Fieseler Fi 156 Storch. Немецкий У-2
Одним из наиболее удачных немецких самолетов времен Второй Мировой войны был "Шторьх" ("Аист"). Герхард Физелер спроектировал эту машину как самолет укороченного взлета/посадки и снабдил ее крылом большой подъемной силы. Разбег "Шторьха" составлял всего 65 метров, а пробег после посадки — 22 метра; при встречном ветре 40 км/ч машина могла "зависать" в воздухе без потери управляемости. Созданный по спецификации 1935 года на легкий связной и разведывательный самолет, Fi-156 впервые поднялся в воздух весной 1936 года и был принят на вооружение в 1937 году.
Лёгкий фюзеляж прямоугольного сечения имел каркас из стальных труб с полотняной обшивкой. Двухлонжерное деревянное крыло было обтянуто полотном, а хвостовое оперение имело обшивку из фанеры. Вдоль всей передней кромки крыла шел алюминиевый предкрылок. Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация — внутренняя панель представляла собой щелевой закрылок, а внешняя — статически сбалансированный щелевой элерон.
«Шторьх» получил своё название за характерные стойки шасси со свечными стальными пружинами и масляными демпферами. Верхние концы стоек крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бортам фюзеляжа. На самолёте использовалась хвостовая опора, хотя на некоторые «Шторьхи» в конце войны устанавливали хвостовое колесо.
Трехместная кабина обеспечивала отличный обзор — боковые панели остекления из плексигласа выступали над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что по круговому обзору «Шторьх» не имел себе равных.
Физелер Fi 156 был оснащён 8-цилиндровым (перевёрнутое V) мотором воздушного охлаждения Аргус As 10C взлётной мощностью 240 л.с при 2000 об/мин и 200 л.с. при 1800 об/мин, вращавшим деревянный винт Шварц диаметром 2,60 м с металлической передней кромкой лопастей. Сухой вес мотора составлял 213 кг.
Максимальная скорость самолёта составляла 175 км/ч над уровнем моря, крейсерская — 150 км/ч на высоте 1000 м. Запас топлива в 150 литров, размещавшийся в двух баках в центроплане, обеспечивал дальность полёта 400 км на крейсерской скорости.
Проведённые испытания показали, что небольшой маневренный самолёт может великолепно противостоять истребителям. Последние, вооруженные фотокино-пулемётами, не смогли сделать ни одного кадра «Шторьха», летевшего со скоростью 54,7 км/ч.
Темпы выпуска Fi 156 составляли 227 самолётов в 1939 году, 216 — в 1940 году, в а 1941 году почти удвоились — 430 машин. Всего Люфтваффе получила 2871 «Шторьх», небольшое количество этих самолётов было передано союзникам Германии — Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии — все они воевали на Восточном фронте.
Что удивительно, но «Шторьх» никогда не использовался на Восточном фронте для ночных атак, подобно советскому биплану По-2.
Экипаж 3 чел.
Размах крыла, м 14,25
Длина самолета, м 9,9
Высота самолета, м 3,05
8-ми цилиндровый рядный инвертированный As-10C-3 240 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 930
Максимальная взлетная 1320
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 175
Время набора высоты 1000м, мин 4
Практический потолок, м 4600
Дальность полета, км 385
Вооружение
7,92-мм пулемет в задней части кабины
Модификации Fi-156
Fi 156А-0 — партия в 10 самолетов, изготовленная в 1937 году для проведения оценочных испытаний
Fi 156А-1 — первая серийная модификация, выпускавшаяся с 1937 года с двигателем Аргус As-10c.
Fi 156В — усовершенствованный вариант с подвижными предкрылками, серийно не выпускался.
Fi 156С-0 — предсерийный вариант модификации С, предназначенный в основном для поставок Люфтваффе. От А-1 отличался измененной формой остекления задней части кабины, где мог быть установлен 7,92-мм пулемет MG-15 для защиты от атак истребителей с задней полусферы.
Fi 156С-1 — невооруженный трехместный самолет связи.
Fi 156C-2 — двухместный разведывательный самолет с аэрофотоаппаратом. Вооружение — 1 х 7,92-мм пулемет MG-15.
Fi 156C-3 — самолет связи и легкий транспортный самолет, часть самолетов этого варианта имела двигатели Аргус As-10P, имелось также тропическое исполнение Fi-156C-3/Trop с дополнительными воздушными фильтрами на двигателе.
Fi 156C-5 — многоцелевой самолет с двигателем Аргус-10Р, оборудован подфюзеляжным держателем для дополнительного топливного бака или сбрасываемого контейнера с аэрофотоаппаратом. Имелся тропический вариант Fi-156C-5/Trop.
Fi-156D — модификация с большим боковым грузовьи люком и двигателем Аргус As-10Р, имелись варианты:
Fi-156D-0 — предсерийная партия санитарных самолетов, предназначенных для перевозки одного носилочного раненого.
FM56D-1 — серийный вариант Fi-156D-0.
Fi-156E-1 — опытный самолет с гусеничным шасси.
Fi-156F-0 — опытный самолет для борьбы с партизанами. Был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами.
Fi-156U — опытный противолодочный самолет с одной глубинной бомбой или тремя 50-кг бомбами.
Fi-256 — опытный пятиместный самолет, разработанный в 1944 году французской фирмой «Моран-Сольнье».