Фантастическая техника СССР. Сверхтяжёлый вертолёт-кран Камова
Тяжёлые грузовые вертолёт или вертолёты-краны, начали разрабатываться и строиться ещё в 60-е годы. Яркими представителями подобной техники является Ми-10 у нас и Сикорский CH-54 Tarhe в США, были проекты и в других странах.
Полезность данной техники, думаю, всем очевидна и в чём она заключается никому объяснять не нужно. Перемещение грузов в тяжелодоступных районах, перемещение различных негабаритов. В общем сфера применения данных вертолётов просто огромна.
Однако есть у них и существенные ограничения — это грузоподъёмность. Так, самый тяжёлые из подобных вертолётов, Ми-26 может поднять не более 20 тонн грузов.
В самом конце 60-х годов 20 века, КБ Камова рассмотрела вопрос создания тяжёлого вертолёта-крана, который бы радикально решил проблему недостаточной грузоподъёмности. Камовцы рассматривали вариант создания вертолёта с грузоподъёмностью в 250 тонн. Данная грузоподъёмность давала бы возможность доставлять на Байконур готовые ступени ракет.
Данная задача и сегодня является достаточно нетривиальной. И под неё приходится создавать спецтехнику. А само перемещение на ней является ещё той проблемой.
Однако даже беглые прикидки показали, что такую машину по технологиям конца 60-х не создать. Поэтому даже индекс проекту не присваивался и всё закончилось на стадии эскизного проекта. Точных данных какая именно деталь машины смутила инженеров нет, однако, есть предположение что всё упёрлось в лопасти.
Эта деталь вертолёта, после двигателя является самой технологичной, и в ней широко использованы композиты и современный сплавы цветных металлов, которых в то время ещё не было.
А лопасти на вертолёте должны были быть знатные, диаметром 125 метров. При этом они должны были быть повышенной прочности так как на конце каждой лопасти крепился ещё и реактивный двигатель.
Я так понимаю, что одна лопасть должна была быть длинной где-то в районе метров 60.
Какие ещё характеристики машины известны? По расчетам, вертолет должен был иметь взлетную массу около 600 тонн и поднимать на внешней подвеске различные негабаритные грузы и оборудование массой до 250 тонн.
Ну и в заключение предлагаю вашему вниманию галерею изображений, сделанные 3D-моделистом Тимом Самедовым.
Источники: