ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ СПИРИН прожил жизнь полную ярких исторических событий: тяжелые годы участия в Гражданской войне, учеба, работа и освоение профессии авиатора. А затем – дальние и сверхдальние перелеты, научная и преподавательская деятельность, командование авиационными соединениями в Финскую и Великую Отечественную войну, руководство по подготовке авиационных кадров, развитие Арктической авиации, организация военного образования в одном из ведущих ВУЗов страны. Это неполный перечень жизненных задач, которые выполнял Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук профессор И. Т. Спирин.
* * *
Впервые будущий Герой Советского Союза увидел полёт аэроплана через дырку в заборе – он подглядывал за выступлением одного из первых авиаторов. Увиденное тогда абсолютно не впечатлило мальчика, но когда через несколько лет он попал на полеты Нестерова, то это выступление его крайне впечатлило и заинтересовало. Заинтересовало настолько, что он решил связать свою жизнь с авиацией.
Юному Спирину повезло, и в 1920 году он был направлен во второй боевой отряд эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец». Там он начал изучать и развивать штурманское дело. В то время полёты вне видимости земли были рискованной затеей, как в своё время передвижение по морям и океанам без компаса. Поэтому требовалось разрабатывать и испытывать приборы и методы ориентирования в небе, чем и занимался Иван Тимофеевич. В 1925 г. в качестве штурмана он совершил первый полет вне видимости земных ориентиров по приборам и штурманским расчетам по маршруту Москва – Коломна. В том же году совершил перелет из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелете, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В школу авиации Спирин поступил уже состоявшимся штурманом в 1930 году и сразу стал одним из лучших курсантов в своей группе. Одним из главных впечатлений этого периода для него стал первый самостоятельный полёт. Вот как он описывает это в своей книге:
«С неописуемым волнением я дал газ. Самолет побежал по полю.
Все быстрей, быстрей. Вот он плавно отделился от земли, чиркнул два раза колесами по траве и взлетел в воздух. Машина быстро набирала высоту. Я внимательно осматривался кругом, чтобы не помешал какой-либо самолет. Наконец сделал первый разворот. Удивительное состояние! Какое-то новое, радостное, широкое чувство заполнило грудь. Один. Самостоятельно. Смотрю на кабину, где обычно сидел инструктор. Да, да, она пуста. А машина летит. Летит свободно. И ничего тут странного. Я управляю. Самолет слушается».
Кроме экзаменационного полёта, в конце обучения начальник авиационной школы устроил Спирину ещё один полёт. Этот полёт проходил в сложных условиях – при очень сильном ветре. Спирин с честью прошёл это испытание.
В сентябре 1930 года группой советских лётчиков на самолетах Р-5 был выполнен так называемый Большой Восточный перелет по маршруту Москва – Анкара – Тифлис – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Москва протяженностью более десяти тысяч километров. Спирин был назначен штурманом на ведущем самолёте. Всего в перелёте участвовало три самолёта. Расстояние покрыли за 61 час 31 минут летного времени. Самолёты осуществляли посадку в городах, поэтому это было скорее испытанием техники на износостойкость. Все шесть участников перелета были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
Не менее сложным был полёт 12-15 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 по замкнутому маршруту Москва – Рязань – Тула – Харьков – Днепропетровск – Москва. Пилотом был знаменитый М. М. Громов, инженером – А. И. Филин, а штурманом – И. Т. Спирин. Полет проходил в тяжёлых погодных условиях – на всём маршруте шел дождь с грозами, была сильная облачность. Самолету приходилось подниматься на высоту 5 километров, где мороз привёл к тому, что бутылки с питьевой водой в кабине полопались. Несмотря на всё это, летчики продержались в воздухе более 75 часов и установили неофициальный мировой рекорд продолжительности полёта – 12 411 километров. За этот полет Громов получил звание Героя Советского Союза, Спирин и Филин были награждены орденами Ленина.
Покорение Северного полюса было одной из приоритетных задач для авиации. Успешное его покорение было бы доказательством высочайшего мастерства как советской техники, так и подготовки кадров.
Руководителем экспедиции был Отто Шмидт, а командиром летных экипажей – Михаил Водопьянов. О. Ю. Шмидт предложил назначить флаг-штурманом экспедиции Ивана Тимофеевича Спирина, в то время уже хорошо известного в авиационных кругах. Подготовка была долгой, обстоятельной и напряженной. В ней принимали участие десятки заводских коллективов, работники НИИ и КБ, летчики, ученые, авиационные конструкторы и метеорологи. В экспедиции участвовали четыре тяжелых четырехмоторных самолета АНТ-6 конструкции А. Н. Туполева и легкие самолеты Р-5 и У-2, в задачу которых входила ближняя разведка погоды, облачности и льдов (они были заранее доставлены на остров Рудольфа), а также двухмоторный разведчик погоды Р-6.
И. Т. Спирин с подчиненными ему штурманами тщательным образом произвели расчет элементов полета каждого этапа маршрута Москва – Архангельск – Нарьян-Мар – о. Рудольфа – Северный полюс, составили картографические сетки с линиями радиопеленгов для определения места самолета при полете над безориентирной местностью или вне видимости земли, проработали запасные варианты на случай вынужденного отклонения от основного маршрута. Особое внимание было уделено астрономии. Вылет на северный полюс состоялся 22 марта 1937 года. Когда ярко-оранжевый флагманский самолет «СССР Н-170» оторвался от поля Центрального аэродрома, Спирин записал в бортовом журнале: «Взлет – 12.30». Через несколько минут вся эскадра была в воздухе. Это был не первый опыт штурманства Спирина в таких условиях, но это не слишком сильно облегчало задачу. Сложность ориентирования в такой местности заключается в двух факторах: однообразие ландшафта и непредсказуемое поведение магнитных приборов. Для ориентирования Спирин разработал свой механизм, который позволял однозначно определить своё положение по положению звёзд и солнца буквально за считанные минуты. Это позволило ему прокладывать и корректировать маршрут по ходу полёта. Погода, однако, не способствовала перелёту. Им приходилось постоянно обходить облачный фронт то снизу, то сверху, а временами и проходить на высоте между двумя слоями облаков. При таких условиях не видно ни звёзд, ни солнца, поэтому идти приходилось вслепую, а на отдельных участках снижаться до 30 метров над землей.
При подходе к Архангельску поступило сообщение, что аэродром на Двине из-за оттепели опасен для посадки. Первый этап маршрута дался трудно. Нелегким оказался и второй этап: неистовствовали снежные бури. Но флаг-штурман уверенно прокладывал курс сквозь пургу и снежные тучи над утомляющим однообразием белой тундры и вывел самолет к Нарьян-Мару. Из-за непогоды там пришлось задержаться на тринадцать дней. А затем изменить маршрут: вылететь на Новую Землю и уже оттуда на остров Рудольфа. И здесь пришлось задержаться, ожидая ясной погоды.
Начальник экспедиции принял решение: как только прояснится небосвод, лететь на полюс только флагманскому самолету. Так и поступили. 21 мая борт с номером «СССР Н-170», с ярко выделявшейся надписью «Авиаарктика», тяжело оторвался от заснеженного аэродрома, и Спирин продолжил курс на север. На борту находились 13 человек. Четыре часа летел самолет над ледяным морем в серой мгле. Лишь трижды Спирину удалось измерить высоту солнца и рассчитать местоположения машины. Выручили приборы, которые он сам сконструировал: на них не влияли магнитные силы земли.
Самолет шел над облаками, когда прилетел к полюсу. Из штурманской рубки вышел И. Т. Спирин, его сосредоточенное лицо расплылось в сияющей улыбке. Спокойно, чуть глуховатым голосом он произнес:
«Под нами полюс!».
В 11 часов 35 минут М. В. Водопьянов посадил самолет на лед в самой северной точке земного шара.
Посадка была сложным и волнительным элементом пилотирования тяжелого самолета АНТ-6 на дрейфующую льдину. Учёные со всего миpa утверждали, что посадка на льды северного полюса невозможна, поэтому стоило выбирать место для приземления очень тщательно. Вот как этот момент описывал сам Спирин:
«Самолет подходит к льдине. Проходит низко над торосами и мягко касается снега. Затем бежит по нему, подпрыгивая на неровностях, вздрагивает, замедляет бег и, наконец, останавливается. Несколько секунд в корабле была тишина. Все будто чего-то ждали. Казалось, вот-вот льдина не выдержит тяжести, расколется, лопнет, и наш громадный самолет пойдет ко дну.
Но машина стояла спокойно, как ни в чем не бывало. Никто не в силах был первым прервать это удивительное молчание. Неожиданно, в какое-то мгновение, оно сменилось бурным взрывом радости. А потом уже вообще трудно было понять, что творилось…»
Через несколько дней на лед сели еще три самолета экспедиции. Был оборудован лагерь и в районе Северного полюса начала работу первая в истории дрейфующая научная станция. Более чем две недели провели экипажи на этой льдине, прежде чем возвратиться обратно на остров Рудольфа.
За выполнение задания правительства и героизм в Северной экспедиции комбригу Спирину И. Т. было присвоено звание Героя Советского Союза.
С сентября 1938 года Спирин – начальник факультета авиационных штурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
Спирин был активным участником боевых действий в войне с Финляндией 1939–1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия в составе ВВС 9-й армии. В боях он участвовал в том числе и в качестве пилота бомбардировщика. Во всяком случае в своей книге «Записки военного лётчика», он упоминает эпизод личного участия в боевых действиях, указывая, что боевые вылеты в период боевых действий происходили каждую ночь с сумерек и до самого рассвета.
Великая Отечественная война застала его руководителем Второй Ивановской школы штурманов. Подготовка летного состава для ВВС совмещалась с регулярными командировками на фронт. Спирин участвовал в обороне Москвы и нанесению ударов по тылам противника. За время руководства школой было выпущено около 1000 экипажей (4000 человек). В своих воспоминаниях Спирин очень высоко оценивает действия выпускников своей школы. В качестве доказательства их мужества и стойкости он приводит историю того, как штурман Корин, будучи тяжело раненым, не позволял себе потерять сознание и продолжал вести звено в течение трёх часов, и лишь увидев вдалеке огни родного аэродрома, позволил себе отдохнуть.
С октября 1944 года и до окончания войны Иван Тимофеевич был командиром 9-го гвардейского авиационного корпуса, который входил в состав 18-й воздушной армии Ставки ВГК и выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы фронтов. Авиационное соединение под командованием Спирина успешно справилось с поставленными перед ними задачами. Некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолетов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях. За проявленное мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями генерал-лейтенант авиации Спирин И. Т. был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
После окончания войны до 1948 года Спирин продолжал руководить Ивановской школой штурманов. С мая 1949 г. – он начальник специального отделения, а с февраля 1950 г. – начальник специального факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1952 г. – заместитель начальника штурманского факультета академии. В 1955 году вышел в отставку.
Жил в Москве: работал начальником авиационного отдела Арктического НИИ, активно участвовал в общественной жизни страны и города. На основе богатейшего жизненного и профессионального опыта написал интересные книги об отечественной авиации. В дальнейшем жизнь связала его с Московским физико-техническим институтом, в стенах которого И. Т. Спирин оставил яркую память, особенно в становлении и развитии военной подготовки, что в дальнейшем определило стратегию роста военной кафедры.
Военная кафедра МФТИ была образована Постановлением Совмина СССР от 29 июля 1954 года и приказом Министра обороны СССР от 4 апреля 1955 года. Первым начальником военной кафедры был назначен инженер-полковник Забродин Павел Иванович, который до этого был заместителем начальника военной кафедры МАИ. А 1 июля 1957 г., после откомандирования Забродина в распоряжение Командующего ВВС МВО, начальником военной кафедры назначается Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке, доктор географических наук, профессор Спирин Иван Тимофеевич. На тот период военная подготовка осуществлялась по 5 профилям, 3 из которых относились к ВВС и по одному к ВМФ и Артиллерии. Соответственно, весь этот комплекс специальностей создавал серьезные трудности в организации учебного процесса. Многих специалистов нужной квалификации на кафедре не было, все учебные площади военной кафедры составляли 108 кв. метров, учебно-материальная техническая база (УМТБ) только на уровне создания. С 1958/59 учебного года прекратилась подготовка офицеров запаса для ВМФ и Артиллерии и по некоторым специальностям ВВС.
Однако уже в этом году был сформирован летный отряд, имевший в своем составе 3 самолета ЯК-18 и 6 самолетов Як-18. Конечно, легко сказать «сформирован», но какой нужно преодолеть барьер военной и гражданской бюрократии, чтобы поставить на «крыло» эту мини-войсковую часть. Непосредственное участие в решении задач по формированию летного отряда и становлению военной кафедры принимал ректор института генерал-лейтенант Петров И. Ф., с которым у Спирина отношения были хорошие и строились на деловой основе. И как результат их совместной работы, на 1959/60 учебный год Министром обороны СССР для МФТИ были установлены 2 наиболее важных профиля военной подготовки для ВВС. Уже в июне 1959 года были проведены первые специальные учения студентов 4-го курса, организованы тренировочные полеты студентов аэромеханического факультета на самолетах с двойным управлением с институтского аэродрома «Тайнинская» (пригород Мытищ). Осенью 1959 года, с согласия ректора, профессор Спирин И. Т. подготовил проект письма Министру обороны СССР, с просьбой установить для выпускников МФТИ военную квалификацию «военный инженер физик-исследователь». Это письмо за подписью Министра ВССО СССР Елютина было направлено Министру обороны СССР Р. Я. Малиновскому, приказом которого от 27.07.1960 г. для МФТИ были установлены предложенные И. Т. Спириным новые профили военной подготовки студентов.
С образованием 17 декабря 1959 года нового вида ВС СССР – Ракетных войск стратегического назначения, Петров и Спирин направляют письмо Главному маршалу артиллерии Неделину М. И. с предложением вести подготовку офицеров запаса для РВСН. Данное решение отвечало духу времени и давало возможность готовить офицеров запаса по наукоемким специальностям для нового вида вооруженных сил. Но реализовывать эти идеи пришлось его соратникам, 4 ноября 1960 года генерал-лейтенант авиации Спирин И. Т. скоропостижно скончался, похоронен в г. Москве на Введенском кладбище.
Сохранились примечательные свидетельства личных качеств Ивана Тимофеевича, что в общении был прост и доступен для окружающих, не любил наказывать подчиненных, если можно было ограничиться строгим внушением. Невысокого роста, коренастого генерала уважили студенты и сотрудники, любили многие профессора института.
Генерал-лейтенант авиации Спирин Иван Тимофеевич был выдающимся человеком. Поставив себе цель стать авиатором, он не только достиг её, но и оказал огромное годы непосредственно принимал участие в боевых действиях, грамотно командовал авиационными соединениями и готовил авиационные кадры для фронта. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, ребра. Налетал около 9000 часов, да после выхода на пенсию, когда он пришёл заниматься, казалось бы, «всего лишь военной кафедрой бывшего факультета МГУ», он выстроил уникальную систему военной подготовки, вплоть до обучения студентов искусству пилотирования самолётов! Вот насколько деятельным и влиятельным человеком был Иван Тимофеевич. Таких людей нужно помнить уважать, и стремиться быть похожими на них в любом возрасте.
На углу Тверской улицы, рядом с Белорусским вокзалом, установлена мемориальная доска – в память об Иване Тимофеевиче Спирине. Именем Спирина И. Т. названы улицы в Коломне, Москве и Кагуле (Молдова).
Коллектив военной кафедры Московского физико-технического института бережно хранит память о герое: в здании учебного корпуса факультета аэродинамики и летательной техники открыта именная аудитория профессора Спирина И. Т.. Его жизненный путь – это яркий пример ответственного и добросовестного отношение к делу, героический след которого оставлен в истории нашей Родины.
источник: С. Летуновский, Н. Кривчанский «Флаг-штурман. Полет сквозь эпоху» // Авиация и космонавтика 2018-08, стр.16-21