Fieseler Fi-167A -палубный самолет Люфтваффе, который никогда не взлетел с авианосца
Разработанный как палубный бомбардировщик-торпедоносец, Fieseler Fi-167 в конечном итоге стал охотиться на югославских партизан, когда его авианосец, так и не был достроен. А также- это один из последних бипланов сбивших самолет на войне.
Единственный палубный самолет-торпедоносец оригинальной конструкции, произведенный в Германии, Fieseler Fi-167 был уникальным среди боевых самолетов времен Второй мировой войны. Его предполагаемые «товарищи по ангару»,- Messerschmitt Me-109T и Junkers Ju-87C, были модификациями существующих самолетов наземного базирования. Хотя было построено только 14 машин, можно с полным основанием сказать, что производство Fi-167 было не экспериментальным.
История этого самолета началась в 1936 году, когда был заложен первый и единственный авианосец Германии -Graf Zeppelin. Поскольку не существовало немецких самолетов, которые можно было бы запускать с корабля, в 1937 году министерство авиации выпустило спецификацию на новый палубный бомбардировщик-разведчик-торпедоносец, примерно в той же категории, что и британский Fairey Albacore. Компании Fieseler и Arado предложили конкурирующие конструкции, из которых был выбран Fieseler.
Первый полет Fi-167 состоялся в 1938 году. Он представлял собой относительно большой двухместный одномоторный биплан со складывающимися крыльями и хвостовым крюком (гак для посадки на палубу авианосца). Предсерийный Fi-167A-0 имел высокое неподвижное шасси в виде «когтей»; похожий на клюв капот, окружающий двигатель Junkers Jumo мощностью 1100 л.с. и слегка горбатый фюзеляж, придававший ему своеобразный вид хищной птицы. Однако, эта форма фактически следовала важной практичной функции: «горбатая» конфигурация была предназначена для улучшения обзора, в то время как высокое шасси было разработано для увеличения угла атаки, улучшения подъемной силы и лобового сопротивления -при взлете и посадке на ограниченную взлетную палубу. Опоры основных стоек шасси могли быть сброшены, если биплан должен был аварийно садиться на воду, а нижние крылья были оборудованы баллонами, чтобы удерживать его на плаву в течение ограниченного времени, необходимом для спасения экипажа.
Fi-167 был разработан той же группой конструкторов и инженеров, которая создала Fi-156 Storch, один из первых в мире армейских самолетов с очень коротким взлетом и посадкой (STOL). Как и его более известный предшественник, Fi-167 обладал прекрасными характеристиками на малых скоростях, что было ценным для палубного самолета. Ему не хватало только корабля, с которого можно было бы полететь.
Спущенный на воду на верфи Deutsche Werke в Киле в декабре 1938 года, Graf Zeppelin был готов на 85 процентов к моменту начала войны. Авиа группа авианосца, Trägergruppe 186, должна была управляться Люфтваффе, а не Кригсмарине, что привело к некоторому конфликту между флотом и структурой Геринга. Graf Zeppelin был рассчитан на всего 42 самолетов, и Люфтваффе изначально предполагали, что авиа группа будет состоять из 10 истребителей Me-109T (T означает Träger или носитель, авианосец), 12 пикирующих бомбардировщиков Ju-87C и 20 Fi-167A. После 1939 года Люфтваффе изменило эту схему, ограничив численность авиа группы до 12 Me-109T и 30 Ju-87C, модифицированных для использования, как пикирующих бомбардировщиков, так и торпедоносцев, и полностью исключив Fi-167. Однако этот вопрос в значительной степени стал спорным, когда работа над Graf Zeppelin замедлилась, а затем была приостановлена в 1940 году, когда нацистская Германия отвлекла свои ресурсы на другие проекты.
В мае 1942 года Адольф Гитлер, впечатленный успехами британских, японских и американских авианосцев за последние два года, разрешил возобновить работы над Graf Zeppelin и группой более современных палубных самолетов. Но к тому времени Германия была вовлечена в смертельную борьбу на два фронта, а приоритетными оставались сухопутные вооружения для Восточного фронта и подводные лодки для битвы за Атлантику. Учитывая последующие приоритеты, отданные военному производству Люфтваффе, его руководитель рейхсмаршал Герман Геринг настаивал на том, что немецкая промышленность не может проектировать, испытывать и производить новые палубные самолеты до конца войны.
Тем временем, весной 1942 года девять Fi-167 были организованы в экспериментальную эскадрилью и отправлены в Нидерланды. По крайней мере, часть их времени была потрачена на тестирование различных перспективных цветовых схем камуфляжа для самолетов, выполняющих полеты над морем. Они не совершали боевых полетов и летом 1943 года были возвращены в Германию. Затем три Fi-167 использовались для тестирования шасси, у некоторых из них были сняты внешние панели нижних крыльев, чтобы увеличить скорость снижения при посадке.
В сентябре 1944 года десяток Fi-167 был передан хорватским военно-воздушным силам. Один был угнан парой хорватов для перехода на сторону югославских партизан. Впоследствии он был сбит истребителем союзников. Оставшиеся хорватские самолеты пригодились для снабжения войск усташей и в качестве легкого бомбардировщика в анти партизанских операциях, действующих в горах Югославии до конца войны.
10 октября 1944 г. самолет Fi-167, пилотируемый хорватским асом Божидаром Бартуловичем, заявившем ранее в составе Люфтваффе восемь побед, был атакован и сбит пятью Mustang Mark III из 213-й эскадрильи Королевских ВВС. Но прежде чем они убили стрелка- наблюдателя, капитан Мате Юркович поразил один из Мустангов, вынудив сержанта W.E. Форма совершить аварийную посадку возле Мартинской Весы. Говорят, это был последний случай, когда биплан сбил моноплан.
Fi-167 был одним из наименее известных самолетов Второй мировой войны, но это был единственный палубной торпедоносец-бомбардировщик, специально разработанный в Германии. Уже по одной этой причине он заслуживает упоминания в истории авиации.