Флот в мире альтернативного коммунизма — линкоры
Продолжение «Флот в мире альтернативного коммунизма — крейсера»
К 1925 ситуация с линейными кораблями была совершенно катастрофической. Из семи введенных в состав флота дредноутов уцелел всего один – черноморский «Александр III», а оставшиеся в строю додредноуты «Андрей Первозванный», «Император Павел I» вкупе с доцусимскими еще «Цесаревичем» и «Чесмой» уже никому и в голову бы не пришло рассматривать в качестве линейных. Положение сложилось совершенно нетерпимое, и взоры моряков обратились на гигантские недостроенные корпуса линейных крейсеров типа «Измаил»…
А с ними вышла такая история.
6 декабря 1912 года на стапелях Адмиралтейского и Балтийского заводов была заложена четверка кораблей, обещавших стать мощнейшими линейными крейсерами своего времени. К августу 1913 года работы кипели вовсю, днище было готово, а борта были уже подбирались на высоту нижнего шельфа. Но… как раз в августе 1913 года случилась «черноморская подсказка». «Иоанн Златоуст» обрушил мощь своих 305-мм орудий на старенькую «Чесму», которая была переоборудована так, чтобы имитировать систему бронирования новейших дредноутов.
Результаты испытаний оказались катастрофическими. Бронирование новейших русских кораблей не отвечало своим задачам ни по конструкции креплений, ни по толщинам. И это в то время, когда флот Ее Величества активно осваивал сверхдредноуты с куда более мощными 343-мм орудиями и вовсю муссировались слухи о разработке еще более тяжелых корабельных пушек! Российские адмиралы оказались перед крайне неприятным выбором – либо принципиально пересматривать проект, на что требовалось время, либо же вкладывать с таким трудом выбитые из министерства финансов деньги в корабли, чья боевая устойчивость окажется под сомнением еще до того, как они будут спущены на воду.
КБ Балтийского завода, скорейшим образом произведя необходимые расчеты, предложило перебронировать линейные крейсера так, чтобы довести толщины брони: главного внешнего пояса с 240 до 300 мм, броня вращающейся части башен — с 300 до 400 мм, а их крыш — со 150 до 250 мм. Барбеты выше верхней палубы доводились до 400 мм (вместо 250), а ниже защищались лишь 150-мм броней. Рубка бронировалась 400-мм плитами выше верхней палубы и 180-мм — ниже. Однако же этот наспех составленный проект был сильно раскритикован – несмотря на увеличение водоизмещения на 2,7 тыс. тонн, разработчикам пришлось ради экономии веса отказаться от бронепалуб в носу и корме, снять часть брони с оконечностей и отказаться от траверзов для вспомогательной артиллерии. Но и в этом случае защита получалась неравномерной: так, например, с одних ракурсов погреба башен ГК защищались 350 мм брони, с других – всего 150 мм. В итоге выходило, что линейные крейсера придется задержать постройкой на 1,5-2 года, но их защита все равно не станет удовлетворительной, особенно против 15- или даже 16-дюймовых пушек, появление которых на вооружении флотов ожидалось в самом скором времени.
А с другой стороны, следовало принять во внимание, что строительство «Измаилов» затянется в любом случае: в 1913 г. главного оружия кораблей – 356-мм артсистемы не было еще даже в опытном экземпляре. В то же время еще в 1912 году артиллерийский отдел ГУК утверждал, что даже 8 406-мм орудий будут эффективнее, чем 12 356-мм, и это мнение было принято с благосклонностью – на Обуховский и Царицынский заводы потоком шло оборудование из Великобритании, которое должно было бы обеспечить производство шестнадцатидюймовых пушек и установок к ним уже в 1915-1916 году. Правда, проектирование 16-дм пушек и башен пока не выходило за рамки предэскизного проектирования, но…
Самые первые прикидки показали, что замена 12 356-мм артиллерии на 9 406-мм даст существеннейшую экономию веса – даже с учетом увеличения боекомплекта с 80 до 90 выстрелов на ствол для 406-мм башен. Масса башни с тремя 356-мм/52 орудиями составляла 1390 тонн плюс 228 тонн боекомплекта, а четыре таких башни весили 6472 тонны. В то же время трехорудийная установка 406/45 орудий должна была весить порядка 1600-1620 тонн, боекомплект к ним – под 400 тонн, общая масса трех установок – 6000-6050 тонн, т.е. замена четырех 356-мм установок на три 406-мм давала экономию более 400 тонн. Но и это еще не все – отпадала необходимость в четвертом барбете (и с учетом того, что барбеты 356-мм и 406-мм установок различались по диаметру незначительно) и подкреплениях под четвертую башню, что также экономило вес, позволяя использовать его на усиление бронирования корабля. Перевод «Измаилов» на 406-мм артиллерию позволял не только перейти на новый качественный уровень огневой мощи, но и значимо повысить защиту. В итоге было решено, что игра стоит свеч, строительство корпусов было замедлено, но в то же время огромные усилия были направлены на скорейшее проектирование 406-мм артсистем и подготовки Обуховского завода к массовому выпуску таких орудий.
«Измаилы» были перепроектированы. Отныне линкоры (называть их и далее линейными крейсерами было сложно) получали развитый 300-мм бронепояс, за которым располагался 75-мм бронированный скос на 25-мм стальной подложке, горизонтальный участок бронепалубы доходил до 100 мм. Вне цитадели (оконечности, верхний бронепояс, прикрывающий батареи 130-мм орудий) уменьшили со 100-200 до 75-мм. Зато бронирование барбетов увеличили до 375 мм (и 275 мм там, где барбет прикрывала 75-мм броня), башни имели 400-мм лоб, 300-мм бока и крышу. Усилена была и противоторпедная защита – на месте 19-мм стальных переборок появилась 40-мм броня. После такого перепроектирования «Измаилы» по уровню защиты вплотную приблизились к германским дредноутам, меньшие толщины бортовой брони с лихвой компенсировались большей площадью бронирования борта. При этом водоизмещение кораблей прирастало весьма умеренно (не более чем на 2400 т), что при той же ходовой снижало скорость линкоров не более, чем на 0,5 узла.
Проект переоборудования линейных крейсеров «Измаил» 1913 года превращал их в грозные и сбалансированные боевые машины, это было очевидно всем и адмиралы, скрепя сердце, махнули рукой на известную задержку ввода их в строй. Но переход на 406-мм артиллерию казался делом и опасным и страшным, а потому уже в 1913 году разработку такого орудия заказали не только отечественным артиллеристам, но и Виккерсу. Получившаяся в итоге артсистема поражала воображение – при массе ствола с затвором в 107 тонн она была способна отправить 1116-кг снаряд с начальной скоростью в 766 м/сек, причем расчеты показывали, что эта скорость могла быть доведена и до 793 м/сек без особого ущерба для ствола!
Немало пик было сломано на том, как разместить на корабле три 406-мм установки. Некоторые радикально настроенные господа из молодых инженеров сгоряча предложили перейти к линейно-возвышенному расположению, разместив две башни в носу корабля. Но увы, при всей своей новизне эта идея никак не могла быть реализована в обводах «Измаила» — самые первые прикидки четко показали, что перегрузка носовой части и, соответственно, дифферент на нос будут и неизбежны и велики, а переделывать теоретический чертеж «Измаилов» было нельзя – особенно с учетом далеко продвинувшихся корпусных работ. Так что от этого варианта быстро отказались. Попытка вернуться к первоначальному расположению башен, планировавшемуся до того как «Измаилы» получили четвертую 356-мм башню (две в оконечностях и одна по центру корабля, между трубами) также была признана нерациональной. Котельные отделения оказывались сжатыми между башнями, а погреба располагались в непосредственной близости от паропроводов, что требовало дополнительных холодильников на обеспечение нужной температуры – ведь паропроводы проходили «в обход» средней башни из котельных к машинным отделениям!
В итоге схема «Измаилов» была чрезвычайно самобытной. Две башни главного калибра разместились в…корме корабля
Удаление четвертой башни при сохранении длины корабля дало возможность расположить котельные отделения с бóльшим удобством, нежели ранее. Котлы располагались за носовой надстройкой, на достаточном удалении от первой башни и вплотную примыкали к машинным отделениям – теперь их не разделяли погреба боекомплекта. А размещение второй башни в корме обеспечивало лучшие углы обстрела по носу корабля, чем если бы эта башня располагалась, к примеру, сразу же за носовой надстройкой.
Достройка кораблей по измененному проекту продолжилась, но была прервана в 1917 году, однако корабли и производственные мощности удалось как следует законсервировать, обеспечив их сохранность до 1928 года, когда строительство первой пары линкоров возобновилось. Но достраивались «Измаилы» по вновь измененному проекту.
Главный калибр остался тем же. Как это ни удивительно, но бурная деятельность на ниве освоения производства тяжелых орудий привела к известному успеху – до начала революционных бурь Россия получила не только опытный экземпляр 406-мм/45 орудия, но и всю необходимую оснастку для производства таких пушек, снарядов и башен к ним. И теперь, пройдя сквозь послевоенную смуту, страна располагала всем необходимым для производства мощнейшего морского орудия
Две дюжины 130-мм орудий были заменены шестью двухорудийными 152-мм башнями, разработанными для КРЛ «Светлана». Зенитное вооружение первоначально предполагалось обеспечивать имеющимися в распоряжении 76-мм зенитками и 37-мм автоматами — модификациями «пом-помов» но вскоре стало ясно, что такие средства защиты категорически недостаточны. Однако же ничего иного взять было просто неоткуда – своего, увы, не было, а немецкие морские зенитные орудия и автоматы не произвели впечатление на наших моряков. Зато делегация, отправленная в Англию, вполне одобрила 102-мм британские зенитки, предпочтя их 100-мм итальянским Минизини и древним немецким 88-мм спаркам, и была решительно восхищена восьмиствольным 40-мм чудищем Виккерса.
В пользу этой техники говорило наличие силовых приводов (которые никак не давались отечественным конструкторам) и давно отработанное производство одноствольных «пом-помов». В итоге «Измаилы» получили 8 установок 102-мм (которых в процессе постройки заменили на спаренные установки того же калибра), 7 восьмиствольных «пом-помов», да 14 20-мм «эрликонов» (в ходе многочисленных модернизаций вплоть до 1941 г. их число постоянно росло)
Изменения ожидали ЭУ – применение более совершенных котлов, по типу создававшихся для последних серий эсминцев типа «Новик» позволило уменьшить массу ходовой с 3802 т до 3170 тонн, но при этом их мощность возросла с 66 тыс л.с. до 90 тыс. л.с. Противоторпедная защита была сочтена недостаточной, и корабли получили полутораметровые були – правда, вызванное ими нарушение первоначальных обводов корпуса должно было снизить скорость как минимум на 2 узла. К тому же перегрузка от изменения состава вооружения и новой архитектуры корабля (получившего башенноподобные надстройки) увеличила стандартное водоизмещение еще почти на 3,8 тыс тонн – но за счет того, что були позволили избежать увеличения осадки, а мощность ЭУ выросла, скорость полного хода удалось сохранить на уровне 25 узлов без форсирования механизмов.
Намучившись с «Севастополями», у которых передняя труба так и норовила задымить и ходовой мостик и боевую рубку, моряки постарались максимально сдвинуть трубы от передней надстройки, что им в общем-то и удалось – правда, дымоходы от носовых котлов шли едва ли не параллельно палубе. Разумеется, корабль получил самые современные на тот момент системы управления огнем, причем посты управления зенитным огнем были во многом скопированы с английских.
Эти линкоры отличались строгим и необычным силуэтом – спутать их было невозможно ни с одним бэттлшипом мира.
Первая пара линкоров была достроена и вошла в состав флота в 1935-1936 году, но уже в 1932 г после спуска их корпусов на воду встал вопрос – что делать со второй парой? Достраивать четыре гигантских корабля одновременно нашему государству было совершенно не под силу, теперь же вставал вопрос – нужно ли достраивать оставшиеся два корабля, с тем чтобы флот получил ближе к концу 30-х не самые, в общем, современные линкоры – или же следует приступить к разработке и строительству кораблей нового проекта?
Вопрос был сложен, но в конце концов было принято компромиссное решение – достроить еще один корабль, получив тем самым возможность содержать в составе действующего флота пару 406-мм линкоров, последний же, четвертый корпус, переоборудовать в авианосец, придав тем самым формирующейся эскадре вид сбалансированного соединения. Оба этих корабля были спущены в 1936 и вошли в строй в 1938-39 годах.
История строительства многострадальной серии на этом завершилась, но история отечественного линкоротворчества только начиналась… Сталин считал могучий океанский флот обязательным атрибутом великой державы. Но как можно было построить флот, способный бросить вызов американскому или английскому? Очевидно, что пытаться сравняться с первыми флотами мира по количеству линейных кораблей не имело смысла. А вот по качеству… тут были варианты
Все дело в том, что основу флотов ведущих мировых держав составляли линейные корабли, построенные в годы или же сразу после первой мировой войны. После этого наступили «линкорные каникулы», а по их завершении, в соответствии с Вашингтонским морским соглашением державы могли строить линкоры не более 35 тыс. тонн стандартного водоизмещения.
Однако же предпринятые в 1936 году попытки спроектировать 28-30-узловый линкор с 406-мм орудиями и бронированием, защищающим от шестнадцатидюймовых снарядов, показали, что добиться такого сочетания в пределах стандартного водоизмещения в 35 тыс. тонн совершенно невозможно. Из этого был сделан простой вывод – условия Вашингтонского морского соглашения не вечны, и будут в конце концов нарушены странами, стремящимися получить максимально боеспособные и сбалансированные корабли. Но если так – зачем вообще пытаться ограничивать водоизмещение будущих отечественных линкоров?
После длительной беседы с адмиралом Непениным Сталин произнес:
— Англичане построили свой «Дрэдноут», и броненосные флоты мира сразу же устарели. А теперь наша задача – построить новый «Дрэдноут», по сравнению с которым окажутся устаревшими существующие линкоры англичан и американцев.
Но один корабль, каким бы могучим он не был, не мог, конечно же, изменить расклад сил в мировом океане, а потому необходимо было подготовить промышленность для серийного строительства гигантов будущего.
План строительства океанского ВМФ в части линейных сил заключался в том, чтобы обеспечить одновременную закладку как минимум 4 таких кораблей – но таких, которые могли бы претендовать на звание лучших в мире. Никто не сомневался, что и англичане и американцы смогут в ответ заложить столько же, если не больше – но мощь новых кораблей должна была на голову превосходить вашингтонские линкоры, с тем чтобы линкорная гонка началась «с чистого листа».
Исследования показали, что в пределах 35 тыс.тонн можно создать линкор, вооруженный 8-9 406-мм орудиями, но он будет либо слабозащищенным, либо же чрезвычайно тихоходным. Предполагалось, что для достижения абсолютного превосходства над любым «вашингтонским» линкором будет достаточно 28-30-узлового корабля, вооруженного 12-406-мм или 9 – 456-мм орудиями, броня которого обеспечит достаточно надежную защиту от 406-мм снарядов. Попытка создания 456-мм орудия натолкнулась на известные технические сложности, а потому в качестве основного вооружения решено было принять 406-мм артиллерию.
В 1937 году облик перспективного линкора, проходившего по документам как «проект 23», был наконец-то сформирован.
Главный калибр новых линкоров представляли 12 модернизированных 16-дюймовых орудий, размещавшихся в четырех трехорудийных башенных установках и способных стрелять 1116-кг снарядами с начальной скоростью в 820 м/сек. ПВО линкора обеспечивали 10 универсальных двухорудийных 120-мм установок и дюжина четырехствольных «гнезд» новых 40-мм автоматов. Также на корабле базировались 4 гидросамолета КОР-2, торпедное вооружение отсутствовало.
Вертикальное бронирование было представлено 375-мм бронепоясом, размещавшимся под небольшим углом, и вертикальной противоосколочной 50 мм бронепереборкой. Горизонтальное бронирование состояло из двух бронепалуб (155 мм и 50 мм соответственно), имелась также 50-мм противоторпедная переборка. Остальное (траверзы, барбеты, рубка и т.д.) прикрывалось 406-мм бронелистами.
ЭУ мощностью 230 тыс л.с. должна была сообщить линкору максимальную скорость 28 узлов без форсирования механизмов, дальность хода на 18 узлах должна была достигать 10 тыс. миль.
Стандартное водоизмещение линкора достигло 72 тыс. тонн.
Конечно же, после спуска на воду последних «измаиловских» корпусов в 1936 году страна еще никак не могла приступить к созданию подобных монстров. Не было стапелей нужных размеров, да и для того, чтобы спускать на воду чудовищные корпуса, требовалось проведение донноуглубительных работ. Не хватало буквально всего – брони, металла, кадров, технологий… В период с 1936 по 1939 г., когда четверка этих гигантов была, наконец, заложена, судостроительная промышленность совершила мощнейший рывок. Был создан огромный судостроительный завод на севере, располагавший «линкорным» стапелем (причем на этом стапеле могли одновременно строиться ДВА линкора), еще по одному стапелю было построено на Балтике и Черном море. К 1939 году, когда были заложены первые линкоры проекта 23, промышленность страны в целом была готова к строительству линейного флота.
Но увы – вспыхнувшее пламя Великой Отечественной не позволило достроить океанские гиганты – всю войну их корпуса простояли на стапелях, но лишь с тем, чтобы после войны быть разобранными на металл. Многие историки сегодня критикуют чудовищные капитальные затраты на создание этих кораблей… забывая о том, что именно благодаря интенсивному развитию отечественного кораблестроения и усиленной подготовки последнего к строительству линкоров привели к тому, что «наш ответ «Форрестолу»» мы заложили в начале 60-х годов. В сущности, нашим успехам в строительстве тяжелых авианосцев в значительной мере мы обязаны именно линкорам проекта 23.