Статья Евгения Васина с сайта WARSPOT от 13 сентября 2014 года.
Осень 1971 года. Авианосец ВМФ США «Саратога» на подходах к базе зафиксировал сигнал неизвестного преследователя. Корабль шел на полном ходу, на скорости около 30 узлов, но оторваться от погони не получалось. Более того, таинственная подводная лодка не только шла наравне с авианосцем, но и могла его спокойно обогнать…
В тот день Пентагон пришел в замешательство – гордость американского военного флота получила «звонкую пощечину», а ранее неоспоримое превосходство США на море оказалось под вопросом. Что же это была за субмарина, и какова ее история?
Плод советского инженерного гения, секретная разработка, которая вошла в историю ВМФ нашей страны и изменила представление о подводном кораблестроении, подводная лодка проекта 661 «Анчар», более известная как подводная лодка К-162 (в 1978 г. переименована в К-222), – вне всякого сомнения, чудо военной техники, которому принадлежит мировой рекорд подводной скорости. На испытаниях К-162 достигла скорости 44,7 узла, или 80,4 км/ч, что сопоставимо со скоростью торпеды! К сожалению, данный факт не попал в книгу рекордов Гиннеса по причине секретности проекта.
В середине XX века внешняя политика США постоянно менялась. Учитывая веяния времени и напряженные отношения с СССР, командованием ВС США была принята новая стратегия «реалистического устрашения», главным пунктом которой значилось достижение превосходства в океанском пространстве. Создание ударных морских сил происходило путем формирования групп авианосцев, которым Советскому Союзу нечего было противопоставить.
В те годы СССР не обладал достаточными средствами для разработки и строительства своих авианосных кораблей, но руководство страны не могло проигнорировать новый виток внешней политики Америки. Поэтому был найден компромисс – развитие и модернизация подводных лодок.
Как говорится, новое время рождает новые потребности, которые субмарины тех лет удовлетворить не могли. Основным пунктом технического задания на разработку новой подлодки значилась возможность производить ракетный залп без всплытия, на небольшой глубине. В конце 60-х годов уже был принят на вооружение ракетный комплекс «Аметист», имевший возможность подводного пуска, поэтому перед советскими конструкторами встала задача создания субмарины-носителя, которую можно было вооружить этим комплексом.
Эта проблема рождала новую – «Аметист» обладал небольшим радиусом действия, всего лишь около 80 км, поэтому разрабатываемая подлодка должна была обладать высокой скоростью и достаточной маневренностью, чтобы в кратчайшее время сблизиться с целью, произвести пуск и скрыться. Проект такой подводной лодки был разработан в 1960 году академиком Н. Н. Исаниным.
Субмарину Исанина, вне всякого сомнения, можно назвать экспериментальной. Некоторые технические решения, примененные в конструкции К-162, по мерке тех лет считались прорывом в корабельной отрасли. Большинство систем лодки было автоматизировано, а их контроль осуществлялся при помощи телемеханических средств – еще ни одна военная разработка СССР не использовала такого количества электроники!
Энергетический вопрос также был решен на должном уровне – специально для К-162 разработали новый атомный реактор. Лодка оснащалась двумя такими реакторами, которые обеспечивали работу новейшей пароэнергетической атомной установки. Запаса хода субмарины хватало без малого на четыре кругосветных плавания! Этот показатель в разы превышал все известные зарубежные аналоги.
Своим внешним видом К-162 напоминала кита. Можно сказать, что это символизировало слияние морской биологии и кораблестроения. Может быть, именно поэтому военные стали называть ее «Подводная лодка золотая рыбка», хотя общепринятой версией появления этого неофициального названия является дороговизна проекта – общие затраты на разработку составили один процент бюджета всего государства!
Пожалуй, самым революционным решением в конструкции «Золотой рыбки» стал материал обшивки корпуса – впервые в мировой практике судно было изготовлено из титанового сплава. Высокая стоимость этого металла была полностью оправдана – лодка получила невероятную прочность, коррозийную стойкость и малый вес. Именно благодаря этому были достигнуты впечатляющие скоростные характеристики.
Окончание работ над новой субмариной планировали завершить к 17 декабря 1969 года, ко дню рождения Л. И. Брежнева, но советские корабелы справились гораздо раньше – уже 13 декабря был произведен торжественный спуск лодки на воду…
Глубина погружения на испытаниях составила 100 метров. Подлодка вела себя устойчиво и стабильно набирала скорость. Всего лишь на 80% мощности реактора субмарина разогналась до 42 узлов (77 км/ч), что является невероятным показателем для морской техники, обладающей массогабаритными характеристиками уровня подводной лодки. Это было оглушительное достижение, которое ясно давало понять – ни один американский эсминец не сможет поймать нашу «Золотую рыбку».
В сентябре 1971 года, находясь в составе ВМФ СССР, подлодка совершила первый боевой выход, во время которого и состоялась знаменательная встреча с авианосцем «Саратога». С тех прошло много лет, и военные технологии совершили большой скачок вперед, но проект 661 вошел в историю как начало нового этапа в подводном кораблестроении всего мира. Это памятное достижение научной мысли советских ученых.
источник: https://warspot.ru/1515-zolotaya-rybka-sovetskogo-vmf