 году английские представители смогли оценить боевые качества французского орудия. В старинном форте Bouviers была проведена демонстрация. Рядом были установлены два орудия, — первым была пушка Биркье HS.404, вторым швейцарская Oerlikon FFS. Французская пушка показала полное превосходство. Была отмечена высокая скорострельность, оцененная британцами в 700 выстр/мин, по сравнению с 400 у Oerlikon, более высокая кучность и точность стрельбы. По требованию англичан обе пушки были разобраны, после чего было отмечено, что HS.404 состоит из меньшего числа функциональных узлов и более технологична.

     Таким образом, HS.404 была признана наиболее подходящей для вооружения британской авиации. Поскольку вопрос о продаже лицензии всячески тормозился со стороны французского министерства авиации, было решено создать совместное предприятие по производству пушки в Англии, но со 100% французским капиталом и формально под французским контролем. Именно это решение позволило пушке HS.404 завоевать впоследствии звание одной из лучших 20-мм пушек 2-й мировой войны.

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

       Из недостатков пушки HS.404 можно отметить раннее отпирание затвора, что нередко приводило к прорыву пороховых газов при выстреле и отрыву гильзы, а также необходимость в смазке патронов перед загрузкой в барабан.

      Перед началом стрельбы оператор должен был сначала проверить, чтобы каждый патрон был покрыт густой смазкой перед помещением в барабан, после чего защелкнуть его на место. Пружина в барабане позиционировала каждый последующий патрон на выходе из барабана. При установке барабана в пушку, последний патрон оказывался на верхней части затвора, готовый к досыланию в казенник.

     Запирание канала ствола осуществлялось с помощью боевого упора. Для отпирания использовалась энергия части пороховых газов, отводимых из ствола через боковые отверстия, которые находились недалеко от патронника. Пороховые газы воздействовали на газовый поршень, связанный с толкателем и затворной рамой, и при достаточно высоком их давлении в стволе заставляли затвор выйти из зацепления со стволом и позволяли перезарядить пушку.

     Масса пушки без учета боеприпасов составляла 43 – 49  кг в разных исполнениях, снаряженная – до 60 кг. Общая длина 2.52 м, при длине ствола 1.7 м. Темп стрельбы составлял 700 – 750 выстр/мин. (в пушках английского производства во имя надежности темп стрельбы был снижен до 600 – 650 выстр/мин); начальная скорость снаряда 880 м/с. Питание патронами осуществлялось из барабанного магазина емкостью 60 патронов, идентичного конструктивно «эрликоновскому». Масса снаряженного магазина составляла 25.4 кг.

     Уже в ходе начавшейся войны на государственном арсенале Шательро был разработан механизм ленточного питания пушки. Однако до перемирия и оккупации этот механизм внедрен не был, и доводкой его занялись англичане, получив в итоге новую модификацию пушки Hispano MkII. Также не успели французы довести до серии и барабанные магазины увеличенной емкости на 90 и 150 патронов.

     Как уже отмечалось, в 1938 году фирма Hispano Suiza обанкротилась. Производство авиадвигателей и авиапушек во Франции было национализировано, а элитные автомобили, выпускаемые Марком Биркигтом (покинувший Францию конструктор, вновь изменил произношение своей фамилии) в Швейцарии и Испании, не находили спроса. За военные и послевоенные годы фирма несколько раз перепродавалась, но более не возвращалась к производству авиапушек. Однако бренд Hispano Suiza cуществует и поныне, выкупленный швейцарской фирмой Oerlikon, которая в свою очередь входит в концерн Rheinmetall Borsig. Широко известна и ныне 20-мм автоматическая универсальная пушка HS.820, состоящая на вооружении многих стран. Таким образом, разработанная на базе Эрликона пушка Hispano Suiza, за несколько десятилетий эволюции вернулась под крыло «материнской» компании.

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

     Когда фирма Hispano Suiza выпускала по лицензии швейцарскую пушку Oerlikon FFS под обозначением  HS.7  и HS.9, естественно был также организован и выпуск патронов под нее. При разработке новой пушки HS.404 Марк Биркье вначале пытался использовать тот же патрон, однако очень быстро пришел к выводу, что для обеспечения работы пушки придется изменить горловину, донышко и фланец гильзы, о чем было рассказано выше и что видно на плакате того времени.

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

     Так появился патрон 20х110 мм Hispano. Чтобы не путать два патрона одного размера патрон Oerlikon начали обозначать 20х110RB, а новый патрон для пушки Hispano стал обозначаться «Hispano 20х110». Такие обозначения были приняты всеми странами, использовавшими эти патроны в годы войны, и применяются до настоящего времени.

    С запуском в производство пушки HS.404 была разработана широкая номенклатура боеприпасов 20х110 мм – основными боеприпасами, использовавшимися в ходе боевых действий были фугасные, фугасно-зажигательные с массой снаряда 123 — 130 грамм, содержащих 10.5 г. пентолита или 10.2 г. тетрила у фугасных снарядов и 7 г. тетрила плюс 4.3 г. белого фосфора у фугасно-зажигательных. Кроме того, ограниченно использовались также бронебойные, бронебойно-зажигательные, учебно-тренировочные снаряды как с трассером, так и без. Тип патрона различался формой головной части снаряда и цветовой маркировкой. Масса снаряженного патрона составляла 225 грамм.

Патрон 20x110, французский, бронебойно-зажигательный.

Патрон 20×110, французский, бронебойно-зажигательный.

    Под 23-мм вариант пушек HS.406 и HS.407 был разработан патрон 23х122. Патрон являлся опытным, был выпущен очень ограниченной серией и нигде более не применялся.

Французские авиапушки Hispano-Suiza 400-й серии.

Экспериментальный патрон 30х170 для пушки HS.411

Экспериментальный патрон 30х170 для пушки HS.411

     Учитывая очень большую номенклатуру авиатехники, использовавшуюся Armée de l’Air в годы войны, перечислять все типы самолетов, где использовались пушки Hispano смысла нет. Все французские новейшие истребители имели в составе вооружения мотор-пушки HS.404, а истребитель Bloch MB.151 нес даже две установленные в крыльях пушки этого типа. Адаптированная для турелей пушка HS.404, составила основу обороноспособности новейших бомбардировщиков Amiot 351/354; Liore et Olivier LeO 451 и Farman NC.223.

Разработкой пушечных турелей в предвоенные годы занималась французская фирма SAMM. Для установки новых 20-мм пушек Hispano была первой адаптирована механизированная турель АВ.10, первоначально разработанная под пушку HS.9 для тяжелых бомбардировщиков Farman NC.223.3 BN.5. Все восемь построенных Фарманов, в итоге, получили вместо старой HS.9 новейшие HS.404, установленные в верхней и нижней турелях. Для новейшего тяжелого бомбардировщика SNCAO CAO.700 была разработана верхняя пушечная турель АВ.15. Правда, эта перспективная машина так и осталась в единственном экземпляре. Для облегченной пушки HS.405 фирмой SAMM была спроектирована и испытана механизированная турель АВ.31, так и оставшаяся в прототипе из-за свертывания программы внедрения самой пушки.

Для новейшего бомбардировщика Liore et Olivier LeO-451 была разработана пушечная турель АВ.26, успешно примененная в боях. Именно эта турельная установка делала бомбардировщики LeO-451 очень сложной целью для немецких и позже, английских истребителей. Процент потерь этих французских бомбардировщиков в воздушных боях был, пожалуй, самым низким. Для новых бомбардирощиков Amiot 351-356 в 1940 году были разработаны еще два типа пушечных турельных установок – АВ.34 с одной 20-мм пушкой HS.404 и АВ.74, в которой с пушкой были спарены два 7.7-мм пулемета MAC1934 Mle.39. Конструктора посчитали, что эффективность огня одной лишь пушки с уменьшенным до 15 или 30 патронов магазином будет недостаточно и для пристрелки добавили еще пару пулеметов. На ряде серийных Amiot 351 пушку вообще убрали, модернизировав турель в строенный пулеметный вариант АВ.79. Последней разработкой пушечных турелей стала АВ.93, спроектированная под новейший тяжелый бомбардировщик Breguet Br.482, к моменту оккупации Франции, оставшийся в прототипе.

Патроны пушек Испано: 30х170 (HS.411); 23x122 (HS.406 и 407) и 20х110 (HS.404)

Патроны пушек Испано: 30х170 (HS.411); 23×122 (HS.406 и 407) и 20х110 (HS.404)

HS.404

HS.405

HS.406

HS.407

HS.410

(проект)

HS.411

Калибр, мм

20

23

25

30

Масса, кг

49

25

52

56.5

90

180

Длина, мм

2517

1760

2133

2583

2890 или 3115

3680

Длина ствола, мм

1700

1000

1150

1600

1800 или 2000

2340

Темп стрельбы, выстр/мин

700-750

760-780

620

580

?

570

Начальная скорость снаряда, м/с

850-880

600

840

900

?

930

Емкость магазина

Барабан на 30, 60 или коробчатый магазин на 15 патронов

Барабан на 60

патронов

?

Барабан на 20 патронов

?

?

Масса снаряда (фугасный), г.

123-130

200

Тип патрона

20х110

20х71

23х122

25х135.5
25х159.5

30х170

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account