Фашодский кризис перерастает в большую коалиционную войну. Часть 5. Боевые действия

3

Предыдущая часть

3 ноября 1898 года: Французская эскадра в Ла-Манше атаковала Портсмут , подвергнув гавань бомбардировке с моря. В результате бомбардировки в порту и городе незначительные повреждения. Во внутренней гавани получили несколько попаданий два старых британских броненосца.

Русские крейсера адмирала Веселаго вышли из Нагасаки, направляясь на британские коммуникации.

4 ноября 1898 года русско-турецкая эскадра (в состав русской Черноморской эскадры были включены два турецких корабля) прибыла на Крит.

Турция объявила об отмене режима капитуляций в связи с началом военных действий между Англией и Францией.

5 ноября 1898 года французская левантийская эскадра(4 крейсера) присоединилась в бухте Суда к русско-турецкой эскадре.

В этот же день французский флот сосредоточен в Гавре. После пополнения запасов угля, флот вновь должен выйти в в Ла-Манш .

6 ноября 1898 года английская эскадра бомбардировала с моря Дюнкерк. В городе и гавани значительные разрушения и жертвы. Выпуск утренних парижских газет задержан.около полудня столичные французские газеты вышли с траурными рамками и сообщениями о варварской бомбардировке мирного города английскими цепными псами.

В тот же день стало известно об предполагаемом скором отъезде русского посла из Лондона. Английский МИД вручил русскому послу ноту в которой,"во избежание недоразумений",были перечислены те пункты, распространение на которые военных действий самым серьезным образом затронуло бы интересы Англии и повлекло бы объявление войны России. Эти пункты — Суэцкий канал, Египет, Персидский залив, Индия.(как позже писали осведомленные лондонские газетчики, при прочтении британской ноты, русский посол улыбнулся, пожал плечами и сказал ,ни к кому не обращаясь-"Спасибо,кэп!")

6 ноября 1898 года  морской бой у островов Силли. Четыре французских крейсера во время поиска обнаружили и обстреляли на предельной дистанции три английских крейсера, перестрелка продолжалась около часа, после чего стороны ,не достигнув результата и не имея повреждений, разошлись на контркурсах ,прервав бой.

7 ноября 1898 года: произошло сражение в Ла-Манше .

Около 11 часов утра французская эскадра, двигаясь одной кильватерной колонной(броненосцы "Шарль Мартель", "Массена", "Бувэ", "Жорегиберри", "Карно", "Шарлемань",»Сен-Луи», "Голуа") получила сведения об обнаружении дозорными кораблями неприятельских сил. Благодаря лучше поставленной разведке (в авангарде эскадры шел отряд из трех броненосных крейсеров и двух легких крейсеров ) и береговой семафорно-телеграфной системе Франции, французы первыми обнаружили британцев и долгое время оставались необнаруженные сами.

Британская эскадра шла двумя колоннами. Первую(правую) колонну составляли броненосцы "Маджестик", "Магнифишент", "Илластриес", "Принц Георг" и "Ганнибал" .Вторую(левую) — броненосцы "Марс", "Юпитер", "Цезарь", "Худ" и "Резолюшен" .

К полудню обе эскадры сблизились на дистанцию для сражения. Первая фаза сражения началась в 12.40 с перестрелки на большой дистанции.Французская эскадра сразу постаралась обрушиться на правую кильватерную колонну англичан.

Несмотря на то, что британцы имели преимущество за счет лучшей выучки канониров и добивались большего числа попаданий , огонь устаревших британских орудий, требующих для перезарядки постановки в диаметральную плоскость, был очень медлителен, а низкая начальная скорость не позволяла эффективно пробивать толстую броню французских кораблей.

Французская эскадра сблизилась с правой британской колонной, возглавляемой сэром Гарри Роусоном. Начавшаяся вторая фаза боя происходила уже на средних дистанциях(на средней дистанции, современные французские тяжелые орудия ,скорострельные, с длинными стволами и снаряженными мелинитом снарядами оказывали прямо-таки катастрофическое воздействие на недостаточно защищенные британские корабли. К тому же маневренность французской эскадры оказалась неожиданно(для британцев) выше, так как британцы все еще используют устаревшую систему "маневров по приказу" вместо простого "следования за флагманом".

Около 13.35 французам удалось сосредоточить огонь своей эскадры на британском флагмане "Магнифишент ". Получив несколько пробитий цитадели и множество попаданий тяжелыми фугасами в незащищенные оконечности, британский броненосец неожиданно опрокинулся на правый борт во время резкого поворота и быстро затонул. Затем французский адмирал направил имевшиеся при эскадре несколько миноносцев в атаку во время боя главных сил(броненосцев). Это была совершенно новая тактика боя, еще не известная в британском флоте. Однако французские миноносцы всякий раз запаздывали с производством атаки. Строй кораблей постоянно сбивался и в конце концов миноносцы вышли из боя, так и не достигнув какого-либо результата. Тем не менее маневрирование миноносцев и угроза минной атаки расстроили британский строй. В результате, французам удалось охватить хвост введенной в замешательство правой британской колонны, и энергичным огнем вывести из строя "Ганнибал".

HMS Magnificent

HMS Magnificent

В 14.15 четыре французских броненосца завязали бой со второй британской колонной, оттягивая на себя внимание половины британских сил. При этом броненосец "Бувэ " получил несколько попаданий, совершенно превратившие корабль в пылающий остров-артиллерия была выведена из строя, палубные надстройки ,дымовые трубы были или уничтожены или объяты пожаром. Во избежание гибели «Бувэ» вышел из боя и в сопровождении миноносцев начал отходить к Гавру.

Броненосец Буве

Броненосец Буве

Перестроившись, французы возобновили артиллерийский бой, атакуя вторую(левую) британскую колонну .Вновь была предпринята атака четырьмя французскими миноносцами. Одному из миноносцев, под командованием храброго лейтенанта Сэнеса, в 14.40 удалось сблизиться с поврежденным, заметно отставшим от основных сил «Ганнибалом» и поразить одной миной в корму. Английский броненосец окончательно потерял ход, и около 15.00 затонул. Сэнес подобрал из воды 30 английских моряков. Еще около 40 были спасены двумя другими французскими миноносцами.

Броненосец Ганнибал

Броненосец Ганнибал

После гибели «Ганнибала» англичане, опасаясь дальнейших потерь и повреждений флота и обесураженные (если не сказать- деморализованные) понесенными потерями, решили выйти из боя.

Французская эскадра некоторое время продолжала вести огонь, преследуя отходившие британские корабли, но около 16.10 прервала огневой контакт и взяли курс на Гавр.

В последующие несколько часов после прекращения боя главных сил, обе стороны обменялись несколькими «булавочными уколами»-английские и французские миноносцы произвели несколько атак, впрочем оказавшимися безуспешными. С наступлением сумерек столкновения прекратились.

Итог сражения-англичане потеряли два броненосца(причем один-от успешной атаки французского миноносца).Несколько кораблей получили различные повреждения и нуждались в ремонте.

Французы не потеряли ни одного корабля, но три броненосца были серьезно повреждены, а «Бувэ» вышел из строя до конца войны. Различные повреждения получили и несколько миноносцев.

8 ноября 1898 года: известие о поражении в Ла-Манше ,достигшее Лондона поздним вечером 7 ноября вызвало волнение в адмиралтействе и правительстве. А к утру следующего дня телеграммы о сражении ,произошедшем накануне разнеслись по всей Великобритании.

Средиземноморский Флот экстренной телеграммой адмиралтейства отозван для защиты метрополии. Исправные корабли Флота Канала получили распоряжение передислоцироваться в Бристоль, опасаясь атак французских миноносцев. Тем самым, фактический контроль над водами Ла-Манша переходил в руки французского флота.

9 ноября 1898 года второй крейсерский бой у островов Силли. В скоротечном бою французские броненосные крейсера "Дюпуи де Лом" и "Амираль Шарнэ", при поддержке бронепалубных крейсеров "Декарт", "Кассар" и нескольких миноносцев вынудили шесть британских бронепалубных крейсеров отойти. Стороны обменялись несколькими попаданиями и незначительными повреждениями.

10 ноября 1898 года  Объединенная франко-русско-турецкая эскадра подошла к египетским берегам и приступила к высадке экспедиционного корпуса в Александрии(одна русская стрелковая бригада, на транспортах, прикрываемых двумя французскими крейсерами, высаживалась в Порт-Саиде).

В тот же день Великобритания официальной нотой уведомила правительство Российской империи о состоянии войны между Англией и Россией.

Вечером 10 ноября британское правительство уведомило Турцию о начале войны.

11 ноября 1898 года: Британский Средиземноморский Флот,следовавший в Гибралтар, обнаружен французскими крейсерами-разведчиками южнее Балеарских островов. Французские крейсера попытались навести на британский флот Тулонскую эскадру,вот уже несколько дней крейсировавшую вблизи испанских островных владений. У Менорки произошло несколько последовательных стычек (апофеозом которых стал безрезультатный получасовой бой англичан с французскими авангардными силами Тулонской эскадры,состоявшими из броненосцев Бреннус", "Ош", "Марсо", "Нептун" и "Мажента", сопровождаемых четырьмя броненосными крейсерами) во время которых британцы, имеющие приказ "не рисковать" разорвали контакт и оторвавшись от преследовавших их французских крейсеров ушли в Гибралтар.

Кайзер Вильгельм II объявил о германском нейтралитете.

Английская Нильская Армия армия Китченера, имевшая уже 13 тыс. солдат, выступила из Судана на север(вдоль Нила). По Нилу к низовьям двигались канонерские лодки "Султан", "Фатех", "Назир", "Абу Клеа" и пароход "Дал".

12 ноября 1898 года: британский средиземноморский флот прибыл в Гибралтар.

13 ноября 1898 года — французские миноносцы из Бреста предприняли неудачную ночную атаку Плимута. Два миноносца были подбиты ,их с трудом удалось отбуксировать в Сен- Поль- де –Леон(позднее оба миноносца были отведены на ремонт в Брест.)

Одновременно атаке французских миноносцев подверглись английские канонерки, стоявшие в устье реки Экс и на Эксмутском рейде, в результате которой одна канонерка была потоплена, еще одна, получив попадание миной, выбросилась на берег. На рейде Эксмута миноносцы обстреляли и подожгли британский транспорт и авизо.

В ночь на 14 ноября 1898 года – во время стоянки в Гибралтаре, британская эскадра подверглась безрезультатному набегу французских миноносцев из Алжира.

14 ноября 1898 года: Морской бой в Альхесирасской бухте. Британский Средиземноморский флот предпринял попытку, выйдя из Гибралтара, прорваться в Атлантику. Произошел четырехчасовой морской бой с французской тулонской эскадрой, в результате которого французы потеряли 2 броненосца и 1 броненосный крейсер. У англичан три броненосца получили серьезные повреждения. В разгаре боя броненосец "Ройал Соверен" получил настолько серьезные повреждения, что с огромным трудом добрался до Алжесирасской бухты, где выбросился на берег. Позднее броненосец был интернирован испанскими властями. Броненосцы "Кэмпердаун" и "Трафальгар"нуждались в длительном и затратном ремонте. В результате боя британский флот вынужденно вернулся в Гибралтар. Тулонская эскадра, выступившая в роли “вынужденной жертвы“,тем не менее задачу выполнила — не допустила прорыв английской эскадры в Атлантику ,тем самым существенным образом ослабив оборону вод метрополии Британской империи.

15 ноября 1898 года: Соединенная союзная эскадра(6 русских броненосцев,4 французских и 2 русских крейсера, французское авизо, два турецких военных корабля) взяла курс на Бизерту. В Порт-Саиде оставлена русская Средиземноморская эскадра контр-адмирала П.П.Андреева: 2 эскадренных броненосца(«Император Николай I», «Император Александр II»), 4 канонерские лодки («Грозящий», «Запорожец», «Черноморец», «Донец») ,минный крейсер( «Посадник»), миноносцы № 119 и № 120.Французы оставили в Александрии один старый броненосный крейсер , две канонерки и флотилию миноносцев(7 вымпелов).

16 ноября 1898 года: французские миноносцы и быстроходные крейсера из Бреста и Шербура провели очередную ночную атаку на Плимут.Результаты атаки-потоплено миной старое авизо,используемое как брандвахта и поврежден торговый пароход.Один французский миноносец запарил и был отбуксирован в Шербур

17 ноября 1898 года: Союзные экспедиционные силы под командованием генерал-лейтенанта В.Д.Скалона (13-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта В.В.Христиани,15-я пехотная дивизия генерала-лейтенанта В.Н.Филиппова, без 49-го пехотного Брестского полка, оставленного в Александрии для гарнизонной служы,13-я артиллерийская бригада ,полубригада французских зуавов, сводный французский отряд морской пехоты в 300 чел.,4 сотни казаков и турецкая пехотная бригада) общей численностью 19,5 тыс.чел при 22-х орудиях, начали продвижение к Каиру.

18 ноября 1898 года: на рассвете три французских броненосных крейсера бомбардировали английские полевые укрепления на острове Уайт.

Соединенная союзная эскадра(6 русских броненосцев,4 французских и 2 русских крейсера, французское авизо, два турецких военных корабля) прибыла в Бизерту.

20 ноября 1898 года: два французских бронепалубных крейсера и флотилия миноносцев(6 вымпелов) произвела набег на порт Ипсвич на реке Оруэлл,обстреляв укрепления англичан в устье реки,в Доверкорте и в Филикстоу.Одна береговая батарея получила незначительные повреждения.Под прикрытием крейсеров и миноносцев два французских минных транспорта выставили вблизи Ипсвича минное заграждение(35 и 27 мин соответственно).Окрестные воды объявлены опасными для плавания, а французы заявили о начале морской блокады Ипсвича.

21 ноября 1898 года: союзная эскадра вышла из Бизерты и взяла курс на Гибралтар,намереваясь соединиться с французской тулонской эскадрой.

22 ноября 1898 года: французское правительство обратилось к правительству Испании с предложением об аренде Порт-Магона на Балеарских островах для устройства временной угольной станции.

Еще 10 ноября, встревоженное действиями французов в Кувейте и у Фао, британское адмиралтейство направило в Персидский залив корабли британской индийской флотилии: «Хайфлайер»(флагман),крейсеры «Помона», «Марафон», «Персей»,канонерки «Сфинкс» и «Эссей».Канонерка «Редбрест»,принявшая в Бомбее 12 тяжелых орудий и 6 скорострельных пушек из местного арсенала, вышла в море 11 ноября.

14 ноября 1898 года — британская индийская флотилия совершила заход в Маскатскую бухту,а на следующий день направилась в Персидский залив.

18 ноября в Маскат пришли французские крейсера "Таж" и "Амираль Сесиль".

Боевые действия на Тихом океане

3 ноября 1898 года — Русские крейсера адмирала Веселаго вышли из Нагасаки, направляясь к Сингапуру,на британские коммуникации .Известий об объявлении войны между Россией и Англией и о начале военных действий еще не было,но Веселаго решил вывести крейсера в море заблаговременно,развернув завесу на подступах к Сингапуру.

4 ноября 1898 года –Русская Тихоокеанская эскадра произвела учебные маневры в Талиенваньском заливе,после чего днем 5 ноября перешла из Талиенваня в Порт-Артур.

6 ноября 1898 года — Дубасов отправил в Чифу для связи с российским консулом канонерскую лодку «Бобр».

7 ноября 1898 года – в Чифу прибыла английская канонерская лодка «Дафнэ».

8 ноября 1898 года — адмирал Дубасов извещен об отъезде русского посла из Лондона и о разрыве дипломатических отношений между Великобританией и Россией.

9 ноября 1898 года — Дубасов решил предпринять поиск у берегов Шантунга и в районе Вэй-хай-вэя.

Вэй-хай-вэй, лежавший при входе в Печилийский залив, имел громадную важность для Китая: он—кратчайший путь к столице империи, и на Вей-ха-вей возлагалась в свое время задача стать стражем по одну сторону ворот этого пути; по другой стороне, в 70 милях отсюда, стоял уже такой страж—Порт-Артур; после японо-китайской войны 1894-95 г.г. Вэй-хай-вэем недолго владели японцы, а с марта 1898года-британцы ,которые основали там угольную станцию и базу для отряда судов Китайской станции. Англия "узаконила" этот захват соответствующим соглашением об "аренде",заключенным с китайским правительством 1 июля 1898 г. (заодно английское правительство заявило претензии на увеличение своих владений на полуострове Цзюлун или Коулун, на материке, напротив Гонконга. Аренда Цзюлуна была оформлена англо-китайским договором от 9 июня1898 года).

Эскадра спешно принимала уголь и воду.

Вечером 9 ноября в Чифу пришел английский крейсер «Ифигения».

10 ноября 1898 года — около 12 часов дня командир английского крейсера «Ифигения» письмом уведомил командира русской канонерки «Бобр» о том,что Великобритания официально находится в состоянии войны с Россией и потребовал спустить флаг. Однако командир «Бобра» заявил решительный протест, так как рейд Чифу являлся нейтральным .Одновременно он проинформировал о вопиющем нарушении англичанами международного права русского консула в Чифу и китайские местные власти. Около 16 часов английские корабли покинули Чифу,но остались на внешнем рейде,ожидая по всей видимости, выхода канонерки из нейтрального порта. Консул в Чифу через Пекин снесся по телеграфу с Порт-Артуром(через Шанхайгуань и Инкоу).В 19 часов Дубасов отдал распоряжение «Бобру» оставаться в порту до истечения разрешенного срока пребывания в нейтральной гавани, то есть до истечения 24-х часов с момента получения известия о начале войны.

Около 22 часов эскадренные броненосцы «Сисой Великий»(флаг начальника эскадры Тихого океана адмирала Ф.В.Дубасова) и «Наварин»,крейсера: «Память Азова», «Владимир Мономах», канонерская лодка «Отважный»,транспорты «Москва» и «Россия» вышли из Порт-Артура на внешний рейд, а с рассветом 11 ноября взяли курс на острова Мяо-тао.На борту транспортов находился десантный отряд подполковника Савицкого(два батальона восточно-сибирских стрелков).Эскадре было приказано произвести поиск в районе островов и у берегов полуострова Шантунг, после чего высадить десант с целью завладения Вэйхайвэем.

Еще около 4-х часов утра крейсера «Адмирал Корнилов»и «Адмирал Нахимов», отделившись от эскадры ,полным ходом направились к Чифу, на помощь"Бобру".

Канонерская лодка Бобр

Канонерская лодка Бобр

Вэй-хай-вэй стал опорной базой для английского флота, ведущего самое пристальное наблюдение за русской эскадрой и при необходимости-оперирующего бы против против Порт-Артура.

Город Вэй-хай-вэй лежит в глубине широкой бухты, открытой с северо-востока; город расположен приблизительно в полутора верстах от песчаного и отлогого берега моря: обнесен он каменной стеной, вышиною сажени четыре, шириною до 1 1/2 сажень, снесколькими воротами и башнями по углам. Улицы вымощены камнем. Дома небольшие, одноэтажные, сложенные из камня или сбитые из глины.

Полукруглый рейд, охваченный амфитеатром высоких холмов, имеет в длину шесть, в ширину без малого пять верст. Два больших полуострова образуют крайние оконечности залива, береговая линия которого тянется на 25 верст. При входе на рейд — два острова: Лиу-кун-тао, 500 фут высоты и 8 верст в окружности, и Жи-тао, или Я-тао. Большим островом естественно образуются два прохода; из них восточный гораздо шире и имеет в центре островок Жи. Бухта вообще мелководна, особенно в восточной своей части; но близ западного угла острова Лиу-кун-тао имеется превосходное якорное место.

Военный порт был расположен на острове Лиу-кун-тао, который разделяет вход в бухту на два прохода — западный и восточный, в котором около двух с половиной миль в ширину. На острове, помимо порта, несколько поселков; здесь же раскинулся небольшой механический завод, устроенный в свое время еще китайским правительством для починок и исправлений своих военных судов. Заведовал им англичанин Кирквуд. Англичане взялись за переустройство завода.

По сведениям, полученным Дубасовым от русского консула в Чифу, англичане еще 1 ноября предприняли попытку установки в проходах донных мин и планировали установить боны. На обоих берегах Лиу-кун-тао и на двух прилежащих маленьких островках находились ряды старых китайских фортов и батарей ,разоруженных японцами в 1895 году. На острове Лиу-кун-тао—три форта, представляющих последнее слово инженерного и артиллерийского искусства. Здесь же госпиталь, угольные склады, обширные мастерские. 57 орудий Круппа и Армстронга (от 12 до 28 см. калибра), между которыми было много скорострельных пушек, составляли вооружение всех этих укреплений. И на материковом побережье, и на островах— электрические фонари для освещения гавани и входов на рейд. Над сооружением грозных фортов Вей-ха-вея много потрудился тот самый фон Ганнекен, майор германской службы, имя которого так гремело недавно на Дальнем Востоке.

Было известно о том,что в октябре англичане установили несколько тяжелых орудий, не считая пушек меньших калибров. Новейшие орудия были хорошо снабжены боеприпасами и имели круговой обстрел. Китайцы держали гарнизон из 1,5 тысяч человек ,у англичан в Вэй-хай-вэе находилось около 80 человек. Кроме того, на рейде , по-видимому, стояли британские суда, Благодаря широким входам британский флот мог принять участие в обороне, оставаясь при этом за боном и линией минных заграждений.

В Порт-Артуре остались парусно-винтовые корветы(крейсера 2-го ранга) «Разбойник» и «Забияка»,мореходные канонерские лодки: «Манджур», «Кореец», «Гремящий», «Сивуч», минный крейсер «Всадник» .

Днем 11 ноября, посланный к Вэйхайвэю на рекогносцировку “ Владимир Мономах ” (вместе с минным крейсером «Гайдамак»,выделенным для связи) донес, что в гавани Вэй-хай-вэя находятся английские корабли: броненосец "Барфлер" (на "Барфлере" держал свой флаг контр-адмирал Джеймс Брюс — второй флагман британской эскадры в водах Китая) и крейсер «Талбот».

Около 16 часов дня ноября русская эскадра подошла к Вэйхайвэю и приступила к подготовке высадки десантной партии стрелков. Место высадки было выбрано к востоку от порта, в бухте Юнченг. Чтобы отвлечь внимание англичан, накануне подхода транспортов в расчетное место, эскадра должна была бомбардировать город Теньчуфу, лежащий к западу от Вэй-хай-вэя.

Однако бомбардировка была отменена-в 17.15 “ Владимир Мономах ” ,державшийся в море возле Вэйхайвэя,обнаружил,что британские корабли разводят пары и готовятся выйти в море. Командир крейсера немедленно отправил к Дубасову «Гайдамак»,а сам продолжил наблюдение.

Русская эскадра немедленно по получении донесения(около 18.00) направилась на соединение с крейсером.Транспорты получили приказ отойти к островам Мяо-Тао и оставаться там под охраной канонерки «Отважный».

В 19.05 «Владимир Мономах» обнаружил, что британские корабли вышли из гавани и взяли курс к мысу Шантунг. Крейсер следовал за ними на некотором удалении. В 19.35 британские корабли неожиданно увеличили ход и в наступившей темноте оторвались от «Владимира Мономаха».

Тем временем крейсера «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Нахимов» ,следуя 14-ти узловым ходом,за шесть часов преодолели расстояние от Порт-Артура до Чифу(около 90 миль).Около 11 часов утра крейсера подошли к Чифу. Однако канонерка «Бобр»( в распоряжении которой оставалось еще время пребывания в нейтральном порту) интернировалась. Командир лодки не рискнул выйти в море, чтобы принять бой с английским крейсером и английской канонерской лодкой.

Английская канонерка «Дафнэ» в 10 часов утра вошла в гавань Чифу и удостоверившись в том, что китайские власти приступили к процедуре разоружения и интернирования русского судна, поспешно удалилась в море.

Источник — ФАИ

Продолжение

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account