Гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» празднует свою годовщину — 38 лет с момента поднятия флага. На корабле по этому поводу вовсю проходят торжественные мероприятия. Однако для флагманского корабля Черноморского Флота (ЧФ) возраст является уже более чем солидным.
Летом прошлого года крейсер прошел ремонт с восстановлением походной готовности на 13-м судоремонтном заводе (СРЗ) в Севастополе. После этого ряд отраслевых источников заявили, что корабль прослужит ещё как минимум 10 лет, т.е. до 2030 года. А некоторые специалисты стали заявлять о возможности использования крейсера аж до 2040-х гг. Автор попытался объективно разобраться, в каком техническом состоянии в действительности находится ГРКР, и с этой позиции оценить перспективу его использования в обозримом будущем.
Содержание:
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Спущенный на воду в 1979 году крейсер к моменту постановки в док на ремонт (в январе 2016 года) находился в весьма плачевном состоянии: корабль к тому моменту фактически утратил ход по причине серьёзного износа главной энергетической установки (ГЭУ), в том числе газотурбогенераторов, редукторов, топливной аппаратуры, газоходов маршевых газотурбинных двигателей и других элементов ГЭУ. Ветераны флота полагали, что вместе с необходимым капитальным ремонтом на корабле проведут модернизацию, аналогичную той, что ранее была осуществлена на однотипном РКР «Маршал Устинов». Но в высоких кабинетах зазвучали совсем иные мнения.
Так, в открытую печать в тот момент начали просачиваться точки зрения о нецелесообразности ремонта и модернизации корабля по причине его возраста: если работы продлятся пять с половиной лет (как это было в случае с «Устиновым»), он выйдет из ремонта уже 40-летним. Фактически судьба крейсера висела на волоске, и только непримиримая позиция адмирала Витко, командовавшего на тот момент ЧФ, спасла крейсер от списания.
К слову, крейсер «Москва» уже переживал подобный кризис в 90-х годах, когда за отсутствием денег на ремонт корабля его вовсю готовили к списанию. Лишь обращение командования ЧФ к правительству Москвы с просьбой взять над крейсером шефство уберегло флагман от преждевременного вывода из состава флота. Щедрое финансирование позволило в тот момент не только осуществить капитальный ремонт, но и модернизацию корабля, с заменой главного калибра — ракетного комплекса «Базальт» на самый дальнобойный комплекс флота «Вулкан». Однако ни в 2016 году, ни позже у правительства Москвы с его раздутыми триллионными бюджетами не нашлось денег на поддержку подшефного корабля.
По итогу, после долгих метаний на тему того, что делать с неходовой «Москвой» в июле 2018 г. было принято поистине «соломоново решение»: корабль восстановить, произвести средний ремонт корабля с постановкой его на ход в 13 СРЗ. Однако ни о какой модернизации речи уже не шло. Собственно, с учётом окончания ремонтных работ на корабле и отсутствия новостей о каких-либо планируемых работах на крейсере в ближайшее время, можно с изрядной долей уверенности говорить о том, что модернизации ГРКР «Москва» не будет вообще.
Стоит ли говорить, что необходимость обновления крейсера всё же давно назрела. Достаточно взглянуть на прошлогоднее фото во время визита РКР «Маршал Устинов» в севастопольскую бухту «Голландия», где оба крейсера стоят рядом. Сразу же бросается в глаза разница между оснащением кораблей: на «Устинове» произведена замена всех аналоговых устройств на цифровые, корабль получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберёзовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с ФАР; модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения, в том числе и средств РЭБ.
Специалистами также указывается на острую необходимость установки современной пожарной сигнализации, которой на «Москве» в отличие от «Устинова» нет вообще. Отсутствие системы обнаружения пожара самым существенным образом влияет на живучесть крейсера, это уже само по себе приводит к невозможности соответствия «Москвы» статусу современного корабля и серьёзнейшей уязвимости ГРКР в части пожарной безопасности (ТАВКР «Кузнецов», БПК «Маршал Шапошников» и БПК «Керчь» — яркое тому подтверждение).
Не помешала бы флагманскому кораблю и замена некоторых систем вооружения: в первую очередь устаревших ЗРК «Оса-МА» и древних 533-мм торпедных аппаратов на современные ЗРАК «Панцирь-М» и МПТК «Пакет-НК». В противном случае корабль остаётся очень уязвим в плане ПВО ближней зоны. Такая проблема является особенно острой с учётом наличия на крейсере только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна»: ЗРК «Форт» может быть задействован для отражения воздушной атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Отсутствие же комплексов антиторпедной защиты в свете общей слабости противолодочных возможностей ЧФ представляется недопустимым.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Для флотских специалистов не будет откровением то, что основным параметром при учёте срока службы корабля является не состояние корпуса и не его внутренние системы, а в первую очередь состояние магистральных кабельных трасс. Для понимания ситуации нужно взглянуть на факты: во время модернизации «Устинова» было заменено более 150 км таких трасс, во время ремонта «Москвы» — несколько сотен метров. Наивно полагать, что у 38-летнего корабля сотни километров кабель-трасс находятся в более лучшем состоянии, чем у его более молодого «систершипа». Отсюда следует логичный вывод о том, что через 3-5 лет у крейсера, который планируется в ближайшие годы активно использовать для боевых служб в Средиземном море (СЗМ), возникнут серьёзные технические проблемы, что с учётом износа прочих общекорабельных систем во время предстоящих походов станет приговором для столь возрастного корабля. Замена кабель-трасс — крайне затратное и трудоёмкое мероприятие, которое, судя по всему, не планируется уже ни флотом, ни промышленностью.
В этой связи военное ведомство как может форсирует программу строительства фрегатов 22350, один из которых — «Адмирал Исаков» — по всем признакам уйдет именно на ЧФ, где и примет на себя роль флагманского корабля. Фрегат 22350 сложно назвать равноценной заменой ракетному крейсеру (пусть и устаревшему), но в текущей ситуации это, пожалуй, наилучший выход, поскольку кроме «Москвы» по-настоящему серьёзных кораблей на Черном море у российского флота уже не осталось. Устаревшие советские сторожевики или тотально недовооружённые фрегаты 11356 не в состоянии в полной мере решать весь спектр задач в Чёрном и уже тем более в СЗМ. Поэтому фрегаты типа «Горшков» — последняя надежда Черноморского Флота, на фоне постепенно умирающей «Москвы».