Возник интерес сравнить по доступным официальным документам два палубных истребителя середины 40х годов с поршневыми двигателями: Grumman F7F Tigercat и de Havilland DH.103 Hornet. Есть представление что американец — это типичный груммановский большой толстый мощный самолет, а британец — изящный, скоростной, и вообще красавец. Проверим, так ли это и появятся ли какие-нибудь дополнения в эти образы.
«Тайгеркэт» совершил первый полет 2 ноября 1943 года, стоял на вооружении авиации морской пехоты и на авианосцах использовался очень эпизодически. Первый полет «Хорнета» — 28 июля 1944 года, первой палубной модификацией стал Sea Hornet F.20 (поднялся в воздух в апреле 45го), с авианосцами он подружился теснее, чем F7F.
На F7F-1 стояли радиальные двухрядные двигатели воздушного охлаждения P&W R-2800-22W, с одноступенчатым двухскоростным нагнетателем и впрыском топлива. Максимальная (war emergency, чрезвычайная боевая) мощность на уровне земли — 2380 л.с., нормальная на 0 метрах — 1700 л.с., взлетная — 2100 л.с.; первая скорость нагнетателя давала нормальный наддув в диапазоне высот от 0 до 2100 метров, максимальная мощность на первой скорости — 2400 л.с., нормальная — 1700 л.с.; вторая — от 3350 до 5300 метров — 1850 л.с./1450 л.с. Топливо — 115/145.
Sea Hornet F.20 летал с V-12 жидкостного охлаждения Merlin Mk.130/131, с двухступенчатым двухскоростным нагнетателем. На 150-октановом топливе его максимальная мощность на первой скорости составляла 2080 л.с., на второй — 1890 л.с., на 100-октановом топливе 1960 л.с. (на высоте 1220 м) и 1840 л.с. (5180 м) соответственно.
Вес R-2800 модификаций с нагнетателем 1ст2ск был в районе 1070 кг, «Мерлина» с 2ст2ск — 780 кг. Расход топлива на одну лошадиную силу у радиального мотора был меньше процентов на 20. чем у «Мерлина» (причина этого в т.ч. в типе нагнетателя), но поскольку самих лошадок у него было поболее, то и на максимальных режимах работы и на нормальных расход был примерно в паритете.
Вес пустого «Хорнета» — 5307 кг, взлетный — 7113 кг, объем баков под топливо — 1578 литров.
Для «Тайгеркэта» соответственно: 7232 кг / 9718 кг / 1612 литров.
Американский самолет на две тонны тяжелее британского визави, и несет то же количество топлива. Дальность полета без топливных баков, как ни странно, тоже примерно одинакова для двух самолетов: 1852 км против 1883 км, однако при этом «Хорнет» свою тысячу морских миль преодолевал на скорости 374 км/ч, а «Кошка» тащилась на скромных 285 км/ч. Для сравнения — у расчалочного биплана Fairey Swordfish крейсерская скорость была 210 км/ч. Для обоих самолетов дальность полета можно было повысить с помощью подвесных топливных баков. Под F.20 можно было подвесить два по 100 галлонов, что давало в сумме 909 литров, дальность полета с ними — 3111 км; под F7F-1 — два на 150 (567 литров) или один 300 (1135 литров) галлонов, с последним дальность составляла 2945 км, а перегоночная дальность с двумя подкрыльевыми баками по 150 галлонов и одним подфюзеляжным на 300 галлонов — 3813 км.
Типовое бомбовое вооружение для обоих самолетов — две 1000 (454 кг) фунтовые бомбы. С ними «Хорнет» летел на дальность 1296 км со скоростью 411 км/ч. Для F7F данные с дополнительным 300-галлонным баком — 2333 км и 289 км/ч. У «Хорнета» возможность использовать дополнительные топливные баки вместе с бомбовым вооружением отсутствовала, бомбовое вооружение американца было гораздо более разнообразным — под фюзеляжем на одном узле можно было подвешивать бомбы номиналом, фунтов: 2000, 1600, 1000 и еще даже торпеду, под крыльями (по одному на каждом) — 1000 или 500 фунтовки. F.20 с самого начала имел возможность нести неуправляемые ракеты — шесть штук, Tigercat получил такую возможность с варианта F7F-2 — по четыре ракеты под каждым крылом.
Итогом по пункту «дальность полета» и «ударные возможности» можно сказать, что F7F теоретически мог летать дальше «Хорнета», а его подвесное вооружение было разнообразней и мощней, зато бритт летал и доставлял свои бомбы гораздо быстрей. Касательно стрелкового вооружения: арсенал F7F из четырех 20-мм пушек (общий боезапас 800 снарядов) и четырех 12,7-мм пулеметов (1600 патронов) безусловно впечатляет, но закрадывается мысль — а не является ли он избыточным? Ведь в это же время этой же фирмой выпускался F8F Bearcat с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и боезапасом (тоже общим, естественно) в 1250 патронов. На Hornet вооружение состояло из тех же 20-мм пушек Hispano количеством тоже четыре, по 180 снарядов на ствол.
Скоростные характеристики обоих «палубников» наглядно отображает картинка.
Зависимость скорости от высоты. Зеленый график — dH Hornet F.20, на чрезвычайном боевом режиме работы и на нормальном, красный — F7F-1, аналогично.
Максимальная скорость Hornet F.XX — 740 км/ч на высоте 5715 м (это вторая скорость нагнетателя) и на 100-октановом топливе. То же, но на первой скорости нагнетателя — 687 км/ч на высоте 1829 м, то же на уровне земли — 642 км/ч.
Крейсерская скорость — 428 км/ч на высоте 6096 м, экономичная — 373 км/ч.
Для F7F-1: максимальная скорость 687 км/ч на высоте 5852 м, 634 км/ч на уровне земли — это при чрезвычайном боевом режиме работы моторов. Скорость 666 км/ч на высоте 7132 м и 560 км/ч на нормальном режиме работы двигателя.
Превосходство «Хорнета» особенно ярко проявляется на высотах от 3,5 км, на высотах более чем 6,5 км он обгоняет американца даже на нормальном режиме работы двигателя.
Интересно, что увеличение мощности на чрезвычайном режиме на второй скорости нагнетателя (а там отношение мощность чрезвычайная боевая/мощность нормальная для обеих машин должна быть близка) дает очень существенную прибавку в скорости для «Хорнета» и почти в два раза менее впечатляющую для «Тайгеркэта». И это очень странно.
Высота: 5700-5800 м, т.е. вторая скорость нагнетателя.
F.XX (топливо 100 октан): мощность двигателя максимальная — 1690 л.с.; нормальная — 1325 л.с. [1]; отношение м.ч.б./м.н = 1,27. Скорость максимальная — 740 км/ч; скорость нормальная — 660 км/ч; отношение м.с./н.с. = 1,12
F7F-1: мощность двигателя максимальная — 1850 л.с.; нормальная — 1450 л.с.; отношение м.ч.б./м.н = 1,27. Скорость максимальная — 687 км/ч; скорость нормальная — 640 км/ч; отношение м.с./н.с. = 1,07.
Скороподъемность (м/с). Зеленый график — dH Hornet F.20, на чрезвычайном боевом режиме работы и на нормальном, красный — F7F-1, аналогично.
Нагрузка на крыло у F7F-1 немного больше, чем у F.20: 230 кг/м² против 212 кг/м². В наборе высоты (т.е. приблизительно и около в вертикальном маневре) преимущество «Хорнета» заметно по картинке. При прочих равных в воздушном бою какие-то шансы у «Тайгеркэта» были бы на высотах в километр-два. Кроме тех достоинств британца, что следуют из ТТХ, можно заметить, что его фонарь кругового обзора даст дополнительный плюс, хотя есть достоинства и у F7F — место пилота выдвинуто далеко вперед и ему не мешает смотреть вниз-вбок крыло. Ну а еще у американца трехстоечное шасси. Кстати, разбег у него 211 метров против 183 — тут еще один плюсик у бритта.
В общем именно как истребитель «Хорнет» дает фору «Тайгеркэту» по всем статьям. Лично я ожидал, что на низких высотах будет паритет по скорости и скороподъемности, а то может быть и преимущество самолета Груммана, однако этого не случилось. К роли истребителя-бомбардировщика и штурмовика F7F, конечно, более пригоден. Непонятно, отчего американский самолет настолько тяжел и во что ушли эти две тонны разницы в пустом весе.
Не думаю, что какие-то неучтенные данные могут изменить эту картинку. Однакож: Hornet как известно полудеревянный, очень интересно как его конструкция проявила себя в условиях эксплуатации на море.
Источники:
1. Aircraft engines of the world. 1946. Это не «официальный документ», но книга дает представление о характеристиках моторов.
2. F7F-1. Airplane Characteristics Performance с www.wwiiaircraftperformance.org
3. Pilots handbook for navy model F7F-1N, F7F-2N, F7F-3, F7F-3N, F7F-4N airplanes. 1946
4. Sea Hornet Aircraft Data Card, Sea Hornet Range Endurance Bomb Load Table, Sea Hornet Mk XX weights & misc. particulars, Hornet Mk.I Pilot’s Notes: Operating Data, Sea Hornet Mk XX and XXI, Leading Particulars, Sea Hornet XX Performance Chart с www.wwiiaircraftperformance.org