Т-34 по-французски или альтернативный кавалерийский танк FCM 40

8

FCM 40 — Французский танк, разрабатывавшийся в 1939-1941 годах конструкторами FCM. Должен был составлять альтернативу советской «Т-34» и немецким «Pz.Kpfw. IV» а также быть фаворитом у Французских военных по заказам на производство, соперничая с проектами от аналогичных французских компаний (SOMUA S40, AMX 40, SARL 42). Описание в деталях ниже.

Годы разработки: 1939-1941

Построено танков: не менее 1500 (завод FCM) и более.

Содержание:

Характеристики

Бронирование корпуса: 60 40 40
Бронирование башни: 60 60 60
Маневренность: 25 км ч по шоссе или 15 км ч по пересеченной местности
Скорость поворота шасси: 37,5° в секунду
Силовая установка: 190 л.с. «SOMUA»
Масса, Снаряженная масса: 19 тонн, 22 тонны
Удельная мощность: ~9,5 л.с. т.
Вооружение: основной калибр 47-мм «SA 35», 3 противопехотных пулемёта 8-мм «Гочкисс»
Пробитие основным калибром (бронебойный снаряд): ~50 мм стали
Углы вертикальной наводки: -10; +20°
Углы горизонтальной наводки: 360°
Длина корпуса: 5300 мм
Ширина: 2000 мм
Высота: 2450 мм
Экипаж: 3 человека (Механик-водитель, Наводчик, Командир)

Предыстория

французская судостроительная компания FCM, (сокр. Forges et chantiers de la Mediterranee — «Кузницы и верфи Средиземноморья») была основана в 1850-х годах и занималась производством судов и их комплектующих. С началом 1-й мировой войны FCM постепенно наладили разработку и тестирование опытных боевых гусеничных танков — один из них — Char 2C — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Char 2C — крупнейший по метрическим размерам из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире, и второй по величине из когда-либо построенных.

В 30-х годах Французскими военными был объявлен заказ на легкие танки сопровождения пехоты, и тогда появился FCM 36. FCM 36 — французский лёгкий танк 1930-х годов. Разработан в ~1935 годах для сопровождения пехоты. Всего было выпущено 100 единиц в 1936 году. Во время Второй мировой войны в 1940 году FCM 36 использовались ограниченно. Отдельного же внимания здесь заслуживает техника изготовления брони — в 30-х годах и на пороге 2-й мировой в танкостроении франции имела место «традиция» делать танковую броню литыми бронепластинами. Эта традиция была обусловлена тем, что литье было дешевле чем катанные пластины и сварка, однако заводы FCM были также предназначены и для судостроительства, из-за чего у них имелась возможность делать катанную броню, которая зарекомендовала себя лучше, чем литая, хоть и была дороже. Из-за этого ещё в случае с FCM 36 была жесткая конкуренция с Рено и Гочкисс.

Из вышеперечисленного следует тот факт, что у компании FCM был опыт в танкостроении, большой опыт, который они и применили при разработке новой бронемашины.

На создание следующего в линейке танка конструкторов FCM натолкнула нужда составить свою альтернативу конкурентам. Этим конкурентом был AMX 40 (объявление о заказе на новый танк для сопровождения кавалерии), разрабатывавшийся как танк, способный бороться с советской Т-34. Естественно FCM не могли оставаться в стороне и решились, в погоне за заказами на производство, разработать свой проект, заимствующий в своей конструкции наработки от FCM 36 и проекта AMX 40. Так и началась история FCM 40.

База

Что мы имеем? Франция, ~1940 год, техническое задание конструкторам — сделать свою альтернативу для танка т-34, а также замену SOMUA S35, танк всё таки должен быть по классификации тех лет предназначен для сопровождения кавалерии. Судостроительная верфь FCM, на которой освоена технология сварки деталей, также есть возможность производства катанной брони — всё вследствие того что завод FCM изначально предназначался для постройки судов. К тому времени на этой самой верфи была проведена модернизация для быстрейшей постройки танков. Также это позволило удешевить весь процесс. На заводе появилось оборудование «нового уровня» а также увеличились места для рабочей силы. Для руководства верфи это было «инвестицией в будущее». Данные работы были проделаны ещё в мирное время, когда после закупки военными FCM 36 пришло понимание того, что производство танков будет востребовано.

На расчёты по FCM 40, подготовку, обкатку, и развёртывание производства ушло немало времени (позже всё осложнилось началом войны с германией). На начальном этапе было много просчётов, казусов и невезений, но Французы не сдались в этот раз. Производство началось во второй половине 1940-го, но в войсках танки массово появились уже ближе к 1941-му году. Как этот танк зарекомендовал себя на войне — будет расписано ниже

Т-34 по-французски или альтернативный кавалерийский танк FCM 40

Танк FCM 40 первых модификаций. Установлена 47-мм пушка


Но прежде рассмотрим его модификации

FCM 40 (47-mm) — самая массовая модификация, установка в танк 47-мм орудия SA 35;
FCM 40 (75-mm) — модификация, появившаяся с возможностью установки 75-мм танковой пушки;

После того как FCM 40 окончательно устарел в роли танка — оставшиеся экземпляры было решено модифицировать во вспомогательные машины, таким образом появились на его базе:

БТР-ы;
Подносчики снарядов;
Минные тральщики
и прочее

Захваченный немцами:

Pz. FCM 40 — модификация затронула лишь командирскую башенку и радиостанцию. У немцев танк был чаще всего учебным, применялся в боях на территории Франции;
Pz. FCM 40 Pak 40 (или прочее вооружение) — немецкие САУ и ПТ-САУ на его базе;

У немцев также были модификации во вспомогательные машины

МТО

В межвоенный период у французов была позиционная военная доктрина, предусматривающая, кроме прочего, создание танков с минимально достаточными динамическими характеристиками, ведь в теории во время позиционной войны скорость танка не играет важной роли — такой подход не обошёл стороной и «новый» танк. Ко всему прочему добавилась ещё и экономия Франции в то время — и это всё безусловно сказалось на итоговые динамические характеристики — об этом сейчас и пойдёт речь.

Начнём, пожалуй, с моторно-трансмиссионного-отдела. Силовая установка, поставляемая танкостроительной кампанией «SOMUA» развивавшая максимальную мощность в 190 л.с. при 2000 об./мин, располагалась, как упоминалось ранее, по классической компоновке в задней части танка. Аналогичными двигателями снабжались SOMUA S35. Доступ к двигателю был через створчатые люки в задней части крыши корпуса, а также через дверцы в задней части боевого отделения — через оба входа двигатель мог свободно обслуживаться и подвергаться ремонту в полевых условиях. Из моторного отделения был выведен характерно для FCM выглядящий глушитель с загнутым концом назад — сделано это для того, чтобы не травить дымом сзади идущую пехоту — ведь танк всё-таки предназначался для сопровождения живой силы. Сам двигатель передавал крутящий момент на шасси. Шасси не простое, а конструкции Кристи, с трубчато-спиральными пружинами в виде амортизации, заимствованное по опыту у военных из Советского Союза и Великобритании, поставивших в производство серию танков «БТ» и «Круйзеры 3» — лёгкие танки, имеющие довольно высокие скоростные показатели, благодаря, в том числе и своему шасси.

Т-34 по-французски или альтернативный кавалерийский танк FCM 40

Захваченный Немцами FCM 40. Из новшеств — другая командирская башенка и Немецкая радиостанция


Шасси

На FCM данное шасси имело по четыре опорных катка на борт, большим диаметром 82 см, они были обрезинены специально для того, чтобы как и в конструкции «БТ» была возможность в случае чего, встать на колёсный ход вместо гусеничного — так достигалась большая максимальная скорость, ценой проходимости, а также передняя пара опорных катков поворачивалась. В теории всё выглядело как и всегда — оптимистично: при нужде ехать быстро по шоссе — танк останавливался, весь экипаж выходил из боевого отделения и лёгким движением руки — танк из гусеничного переобувался в колесный, и наоборот, снятые же гусеницы должны были крепиться по бортам. Но в реале всё было не так легко. На практике динамические показатели оказались ниже заявленных, более того — шасси было ломкое и не предназначалось для столь высоких нагрузок, какие на оного возлагал танк — танк ехал без поломок только по относительно ровным грунтам. Что касаемо колёсного хода — он осуществлялся ценой непомерного труда всего экипажа, но больше всего танкистам «доставляло» подымание защиты гусениц — такие кульбиты забирали много времени, в итоге продолжать ехать на гусеницах чаще всего было «дешевле». Максимальная скорость на колёсах составляла примерно ~60 км ч,на гусеничном ходу по шоссе — 20-25 км ч, по пересечёнке же — 10, в лучшем случае 15 км ч.

Вооружение

Боевая машина снабжалась тремя 8-мм противопехотными пулемётами, которые поставляла Гочкисс. У каждого члена экипажа было по своему пулемёту — один находился в передней части корпуса танка, рядом с лючком мехвода. Два других располагались в башне — один под управлением наводчика крепился справа от главного калибра, другой — под управлением командира, в его командирской башенке. Что касаемо основного калибра — это было 47-миллиметровое противотанковое орудие, поставляемое компанией Сомуа, оно могло поражать броню ~40-50 мм, чего еле-еле хватало для поражения брони аналогичных вражеских танков тех лет. Само орудие и маска были точно такими же, какими их ставили на другие Французские танки — кавалерийский SOMUA S35 и тяжелый Char B1. Но предполагалась также и установка 75-миллиметровой пушки, вследствие чего значительно бы пострадала просторность внутри башни для экипажа, но зато огневая мощь существенно увеличилась бы — цена комфорта была явно ниже.

Т-34 по-французски или альтернативный кавалерийский танк FCM 40

FCM 40, переделанный под самоходку. Шасси при такой конструкции оказалось перегруженным


Экипаж

Первое что нужно затронуть касаемо экипажа — простора внутри танка было мало. Кроме того, забираться и уж тем более выбираться из боевой машины для экипажа было сложной задачей. Всё по причине опять же экономии, плюс когда в башне была установлена 75-мм пушка вместо 47-мм — места в башне оставалось очень мало. Внутрь танка можно было попасть через трёхстворчатые люки спереди от места мехвода (они располагались как на танках БТ, так не нужно было поворачивать башню вбок чтобы у мехвода появилась возможность вылезти). Для того, чтобы попасть в боевое отделение через башню были предусмотрены откидывающийся назад люк в корме башни, а также маленький лючок в командирской башенке. Присутствовал также и маленький круглый лючок на дне корпуса — он был предназначен для эвакуации из танка. Место командира расположилось сверху в башне слева от орудия, в его пользовании «пирамидальная» командирка с четырьмя смотровыми приборами, а также пулемёт. Справа от него — место наводчика — пожалуй самое неудобное, особенно с установленной 75-мм пушкой,в задачи наводчика входит помимо прочего, перезарядка орудия. Механик-водитель управляет танком с помощью руля а не рычагов — это сделано специально чтобы была возможность поворачивать на колёсном ходу.

Итого

Подводя итоги, считаю нужным рассказать в первую очередь о сценарии войны вообще (АИ). Всё же не стоит думать о том, что Франция продержалась исключительно благодаря каким-то танчикам, ведь все эти танчики это всего лишь инструменты, готовые продукты — «Заклёпки». Хоть боевая машина и справлялась со своей работой как полагается, всё же бОльшую роль сыграл как раз таки порядок в стране и в её военном деле. Немаловажна и помощь союзников, спохватившихся вовремя. В результате, Французская Кампания окончилась поражением Германии.

Что же наш «Сороковой» — не смотря на классификацию, позиционировал он себя как именно предназначенный для танковых боёв, а не как посредственность для сопровождения — благодаря этому он достойно сопротивлялся немецким блицкриговским танкам, именно этим он и запомнился. По общей мощности занимал нишу между 3-м и 4-м Pz. различных модификаций, при этом штамповался за очень краткий период и стоил «копейки». Лицензию на производство заимели и другие частные компании помимо FCM — настолько танк оказался удачным для того времени. Был очень массовым танком в армии, на нём в первые годы войны Франция и оборонялась от захватчиков. Потреблял ресурсы умеренно, снабжался 3-мя членами экипажа а также был довольно неприхотлив в меру простоты и закалённости конструкторских решений. С «Тройками» и Чехословацкими трофеями расправлялся на раз-два, с «Четвёрками» ситуация обстояла сложнее, но не стоит думать что FCM был совсем беспомощен, ведь козырь в рукаве Француза — просторная башня, отсюда возможность снабжать 75-мм орудием, благодаря которому Пазики и Фцм-ы сражались, можно сказать, на равных. Три пулемёта и осколочно-фугасные снаряды помогали справляться с живой силой и различной лёгкой техникой противника.

Но время шло. Никто не стоял на месте, танкостроение развивалось, а танки, бывшие когда-то новыми — со временем всё-равно устаревали. Такой расклад не обошёл стороной и FCM 40 — он отдал эстафетную палочку другому, более новому танку, появившемуся позже.Устаревшие же Фцм-ы пошли на службу как БТР-ы, подносчики снарядов, тягачи и прочую вспомогательную технику. И тем не менее — танк FCM 40 заслужил славу среди всех военных и даже просто гражданских — он был легендарным танком, служившим Французской армии в самый переломный момент войны.

Автор: Владимир Сединкин, 2021 год

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account