Энтони Фоккер в роли догоняющего. Истребители Fokker D.I – D.V
Содержание:
Предисловие редакции: К началу 1916 года Германия начала терять господство в воздухе. Новые истребители союзников показали превосходство над монопланами компаний Fokker и Pfalz. От немецких авиастроителей это означало, что необходимо дать ответ на брошенный вызов. Энтони Фоккер планировал развить успех своего моноплана машинами новых конструкций. Об истребителя-бипланах Fokker D.I – D.V рассказывает Герберт Ринглштеттер.
Во второй половине 1915 года немецкие лётчики-истребители на Западном фронте и, в частности, пилоты монопланов компании Fokker были вооружены машинами, превосходящими, по крайней мере по вооружению, самолеты противника. Возможным это сделали устройства синхронизации пулеметов. Однако с точки зрения летных характеристик и характеристик управляемости одноместные истребители компании Fokker – и тем более компании Pfalz – не представляли из себя что-то выдающееся. Это было продемонстрировано в 1916 году по результатам сравнительных испытаний машин союзников с трофейным истребителем Fokker E.III. С точки зрения летных характеристик даже Morane-Saulnier N был лучше, чем Fokker E.III. к этому следует добавить и тот факт, что с первых месяцев 1916 года летчики-истребители союзников сражались с немцами на гораздо более совершенных самолетах. К весне 1916 года немецкое господство в воздухе было сломлено, и в небе над Западным фронтом доминировали французские и британские летчики на своих Nieuport 11 и Airco D.H.2.
D.I с рядным двигателем
В конце 1915 года на заводе компании Fokker Aeroplanbau m.b.H., Шверин, главный конструктор Мартин Кройцер (Martin Kreuzer) приступил к проектированию M 18. В своем первом варианте самолет-преемник был бипланом, фюзеляж которого занимал все межкрыльевое пространство. Однолонжеронные верхнее и нижнее крылья образовывали одностоечную бипланную коробку без выноса верхнего крыла. В качестве силовой установки самолет получил 100-сильный рядный двигатель жидкостного охлаждения Mercedes D.I. По причине плохого обзора из кабины пилота в марте 1916 года был выбран вариант M 18 с верхним крылом, установленным над фюзеляжем и имевшим положительный угол выноса. Позднее данный вариант M 18 получил обозначение D.I.
Основу фюзеляжа D.I (M 18) составляла ферма прямоугольного поперечного сечения, сваренная из стальных труб и дополнительно усиленная проволочными расчалками. В качестве обшивки большей части фюзеляжа использовалось полотно. Только капот двигателя и верхняя передняя часть фюзеляжа, включая и кабину пилота, имела обшивку в виде листов алюминия. Крылья цельнодеревянной конструкции были двухлонжеронными и покрывались полотном. С фюзеляжем верхнее крыло соединялось системой коротких стоек. Бипланная коробка была двухстоечной с параллельным расположением межкрыльевых стоек и с положительным углом выноса верхнего крыла. Поперечное управление осуществлялось за счет перекоса законцовок крыла (т.н. гоширование). Однако существовал и вариант с установленными на верхнем крыле элеронами. Проволочные расчалки обеспечивали дополнительную прочность бипланной коробке.
Силовой набор рулей высоты и направления был сварен из стальных труб. В качестве обшивки было использовано полотно. Как и в случае с монопланами-истребителями Fokker E хвостовое оперение D.I (M 18) не имело киля и стабилизатора, и рули высоты и направления были цельноповоротными. Однако после запуска в серийное производство многие выпущенные машины получили расположенный перед рулем направления киль. Основные V-образные стойки шасси с амортизацией в виде резиновых тросов, крепилась к фюзеляжу. Хвостовой костыль был оснащен пружинным амортизатором.
Успешные испытания
Силовая установка вновь была представлена компанией Mercedes – шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения D.II мощностью 120 л.с.. Радиаторы для охлаждающей жидкости устанавливались на бортах фюзеляжа. Вооружение состояло из одного проверенного синхронизированного пулемета LMG 08/15. Как и у истребителя-моноплана пулемет был смещен немного вправо, чтобы пилот мог хорошо прицеливаться в противника.
После удовлетворительно завершенных испытаний самолета и проведения его технической приемки в Адлерсхофе в апреле 1916 года Инспекцией военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg) было принято решение об изготовлении первой партии из 80 истребителей D.I. Первые изготовленные истребители были поставлены в войска в июне 1916 года, а последний из 113 самолетов D.I – в феврале 1917 года. Восемь истребителей D.I были изготовлены венгерской компанией Ungarischen Allgemeinen Maschinenfabrik AG (MAG); в Австро-Венгрии машины выпускались с небольшими изменениями и несли обозначение B.III.
С ротативным двигателем
Параллельно с D.I, оснащенным рядным двигателем Mercedes, в компании Fokker разрабатывались истребители D.II (M 17) и D.III (M 19), оснащенные ротативными двигателями Oberursel. Истребитель D.II оснащался девятицилиндровым 100-сильным двигателем Oberursel U.I и в остальном был практически идентичен D.I. В период с июля 1916 года по март 1917 года было изготовлено 181 экземпляров D.II. Австро-Венгрия для Императорско-королевских авиационных войск (K.-u.-k. Fliegertruppe) купила в Германии 22 истребителя D.II (получили обозначение B.II).
В компании Fokker надеялись на улучшение летных характеристик за счет установки 14-цилиндрового ротативного двигателя Oberursel U.III мощностью 160 л.с.,. Отверстия в передней части капота двигателя обеспечивали лучшее охлаждение двухрядного ротативного двигателя. Установка второго пулемета потребовала усиления конструкции фюзеляжа. Первый экземпляр истребителя D.III был изготовлен в апреле 1916 года. Общий объем производства составил 210 машин, из которых десять экземпляров были поставлены Нидерландам. Восемь истребителей D.III были изготовлены в 1917 году на заводе компании MAG под обозначением D.I.
Летом 1916 года в компании Fokker на основе истребителя D.I был разработан вариант D.IV (M 21), оснащенный 160-сильным рядным двигателем Mercedes-D.III. Крупный обтекатель втулки винта в сочетании с капотом двигателя образовывал аэродинамически более чистую переднюю часть фюзеляжа.
D.IV (M 21) получил крылья с увеличенным до 9,7 метров размахом, при этом верхнее крыло получило аэродинамически сбалансированные элероны. Два лонжерона каждого из цельнодеревянных крыльев должны были обеспечить хорошие прочность и устойчивость конструкции. Однако испытания на прочность, проведенные в октябре 1916 года, продемонстрировали неудовлетворительные результаты, да и другие узлы самолета также вызывали нарекания.
Среди 88 изготовленных истребителей D.IV заводом компании MAG были выпущены 42 машины. Эти самолеты, получившие в Австро-Венгрии обозначение D.II, оснащались двигателями Austro-Daimler.
В конструкции истребителя D.V (M 22), разработанного в сентябре 1916 года, инженеры компании Fokker вернулись к ротативному двигателю Oberursel U.I. Вооружение должно было состоять из одного или двух синхронизированных пулеметов LMG 08/15. Однолонжеронные крылья (верхнее крыло имело небольшую стреловидность консолей) были оснащены заимствованными у D.IV элеронами с аэродинамической компенсацией. По сравнению с предшественниками аэродинамика передней части фюзеляжа была улучшена за счет установки полукруглых вспомогательных шпангоутов. Двигатель был покрыт алюминиевым капотом, а на втулку винта был установлен крупный обтекатель.
Было построено 300 самолетов типа D.V они не предназначались для фронтовых подразделений, хотя в истребительных эскадрильях появились несколько машин. D.V в основном поступали в летные училища, где эти машины использовались, в частности, для привыкания к особенностям работы ротативных двигателей. Помимо этого D.V летали в эскадрильях территориальной обороны (Heimatschutzstaffel).
Боевое крещение
В начале лета 1916 года истребители-бипланы компании Fokker впервые сошлись в бою с истребителями союзников. Вскоре выяснилось, что летные характеристики бипланов компании Fokker являлись недостаточными и уступали французским и британским истребителям. Преимуществом «фоккеров», которое не следует недооценивать, по-прежнему оставалась возможность беспроблемного ведения огня из пулемета, установленного непосредственно перед пилотом и стреляющего сквозь вращающийся воздушный винт. Пулемет французского истребителя Nieuport 11 устанавливался высоко над верхним крылом над зону ометания винта. Для перезарядки пулемета его необходимо было опускать. Это занимало много драгоценного времени и иногда происходило в самый неподходящий момент, давая шанс спастись пилоту немецкого «фоккера» или «хальберштадта». Пулемет британского истребителя D.H.2 устанавливался непосредственно перед пилотом и был подвижным. Хотя это было сделано из лучших побуждений, в бою подвижный пулемет оказался скорее помехой. Только фиксированная установка вооружения принесла оптимальный результат и сделала британский истребитель опасным противником для пилотов «фоккеров». Авиации военно-морских сил Германии было передано большое количество истребителей-бипланов компании Fokker.
С конца лета 1916 года начался серийный выпуск одноместных истребителей Albatros D.I, и вскоре в истребительных эскадрильях «альбатросы» заменили «фоккеры» и другие типы истребителей.
В декабре 1916 года из фронтовых частей были отозваны последние истребители-бипланы компании Fokker: D.I, D.II, D.III и D.IV. Испытания «фоккеров» выявили проблемы с прочностью. Эти машины были допущены к эксплуатации только в эскадрильях территориальной обороны и учебных частях.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Fokker D.I | Fokker D.II | Fokker D.III | Fokker D.IV | Fokker D.V | |
Назначение: | истребитель | истребитель | истребитель | истребитель | истребитель |
Год выпуска: | 1915 | 1916 | 1916 | 1917 | 1917 |
Экипаж: | 1 человек | 1 человек | 1 человек | 1 человек | 1 человек |
Силовая установка: | |||||
тип двигателя | Mercedes D.II | Oberursel U.I | Oberursel U.III | Mercedes D.II | Oberursel U.I |
компоновка | рядный | ротативный | ротативный | рядный | ротативный |
количество цилиндров | 6 | 9 | 14 | 6 | 9 |
мощность | 1×120 л.с. | 1×100 л.с. | 1×160 л.с. | 1×160 л.с. | 1×100 л.с. |
общая мощность | 120 л.с. | 100 л.с. | 160 л.с. | 160 л.с. | 100 л.с. |
Размеры: | |||||
размах крыльев | 9,05 м | 8,75 м | 9,05 м | 9,70 м | 8,75 м |
длина | 5,70 м | 6,40 м | 6,30 м | 9,70 м | 6,05 м |
высота | 2,25 м | 2,25 м | 2,30 м | 2,42 м | 2,30 м |
площадь крыльев | 22,0 м² | 18,0 м² | 20,0 м² | 21,0 м² | 15,5 м² |
Масса: | |||||
пустого | 463 кг | 384 кг | 452 кг | 606 кг | 363 кг |
максимальная взлетная | 670 кг | 575 кг | 710 кг | 841 кг | 566 кг |
Летные характеристики: | |||||
максимальная скорость | 150 км/ч | 150 км/ч | 160 км/ч | 160 км/ч | 170 км/ч |
время набора высоты | |||||
1000 метров | около 5,0 мин | около 4,0 мин | около 3,0 мин | около 3,0 мин | ––– |
2000 метров | около 11,0 мин | около 8,0 мин | около 7,0 мин | около 5,0 мин | ––– |
3000 метров | около 16,0 мин | около 15,0 мин | около 12,0 мин | около 12,0 мин | около 19,0 мин |
4000 метров | около 28,0 мин | около 24,0 мин | около 20,0 мин | около 20,0 мин | ––– |
максимальная продолжительность полета | 1,5 ч | 1,5 ч | 1,5 ч | 1,5 ч | ––– |
максимальная дальность полета | 200 км | 200 км | 220 км | 220 км | 240 км |
практический потолок | 4000 м | 4000 м | 4700 м | 5000 м | ––– |
Вооружение: | 1×7,92 мм | 1×7,92 мм | 2×7,92 мм | 2×7,92 мм | 1-2×7,92 мм |
источник: Herbert Ringlstetter «Typengeschichte Technik. Fokker D.I–V. Fokker holt auf» «Flugzeug Classic» 2014-10, Seuten 36-41
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-entoni-fokker-v-roli-dogonyauschego-istrebiteli-fokker-di-dv