Флоты Первой мировой. ВМС Итальянского королевства (Russia Pragmatica II)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой под-подцикл по флотам воюющих стран в Первой мировой, и сегодня речь пойдет про Regia Marina, т.е. ВМС Итальянского королевства. Перед прочтением этой статьи настойчиво рекомендуется ознакомиться с предыдущим моим материалом, который посвящен проблемам Италии в реале и АИ.
Содержание:
Regia Marina к 1914 году
Италия в АИ куда более сильная страна, чем в реальности. Объединившись в 1849-1850-х годах, эффективно управляемая, она проводит в течении 2-й половины XIX века грамотную экономическую политику, параллельно активно внедряя итальянский национализм в общество с целью объединить регионы в одну монолитную нацию, причем – вполне успешно. Кроме того, Италия еще со времен Рисорджименто имеет натянутые отношения с Великобританией, а с 1860-х годов – с Францией, в результате чего она долгое время развивает связи с Россией, а затем и с Германией. Именно Германия постепенно становится главным партнером и союзником Италии, итальянская артиллерийская школа развивается на основе германской, а в линейке калибров доминирует метрическая система. К началу ПМВ Италия имеет серьезные претензии к Франции и является стойким сторонником Центральных держав, хотя у Антанты еще остаются надежды добиться от итальянцев нейтралитета. Внешняя политика Италии направлена на утверждение доминирования над Средиземным морем, потому значительные усилия прикладываются к созданию современного и боеспособного флота – короче, примерно то же, что и при Муссолини, вот только на этот раз Италия действительно сильная и влиятельная держава, с крепкой экономикой и значительными военными расходами. Все это позволяет иметь немаленький флот, и обеспечить его качественным вооружением и хорошо подготовленными экипажами. В плане боевой подготовки итальянцы уступают очень немногим.
Одним из козырей Реджиа Марина является Супермарина, или же штаб ВМС, и все связанные с ним преимущества. К началу ПМВ выработаны требования к тактической подготовке отдельных кораблей и соединений, а также ведется постоянная отработка стратегических планов войны. Благодаря влиянию союзной Германии итальянцам перед войной удается добиться договоренностей с ВМС Австро-Венгрии о взаимодействии, и даже провести ряд совместных с ними учений для закрепления навыков коллективных действий. На начало войны итальянцы, следуя японскому опыту РЯВ, делают ставку на внезапное нападение, но планируют действовать более дерзко, как совершая нападения на ВМБ французов и англичан легкими силами, так и перехватывая их соединения в море, пользуясь превосходством в силах – в первую очередь это касается французов, которые в случае войны должны начать переброски войск в метрополию из Алжира, а значит выделить для их прикрытия значительные силы. Вслед за этим должен последовать десант на Мальту и установление господства в Центральном Средиземноморье, что облегчает коммуникацию с Ливией и дальнейшее развертывание наступления на Египет. Не последнее внимание итальянцы уделяют новым технологиям – так, среди Центральных держав именно итальянские линкоры обладают наиболее развитой СУО, незначительно уступающей лучшим английским образцам, в обстановке строгой секретности уже сформировано первое подразделение торпедных катеров, ведется подготовка к созданию отрядов боевых пловцов, снаряды и торпеды имеют достаточно высокий технический уровень, и т.д. В значительной мере используются наработки своих союзников – Австро-Венгрии и Германии, но речь идет лишь о разумном заимствовании, а не слепом копировании, т.е. в стране развивается своя научно-техническая школа. Наконец, у Италии имеется значительный потенциал для развития морской авиации и всего, что с ней связано, что неизбежно выльется во время войны в создание собственных гидроавиатранспортов и полноценных авианосцев.
И да, в случае с итальянским флотом я почему-то не сдержался, и детально расписал даже те классы кораблей, которые не особо меняются по отношению к реалу. Все это удобряется иллюстрациями, не всегда уместными и полностью соответствующими моему видению тех или иных корыт – но это самая общая справочная статья, до отрисовки всех итальянских кораблей в моем привычном стиле еще очень, очень, ОЧЕНЬ далеко….
Линейные корабли
Вопреки реалу, в АИ итальянские линейные корабли будут скучными и не аутентичными в плане баланса характеристик – т.е. значительного упора на скорость в ущерб защите и вооружению не будет. Зато сохранится другая особенность – желание обеспечить индивидуальное превосходство кораблей над кораблями вероятного противника, потому итальянские линкоры будут неплохо вооружены и довольно хорошо защищены. Внешне они останутся все теми же, но в деталях их ожидает большое количество отличий.
- «Лацио». Первый итальянский дредноут в АИ, прототипов не имеет. На деле – обычный дредноут с гексагональным размещением двухорудийных башен, эдакое развитие реальной «Реджины Елены». Для преддредноутов/очень ранних дредноутов, последним из которых является «Лацио», такая схема вполне естественна и очевидна.
- «Эмилия». Реальный «Данте Алигьери», со смещенным балансом в сторону защиты и меньшей скорости.
- «Конте ди Кавур». По сути реальный «Конте ди Кавур», но с некоторым ребалансом характеристик. Как и ранее, скорость уменьшена в пользу бронезащиты, но еще, за счет размещения всей артиллерии в оконечностях в трехорудийных башнях, полностью убирается средняя башня ГК. Т.е., «Кавур» становится эдаким итальянским вариантом «Вирибуса Унитиса».
- «Андреа Дориа». Дальнейшее развитие «Кавура», с тем лишь отличием, что конфигурация башен в оконечностях приобретает реальный вид, но в то же время калибр орудий повышается с 305мм до 350мм, а броня становится толще. Война в Средиземке становится все более и более интересной….
- «Франческо Караччоло». Итальянский «Куин Элизабет», с похожими ТТХ, но заметно большим водоизмещением. Повторяет реальный проект, с небольшими отличиями – германские 380/45-мм пушки, более ранняя дата закладки, и т.д. Войдут в строй в 1916 году, успеют принять участие в боях в Средиземном море.
- «Аммиральо Персано». Улучшенный вариант «Франческо Караччоло», с 410-мм ГК и несколько улучшенной бронезащитой. Достроен один корабль, аж в самом конце войны, повоевать толком не успеет.
Тип «Лацио», водоизмещение нормальное 19980 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 280мм, вооружение 12 305/45-мм, 16 120/50-мм орудий, 3 450-мм торпедных аппарата, экипаж 1135 человек
- «Лацио», 1905/1907/1909
- «Савойя», 1905/1907/1909
- «Сарденья», 1906/1908/1909
- «Венето», 1906/1908/1909
Тип «Эмилия», водоизмещение нормальное 21800 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 280мм, вооружение 12 305/50-мм, 20 120/50-мм орудий, 3 450-мм торпедных аппаратов, экипаж 981 человек
- «Эмилия», 1907/1909/1910
- «Апулия», 1907/1909/1911
- «Романья», 1908/1910/1911
- «Парма», 1908/1910/1911
Тип «Конте ди Кавур», водоизмещение нормальное 22950 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 280мм, вооружение 12 305/50-мм, 18 120/50-мм орудий, 3 450-мм торпедных аппарата, экипаж 927 человек
- «Конте ди Кавур», 1909/1911/1912
- «Джулио Чезаре», 1909/1911/1913
- «Леонардо да Винчи», 1910/1912/1913
- «Кайо Дуилио», 1910/1912/1913
Тип «Андреа Дориа», водоизмещение нормальное 27150 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 330мм, вооружение 10 350/45-мм, 16 150/50-мм орудий, 4 500-мм торпедных аппарата, экипаж 1078 человек
- «Андреа Дориа», 1911/1913/1914
- «Данте Алигьери», 1911/1913/1914
- «Франческо Петрарка», 1912/1913/1914
- «Джованни Бокаччо», 1912/1913/1915
Тип «Франческо Караччоло», водоизмещение нормальное 31400 тонн, скорость хода 25 узлов, броня до 300-350мм, вооружение 8 380/45-мм, 12 150/50-мм орудий, 8 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1440 человек
- «Франческо Караччоло», 1913/1915/1916
- «Франческо Моросини», 1913/1915/1916
- «Кристофоро Коломбо», 1914/1915/1916
- «Маркантонио Колонна», 1914/1915/1916
Тип «Аммиральо Персано», водоизмещение нормальное 34800 тонн, скорость хода 25 узлов, броня до 350мм, вооружение 8 410/45-мм, 12 150/50-мм орудий, 3 500-мм торпедных аппарата, экипаж 1380 человек
- «Аммиральо Персано», 1915/1916/1918
- «Аммиральо ди Сан-Бон», 1915/1916/не достроен
- «Аммиральо Амеро д’Асте-Стелла», 1916/не достроен
- «Аммиральо Помпео», 1916/не достроен
Броненосцы
Броненосцы преимущественно остаются реальными, но их количество увеличивается до 4 в каждой серии, а ТТХ приводятся в порядок за счет роста водоизмещения. В общем, скукота – зато эти корабли смогут на равных противостоять антантовским при необходимости, ибо реальные итальянские броненосцы фактически были лишены такой возможности из-за тонкой брони и ослабленного вооружения. Имеются отличия в названиях – нет «Реджины Елены» и «Реджины Маргариты», так как названы корабли были в честь двух конкретных королев, которых нет в АИ. Вместо них будут королева София Прусская и Анна Гессенская.
- «Кайо Дуилио». Почти полное повторение реальных броненосцев «Дуилио», с небольшими отличиями – серия увеличена до 4 кораблей, броня сталежелезная. До ПМВ доживают исключительно в модернизированном виде, играют вспомогательные роли. Головной корабль переименован в «Этну» из-за передачи названия дредноуту.
- «Италия». Реальный то ли броненосец, то ли бронепалубный крейсер, но с большим сдвигом в сторону броненосца – имеется короткий, но толстый бронепояс. Построены в четырех экземплярах. Дожили до ПМВ в модернизированном виде.
- «Ре д’Италия». Еще один скучный вариант аутентичного корабля из реала – т.е., это реальные броненосцы типа «Ре Умберто», но с меньшей скоростью хода, и лучшим бронированием. Серия опять увеличена, калибр ГК изменен на метрический.
- «Медичи». Реальный тип «Эмануэле Филиберто», подтянутый на уровень полноценного броненосца. Как всегда, баланс сдвинут в сторону защиты и вооружения, скорость меньше, размеры больше, серия увеличена. Сама серия названа в честь великих итальянских династий времен Ренессанса.
- «Реджина Анна». Реальный броненосец «Реджина Маргарита», но опять приведенный к некоей скучной нормали, которая позволит этим броненосцам конкурировать с одноклассниками в ПМВ. Хотя на Средиземном море получается столько дредноутов, что броненосцы в открытом море не поместятся….
- «Реджина София». Опять прокачанный вариант реального броненосца, на сей раз «Реджины Елены». По сути то же самое, но крупнее, лучше защищенное, и с человеческим ГК в виде 4 305-мм орудий вместо двух. Весьма опасный противник, с определенными оговорками может использоваться в одном строю с дредноутами. Правда, скорее в роли снарядоулавливателя….
Тип «Кайо Дуилио», водоизмещение нормальное 10962 тонны, скорость хода 15 узлов, броня до 550мм, вооружение 4 305/40-мм, 7 150/40-мм, 5 120/40-мм, 16 57-мм орудий, 4 380-мм торпедных аппарата, экипаж 611 человек
- «Кайо Дуилио»/ «Этна», 1873/1876/1881
- «Энрике Дандоло», 1873/1876/1882
- «Руджерио ди Лаурия», 1876/1879/1884
- «Франческо Моросини», 1876/1878/1886
Тип «Италия», водоизмещение нормальное 13678 тонн, скорость хода 15 узлов, броня до 480мм, вооружение 4 305/40-мм, 6 152/40-мм, 6 120/40-мм, 12 57-мм орудий, 4 380-мм торпедных аппарата, экипаж 701 человек
- «Италия», 1881/1884/1888
- «Лепанто», 1881/1885/1889
- «Медитерранео», 1882/1885/1889
- «Аппеннино», 1883/1886/1890
Тип «Ре д’Италия», водоизмещение нормальное 11545 тонн, скорость хода 16 узлов, броня до 340мм, вооружение 4 340/35-мм, 8 150/40-мм, 10 120/40-мм, 16 57-мм орудий, 5 450-мм торпедных аппаратов, экипаж 733 человека
- «Ре д’Италия», 1885/1888/1890
- «Ре ди Сицилия», 1885/1888/1891
- «Ре ди Сарденья», 1886/1888/1892
- «Ре ди Наполи», 1886/1887/1891
Тип «Медичи», водоизмещение нормальное 11800 тонн, скорость хода 18 узлов, броня до 280мм, вооружение 4 305/40-мм, 8 150/40-мм, 8 120/40-мм, 6 88-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппаратов, экипаж 550 человек
- «Медичи», 1893/1895/1897
- «Сфорца», 1893/1895/1897
- «Висконти», 1895/1897/1899
- «Фарнезе», 1895/1897/1899
Тип «Реджина Анна», водоизмещение нормальное 15312 тонн, скорость хода 18 узлов, броня до 240мм, вооружение 4 305/40-мм, 16 150/40-мм, 20 88-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата, экипаж 812 человек
- «Реджина Анна», 1898/1900/1902
- «Бенедетто Брин», 1898/1900/1903
- «Эмануэле Филиберто», 1899/1902/1904
- «Аммирально ди Сан-Бон», 1900/1903/1904
Тип «Реджина София», водоизмещение нормальное 16278 тонн, скорость хода 18 узлов, броня до 225мм, вооружение 4 305/40-мм, 12 210/45-мм, 16 88-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата, экипаж 840 человек
- «Реджина София», 1901/1903/1906
- «Витторио I Эмануэле», 1901/1903/1906
- «Рома», 1903/1905/1907
- «Наполи», 1903/1905/1908
Броненосные крейсера
Количество итальянских броненосных крейсеров по отношению к реалу увеличивается, и достигает 12 единиц. При этом имеется четкое деление на «старые» и «новые» крейсера, которые формируют два отряда по 6 единиц. Старые ничем не примечательны, представлены «гарибальдийцами» и их предшественниками, и могут использоваться разве что на подхвате где-то на второстепенном участке. А вот «новые» броненосные крейсера представляют собой увеличенные «Амальфи», с паротурбинной ЭУ и усиленной артиллерией. Это все еще броненосные крейсера, пускай и весьма крупные, но по тактическим возможностям они вплотную приближаются к линейным крейсерам, которых у Антанты на Средиземном море очень мало, и шестерка итальянских морально устаревших кораблей может представлять серьезную опасность для них. Получается эдакое Черное море 1915 в миниатюре: по одиночке эти крейсера перещелкает любой линейный крейсер, как и русские броненосцы, но вместе они могут навалять любому вероятному «Гебену» Антанты.
«Марко Поло», водоизмещение нормальное 4511 тонн, скорость хода 17,5 узлов, броня до 102мм, вооружение 6 150/40-мм, 4 120/40-мм, 6 57-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата, экипаж 402 человека
- «Марко Поло», 1890/1892/1894
Тип «Карло Альберто», водоизмещение нормальное 6397 тонн, скорость хода 18,5 узлов, броня до 150мм, вооружение 12 150/40-мм, 6 120/40-мм, 14 57-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппаратов, экипаж 410 человек
- «Карло Альберто», 1892/1896/1898
- «Веттор Пизани», 1892/1895/1899
Тип «Джузеппе Гарибальди», водоизмещение нормальное 7234 тонны, скорость хода 19,5 узлов, броня до 150мм, вооружение 2 240/40-мм, 14 150/40-мм, 10 88-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппаратов, экипаж 549 человек
- «Джузеппе Гарибальди», 1898/1899/1901
- «Варезе», 1898/1899/1901
- «Франческо Феруччо», 1899/1902/1905
Тип «Амальфи», водоизмещение нормальное 14832 тонны, скорость хода 25 узлов, броня до 225мм, вооружение 4 280/45-мм, 8 190/45-мм, 16 88-мм орудий, 3 450-мм торпедных аппарата, экипаж 684 человека
- «Амальфи», 1905/1907/1909
- «Пиза», 1905/1908/1909
- «Дженова», 1905/1907/1908
- «Сан-Джорджо», 1905/1907/1908
- «Сан-Марко», 1906/1908/1909
- «Сан-Франческо д’Ассиси», 1907/1908/1910
Легкие крейсера
С легкими крейсерами у Италии в реале сложилась парадоксальная ситуация – достаточно быстро они начали строить легкие турбинные крейсера, достаточно неплохо вооруженные…. И лишенные поясной брони, т.е. они были просто бронепалубными. Этот недостаток я исправляю в АИ, и все крейсера, начиная с «Куарто», строятся несколько более крупные и защищенные поясной 60-мм броней, как и легкие крейсера Германии. Кроме того, в сериях строится больше кораблей (3 «Куарто» вместо 1, и 6 «Нино Биксио» вместо 2), и появляется еще и третья серия итальянских легких крейсеров – «Тренто», со 150-мм калибром артиллерии. Таким образом, легкие силы Италии к началу ПМВ получают мощный костяк, и в ходе войны пополняются еще рядом неплохих кораблей.
Тип «Куарто», водоизмещение нормальное 4500 тонн, скорость хода 28 узлов, броня до 60мм, вооружение 8 120/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата, экипаж 247 человек
- «Куарто», 1909/1910/1911
- «Тунис», 1909/1910/1912
- «Липари», 1910/1911/1912
Тип «Нино Биксио», водоизмещение нормальное 4890 тонн, скорость хода 28 узлов, броня до 60мм, вооружение 8 120/50-мм орудий, 4 500-мм торпедных аппарата, экипаж 347 человек
- «Нино Биксио», 1911/1911/1912
- «Марсала», 1911/1911//1913
- «Триполи», 1912/1912/1913
- «Бизерта», 1912/1913/1914
- «Тобрук», 1913/1914/1914
- «Бенгази», 1913/1914/1915
Тип «Тренто», водоизмещение нормальное 5250 тонн, скорость хода 28 узлов, броня до 80мм, вооружение 8 150/45-мм орудий, 4 600-мм торпедных аппарата, экипаж 378 человек
- «Тренто», 1914/1915/1916
- «Турин», 1914/1915/1916
- «Милан», 1914/1915/1916
- «Венеция», 1915/1916/1917
- «Генуя», 1916/1917/1918
Эсминцы
С эсминцами у итальянцев все предельно просто – технически, по ТТХ они были достаточно неплохими, но вот количественно их было явно мало. Потому в АИ их количество, начиная с серии «Индомито» (1912 год), серьезно увеличивается, чтобы обеспечить итальянским линкорам достаточное прикрытие легких сил. Единственный нюанс, который меня напрягает в ТТХ – это вооружение эсминцев, состоящее преимущественно из 1 120-мм и 4-5 76-мм орудий. В АИшке все итальянские эсминцы будут вооружены 2 120-мм орудиями, лидеры эсминцев – 3-4 120-мм орудиями. Запилить эдакий ранний «Навигатори» заманчиво, но я все же воздержусь – по меркам ПМВ такой корабль будет слишком крутым и крупным.
Прочие корабли
Как и в реальности, итальянские легкие силы достаточно развиты, и имеют ряд достаточно уникальных кораблей. В первую очередь это миноносцы – дешевые 27-узловые патрульные корабли, с одиночными пушками, паровыми машинами и функционалом «в каждой дырке затычка». Но, в отличие от реальности, у Реджиа Марины есть легкое нечто, использованием чего итальянцы прославились в реальности, и в чем покажут себя еще больше в реальности. Речь о боевых катерах – т.е. моторных патрульных и торпедных лодках. К началу войны Италия успевает в условиях строгой секретности построить первые 20 торпедных катеров, сформировать первое подразделение катерников, и в начале войны применит их против Антанты. В дальнейшем итальянские катерники станут легендой, отметятся на Балтике и у берегов Леванта, и пожнут богатый урожай из вражеских кораблей – правда, не без потерь и определенных проблем, которые неизбежны при становлении нового вида вооружений. Также Италия построит больше подводных лодок, на один монитор больше, чем в реальности, ну и по мелочам могут набежать отличия. В целом, Реджиа Марина к 1914 году, несомненно, является доминирующей силой на Средиземном море, и в процессе ПМВ будет яростно бороться за господство на море, противостоя французам, испанцам и русским.
Корабельный состав ВМС Италии в 1914-1918
Примечание: численность некоторых классов кораблей еще может меняться