Во второй половине 1950-ых, американцев начал всерьез беспокоить вопрос противолодочной обороны. Защита атлантических коммуникаций была одной из ключевых задач ВМФ США в случае нового конфликта в Европе — и чем дальше, тем больше способность ее обеспечить была под вопросом.
Содержание:
Предполагалось, что к 1957 году СССР будет располагать флотом из 300 быстроходных океанских субмарин, оснащенных шноркелями, и способных действовать в Северной Атлантике. Учитывая что с 1951 по 1957 год СССР на самом деле построил 215 средних субмарин проекта 613, 26 больших субмарин проекта 611 и начал вводить в строй лодки следующего поколения — американские аналитики были недалеки от истины. И было вполне очевидно, что советские атомные субмарины тоже не заставят себя ждать.
Этой подводной армаде, американцы могли противопоставить лишь многочисленный, но быстро стареющий флот эсминцев и эскортных миноносцев военной постройки. В строю и в резерве имелось почти триста эсминцев типов «Флетчер», «Аллен М. Самнер» и «Гиринг» — но за десять послевоенных лет их вооружение и сенсорное оснащение перестали соответствовать требованиям времени, и не могли уже служить надежным противодействием быстроходным субмаринам.
Построить быстро адекватное количество новых эсминцев не позволяли финансовые возможности. Противолодочный «крейсер-охотник» DL-1 USS «Norfolk» оказался слишком большим и дорогим, и остался в единственном экземпляре. Попытка его «ужать» привела к постройке четырех лидеров эсминцев типа «Mitcher», которые все равно не подходили для массового производства. Несколько заложенных еще во время войны эсминцев типа «Гиринг» были достроены по программе DDK, с новым вооружением, но это была капля в море. Более-менее массовое же вступление в строй новых эсминцев типа «Форрест Шерман» и «Фаррагут» ожидалось только к концу 50-ых. До которых еще надо было дожить.
Пытаясь решить проблему, адмирал Арли Альберт Берк распорядился подготовить и представить комиссии Сената доклад с красноречивым названием «Стареющий флот» (англ. The Aging Fleet). В нем адмирал изложил опасность складывающейся ситуации, и представил шесть возможных сценариев ее решения:
* Строить больше новых кораблей
* Выделять больше времени на техобслуживание
* Выполнять более масштабные ремонты
* Выделять больше денег на обслуживание
* Повысить качество подготовки обслуживающего персонала
* «Обновить» существующий флот таким образом, чтобы «заполнить разрыв»
Последнее решение было одобрено, и программе под названием «Восстановление И Модернизация Флота» (англ. Fleet Rehabilitation And Modernization — FRAM) был дан зеленый свет.
Некоторый опыт подобной модернизации у американского флота уже имелся. В 1949-1951 годах, семнадцать эсминцев типа «Флетчер» были полностью перестроены в т.н. «эскортные эсминцы» (DDE, не путать с эскортными миноносцами DE). С «Флетчеров» демонтировали три из пяти 127-мм орудий, оставив только носовое и кормовое. Вместо них часть эсминцев получила залповый бомбомет «Hedgehog» в поворотной установке Mark-15, а часть — автоматический ракетный бомбомет RUR-4 «Weapon Alpha». Поворотные торпедные аппараты заменили четырьмя неподвижными трубами для противолодочных акустических торпед.
Программа FRAM задумывалась как развитие этих первичных усилий. К концу 1950-ых, такие критические для противолодочной обороны технологии как буксируемые сонары, противолодочные торпеды и атомные глубинные бомбы, наконец, достигли высокой степени относительного совершенства, и более не представляли из себя «переходную» технологию, устаревавшую быстрее, чем ее успевали внедрить. Было рассмотрено множество вариантов от различных ведомств — Отдела Корабельных Характеристик (SCB), Бюро Кораблестроения (BuShips), частных компаний — и в ноябре 1958, наконец, представлен итоговый проект.
Программа FRAM разделялась на три фазы:
* FRAM I — капитальный ремонт корпуса и механизмов, и максимально масштабная модернизация всех систем, лимитируемая лишь неустранимыми ограничениями корпусов. Такая модернизация должна была продлить срок эффективной службы эсминцев на 8 лет. Продолжительность работ оценивалась в 9-12 месяцев. Стоимость оценивалась в 7,7 миллионов долларов за единицу.
* FRAM II — капитальный ремонт всех систем и механизмов, и «значительная» модернизация вооружения, сенсорного оснащения и систем связи. Срок эффективной службы эсминцев при этом продлевался на 5 лет. Продолжительность работ оценивалась в 6-7 месяцев. Стоимость оценивалась в 4,5 миллиона долларов за единицу.
* FRAM III — поддерживающий ремонт корпуса и механизмов, и минимальная модернизация с «выборочной» установкой современного вооружения и оборудования. В этом варианте срок эффективной службы эсминцев продлевался всего на 3 года. Продолжительность работ оценивалась в 4 месяца. Стоимость оценивалась в 0,9 миллионов долларов за единицу.
По мере дальнейшей проработки, программа несколько раз пересматривалась. Было решено, что модернизацию по FRAM I пройдут только эсминцы типа «Гиринг», как самые крупные и находящиеся в наилучшем материально-техническом состоянии. Модернизацию эсминцев типа «Аллен М. Самнер» было решено ограничить FRAM II, а из эсминцев типа «Флетчер» модернизировать по FRAM II только те, которые уже прошли переоборудование в эскортные эсминцы. В 1959 году было решено отказаться от минимальных модернизаций по FRAM III ввиду их экономической нецелесообразности.
В 1960 году последовали новые поправки. Было решено сократить количество назначенных для FRAM-II эсминцев, исключив практически все «Флетчеры» (флот стремился к унификации, а «Флетчеры» имели ряд существенных отличий от последующих проектов), и часть «Самнеров», и за счет этого модернизировать по FRAM-I двадцать девять дополнительных «Гирингов». В конечном итоге, баланс был существенно смещен в пользу «Гирингов» в ущерб другим классам. Изначально предполагалось, что все «Гиринги» пройдут модернизацию по FRAM-I, но затем было решено, что корабли, прошедшие модернизацию после войны (эсминцы радиолокационного дозора DDR и эскортные эсминцы DDE) получат только FRAM-II.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ FRAM
В основе программы FRAM лежали несколько новейших на тот момент систем вооружения и сенсорных комплексов.
* Противолодочный ракетный комплекс RUR-5 ASROC — являвшийся развитием проекта ракето-торпеды RAT (англ. Rocket-Assisted Torpedo), комплекс ASROC (англ. Anti-Submarine ROCket) был предназначен для уничтожения быстроходных субмарин с безопасного удаления. Ориентируясь по данным корабельной акустики, он рассчитывал положение и курс субмарины и выстреливал в точку ее нахождения неуправляемую баллистическую ракету с боевой частью в виде глубинной атомной бомбы или легкой самонаводящейся торпеды.
Основным боеприпасом считалась (естественно для 50-ых) атомная глубинная бомба Mk-17 с боеголовкой W44, мощностью в 10 килотонн. Запущенная ракетой по координатам неприятельской субмарины, бомба падала в воду, и погружалась до предустановленной глубины — после чего взрывалась. Подводный взрыв гарантировал уничтожение субмарины в радиусе до 1,8 км, и мог нанести фатальные повреждения на вдвое большем.
«Конвенционным», не-ядерным боеприпасом считалась малогабаритная противолодочная торпеда Mark 46. Разработанная как авиационная, торпеда была хорошо приспособлена и к ракетному запуску; приводняясь на парашюте, она задействовала акустическую головку самонаведения и начинала поиск цели. Следует отметить, что не-ядерные боеприпасы считались вспомогательными — на тот случай, если применение ядерных не авторизовано (например, во время локального конфликта), или вражеская субмарина находится рядом с дружественным кораблем.
Запуск ASROC осуществлялся с поворотной пусковой установки Mk-112, известной под прозвищем «перечница» (англ. pepperbox). Она состояла из четырех контейнеров на две ракеты каждый, смонтированных на общем основании. Перед выстрелом, пусковая установка наводилась по азимуту и поднимала выбранный пусковой контейнер на требуемый угол.
Перезаряжание установки на кораблях FRAM велось из размещенного в кормовой надстройке погреба на 3-9 ракет (на некоторых эсминцах он вообще отсутствовал). Ракеты в запечатанных капсулах выкатывались из погреба на тележке вручную, и загружались в ячейки пусковой с помощью гидравлического крана.
Для своего времени, ASROC был высокоавтоматизированным комплексом — одним из первых, использующих цифровые, а не аналоговые вычисления. Цифровой вычислитель Mk-111 обрабатывал данные корабельного сонара, строил проекции курса обнаруженных целей и выводил их на консоль в командном центре. Он также просчитывал огневое решение и управлял пусковой установкой, направляя ракету в расчетную точку встречи с субмариной. Впрочем, надежность цифрового вычислителя оставляла желать лучшего, и на многих FRAM его заменили менее эффективным, но более надежным аналоговым Mk-114.
* Беспилотный вертолет QH-50 DASH — этот небольшой радиоуправляемый противолодочный вертолет (англ. Drone Anti-Submarine Helicopter) был, можно сказать, сердцем всей программы FRAM. Он был разработан как дешевая и расходная альтернатива пилотируемым вертолетам, которую во-первых можно будет применять с небольших эсминцев при любом состоянии моря, во-вторых, которая сможет применять атомные глубинные бомбы даже ценой потери самого вертолета.
Очень простой и дешевый беспилотный вертолет, DASH собирался из коммерчески доступных компонентов, где дешевизна являлась критическим фактором (так как предполагалось, что их будут активно терять). Небольшой 300-сильный турбовальный двигатель позволял машине максимальным взлетным весом около тонны развивать скорость до 150 км/ч и держаться в воздухе до 1 часа. Радиус действия составлял около 132 км, но реально определялся возможностями корабельной системы управления.
В качестве боевой нагрузки DASH обычно нес или две торпеды Mark 44 (весом по 196 кг), или одну торпеду Mark 46 (230 кг) или глубинную ядерную бомбу B57 с боеголовкой мощностью до 10 килотонн. Собственно, последнее оружие и было главной мотивацией для беспилотного вертолета; надежность самонаводящихся торпед 1950-ых против скоростных и атомных субмарин была под вопросом. Атомный же глубинный заряд гарантированно уничтожал субмарину, но запросто мог заодно зацепить и вертолет.
Управление DASH осуществлялось по радио. Расположенный возле летной палубы внешний пост управления отвечал за взлет и посадку беспилотника, управляя им с помощью обычного джойстика. В воздухе же, управление DASH осуществлялось из командного центра корабля; беспилотник отслеживался с помощью радара, командами выводился в точку нахождения неприятельской субмарины (отслеживаемой сонаром) и сбрасывал на нее свой боекомплект.
На каждый эсминец программы FRAM полагалось по два вертолета DASH (исключением были корабли, перестроенные из эсминцев радарного дозора DDR). Вертолетная площадка с маленьким ангаром позади находилась на крыше кормовой надстройки, там же размещался и палубный пост управления.
* Поисковый радар AN/SPS-29 — радиолокатор дальнего обнаружения самолетов и контроля воздушной обстановки. Был разработан специально для размещения на малых кораблях, возможности которых не позволяли установить «крейсерские» РЛС.
«Матрасная» антенна из 28 диполей обеспечивала радару максимальную дальность обнаружения воздушных целей до 460 км. Разумеется, такая дальность обеспечивалась только по большим, высоко летящим самолетам, вроде морских патрульных или тяжелых бомбардировщиков — но, справедливости ради, вероятность встретить в Атлантике другие советские самолеты в 1960-ых была равна нулю.
Наличие столь мощного локатора позволяло эсминцам FRAM использоваться как корабли радиолокационного дозора, и управлять действиями палубных и береговых перехватчиков, рассчитывая и направляя перехват воздушных целей. По сути дела, способность наводить перехватчики была главным элементом их противовоздушной обороны.
* Гидролокатор SQS-23 — массивный подкилевой сонар, разработанный с целью обнаружения неприятельских субмарин на дистанциях, превышающих дальность их торпедной атаки. Так как теория непрямого акустического пути в то время еще не была развита, задачу решили «грубой силой» — нарастив мощность сонара и размеры антенны.
Смонтированный в обтекателе под корпусом, SQS-23 мог работать как в режиме поиска (активном и пассивном), так и в режиме направленного излучения, и определять не только азимут и дистанцию, но и глубину хода субмарин. Данные этого гидролокатора поступали напрямую в систему управления огнем корабля и использовались для выработки целеуказания ПЛУР ASROC. Теоретическая дальность обнаружения составляла впечатляющие 37 км (!), но на практике обычно была существенно ниже. Впрочем, дальности в 9 км более чем хватало для успешного применения ASROC.
* Буксируемый гидролокатор переменной глубины SQS-35 — представлял собой гидропланер с установленным внутри сонаром, буксируемый на длинном тросе за кормой эсминца.
Благодаря возможности регулировать глубину погружения, гидролокатор мог работать под термоклином (искажающим акустические сигналы слоем резкого перепада температур) и эффективно находить прячущиеся под ним субмарины. Оборотной стороной было то, что буксируемый гидролокатор существенно снижал маневренность корабля и не мог использоваться в штормовую погоду.
* В ходе программы FRAM планировалось и оснащение эсминцев зенитными ракетами. Поскольку ЗРК средней дальности RIM-2 «Terrier» сочли слишком большим и тяжелым для старых эсминцев, основное внимание сосредоточили на перспективном ЗРК малой дальности RIM-24 «Tartar»
Несколько проектов были разработаны в 1959 году. Один предусматривал установку поверх кормовой 127-мм АУ контейнерной пусковой установки на 10 ракет, и монтаж радара наведения поверх артиллерийского директора. Другой проект предусматривал установку в центре корпуса полноценного зенитного комплекса Mk-11 с двухбалочной пусковой установкой и подпалубным барабаном на 12 ракет. В итоге планы не были реализованы из-за сомнительной эффективности первого и высокой стоимости второго.
МОДЕРНИЗАЦИЯ FRAM-I
Модернизация FRAM-I была комплексным и масштабным мероприятием, которому подлежали только эсминцы типа «Гиринг». В ходе реконструкции, надстройки и трубы кораблей разбирались до главной палубы, полностью меняя их внешний облик.
Новые надстройки эсминцев возводились с расчетом на размещение более крупных боевых постов, систем управления и электроники. Носовая надстройка теперь вмещала полноценный боевой информационный центр, откуда осуществлялось управление кораблем в бою. Поверх нее ставилась решетчатая треногая мачта, на которой располагались антенны связи и радары; обзорно-поисковый AN/SPS-29 (или его развитие, AN/SPS-37), радар-высотомер AN/SPS-8 и навигационный радар AN/SPS-10.
Кормовая надстройка оптимизировалась для авиационных операций. На ее крыше размещалась вертолетная площадка и небольшой ангар для двух DASH. Поверх нее устанавливалась короткая кормовая мачта, служившая основой для системы управления дронами, радиомаяка наведения авиации TACAN и антенн систем РЭР/РЭБ.
Для компенсации веса, с эсминцев снималась одна из трех спаренных 127-мм универсальных артустановок. Первоначально, обычно снимали кормовую, оставляя обе носовые на месте. Однако, моряков такое решение не вполне устраивало — они предпочитали сохранять круговой обстрел — и поэтому в дальнейшем стали снимать вторую, возвышенную носовую артустановку. Условно, это делит программу FRAM-I на две несколько различные группы; FRAM-IA (без кормовой установки) и FRAM-IB (без возвышенной носовой установки).
* Обе группы эсминцев получали ПЛУР ASROC в качестве основного противолодочного вооружения. Пусковая располагалась в центре корпуса между трубами, погреб боеприпаса находился слева от кормовой трубы.
* На эсминцах группы FRAM-IA, трехтрубные противолодочные торпедные аппараты Mark 32 для 324-мм размещались в корме, на месте снятой артустановки. Также некоторые корабли оснащались бомбометами «Hedgehog» по бокам мостика.
* На эсминцах группы FRAM-IB, противолодочные торпедные аппараты устанавливались на месте снятой верхней артустановки, впереди мостика.
Таким образом, противолодочное вооружение FRAM-I состояло из ближнего контура (324-мм торпеды), среднего контура (ASROC) и дальнего контура (DASH). В результате перекрывался весь диапазон дистанций и боевых ситуаций. Высокая автоматизация и развитое электронное оснащение позволяли эсминцам действовать совместно с более современными единицами.
Все надстройки эсминцев полностью герметизировались на случай действий в условиях применения ядерного оружия. Значительное внимание уделялось также снижению шумности кораблей; источники наиболее сильных шумов и вибраций дополнительно амортизировались и звукоизолировались. Корпус в районе сонаров был усилен и оснащен звукопоглощающим покрытием.
МОДЕРНИЗАЦИЯ FRAM-II
Модернизация эсминцев типа «Гиринг» и «Аллен М. Самнер» по FRAM-II имела значительно более скромные масштабы. Их надстройки расширялись, но не перестраивались полностью, и силуэт их сохранял значительно больше сходства с первоначальным. В частности, оставались на своем месте все три 127-мм артустановки. В кормовой части, ангар и летная палуба ставились поверх существующей надстройки а не взамен нее.
Поскольку ASROC на «Самнеры» не влезал из-за короткого корпуса, на эсминцах сохранили часть тяжелого торпедного вооружения — два неподвижно закрепленных 533-мм торпедных аппарата, расположенных между трубами. Они предназначались для стрельбы электрическими торпедами Mark 37, дальностью хода до 21 км. Рядом с ними размещались и поворотные аппараты Mark 32 для 324-мм противолодочных торпед.
Ввиду отсутствия ASROC, эсминцы FRAM-II не имело смысла и оснащать сложным и дорогим сонаром SQS-23. Вместо этого, они несли более дешевую комбинацию из подкилевого сонара SQS-4 и буксируемого SQS-35. Лебедка буксируемого сонара находилась на свесе кормы, и по ряду данных — ограничивала стрельбу прямо назад кормовой артустановки.
Как уже упоминалось выше, от массовой модернизации «Флетчеров» было решено отказаться по соображениям унификации. В итоге, только три эскортных эсминца (DDE) типа «Флетчер» прошли модернизацию по FRAM-II.
На «Флетчерах» модернизация ограничивалась установкой ангара и летной палубы DASH на кормовой надстройке, 324-мм торпедных аппаратов в центре корпуса, и установкой буксируемого сонара. Основным противолодочным вооружением оставался ракетный бомбомет RUR-4 перед мостиком и пара 533-мм торпедных аппаратов. Не менялось и установленное в начале 50-ых радарное оснащение.
Интересной деталью было оснащение «Флетчеров» ракетными установками Mk-28 для запуска дипольных помех; их устаревшие артустановки не могли стрелять разработанными после войны дипольными снарядами 127-мм калибра.
ИТОГИ
В результате программы FRAM, американский флот получил 79 эсминцев типа «Гиринг», модифицированных по FRAM-I, и 16 эсминцев типа «Гиринг», 33 эсминца типа «Аллен М. Самнер» и 3 эсминца типа «Флетчер», модернизированных по FRAM-II. Суммарно это давало 132 «обновленных» эсминца за 1959-1965 год.
Массовое вступление эсминцев FRAM в строй к середине 60-ых позволило компенсировать нехватку новых эскортов и выиграть время до «разгона» американского кораблестроения. Их противолодочные возможности более чем соответствовали требованиям времени; развитое сонарное оснащение, современные торпеды и ASROC делали старые эсминцы опасными противниками даже для атомных субмарин. Беспилотный вертолет DASH, правда, оказался не слишком удачным (главным образом из-за неадекватной программы обучения операторов в американском флоте — японцы, также использовавшие DASH, считали его чрезвычайно надежным), и его пришлось заменять легким палубным вертолетом.
Главным недостатком программы FRAM можно было признать слабость противовоздушной обороны. 127-мм пушки в 1960-ых уже как серьезное ПВО не рассматривались, зенитных ракет они так и не получили, и единственной надеждой в случае воздушной атаки были средства РЭБ и мощный радар с функцией наведения истребителей. Справедливости ради, воздушные атаки для океанского эскорта не были приоритетной угрозой.
Хотя программа FRAM рассчитывалась на 5-8 лет активной службы, но ввиду Вьетнамской Войны и вызванных ею финансовых ограничений, эсминцы FRAM прослужили значительно дольше, чем изначально предполагалось. Они составляли основу американских эскортных сил в 1965-1975 годах, применяясь как по прямому назначению, так и в качестве радарных пикетов и кораблей огневой поддержки во Вьетнаме.
Их активное списание началось лишь во второй половине 70-ых — по мере того, как нишу океанских эскортов занимали новые эсминцы типа «Спрюэнс» и фрегаты типа «Нокс», более дешевые и эффективные. К 1978 году, в составе ВМФ США еще числились двадцать семь эсминцев FRAM-I. Последний же американский FRAM был списан только в 1983 году, после того как была отклонена идея еще одной капитальной модернизации. Выведенные из состава ВМФ США FRAM’ы активно поставлялись на экспорт. Они передавались в рамках военной помощи союзникам США по НАТО (тем, кто не располагал собственным кораблестроением) и продавались дружественным режимам. Им довелось послужить под флагами Греции, Турции, Испании, Бразилии, Пакистана, Южной Кореи, Тайваня и других стран, включая шахский Иран. Дольше всех прослужили два эсминца, проданные в 1982 Мексике; последний был списан только в 2014 году!