Экспериментальный самолет Gloster Grouse I и учебный истребитель Gloster Grouse II. Великобритания
Несмотря на то, что Grouse в глазах общественности и официальных лиц добился успеха в качестве двухместного учебного самолета, изначально эта машина задумывалась Генри Фолландом и в 1923 году на собственные средства строилась компанией Gloucestershire Aircraft (Gloster) как экспериментальная. Целью постройки самолета было исследование летных характеристик специальной комбинации аэродинамических профилей верхнего и нижнего крыльев, разработанных Фолландом, чтобы объединить достоинства конфигураций биплана и моноплана.
Данная комбинация крыльев, известная как Gloster H.L.B., представляла собой одностоечную бипланную коробку и состояла из верхнего крыла с профилем, создававшим большую подъемную силу, и нижнего крыла с профилем, обеспечивавшим среднюю подъемную силу, которое обеспечивало хорошие подъемную силу и взлетную скорость. Данная бипланная коробка была установлена на модифицированный двухместный истребитель Gloster Sparrowhawk (номер гражданской регистрации G-EAYN), оснащенный 230-сильным ротативным двигателем B.R.2. На больших скоростях нижнее крыло, расположенное по сравнению с верхним крылом с меньшим углом атаки, создавало меньшую подъемную силу и поскольку оно было довольно малой относительной толщины, то создавало небольшое сопротивление. В результате эффективность, близкая к эффективности моноплана, достигалась без использования увеличенного размаха крыла. Движение центра давления также было уменьшено, и имевший короткий фюзеляж Gloster Grouse был компактным высокоманевренным самолетом.
В то время было мало что известно о свободнонесущих монопланах, и данная комбинация крыльев почти наверняка давала лучшее соотношение подъемной силы и сопротивления из когда-либо испытанных на истребителях-бипланах. Некоторое представление об общей эффективности такой компоновки можно получить из сравнения самолета Grouse I, имевшего верхнее крыло с аэродинамическим профилем Gloster H.L.B.1 и нижнее крыло с аэродинамическим профилем Gloster H.L.B.2, и истребителя Mars II, оба крыла которого имеют аэродинамические профили RAF 15. Площадь крыла самолета Grouse I была на 65 кв. футов (6,04 м²) меньше, чем у истребителя Mars II, а из-за использования более толстых аэродинамических профилей масса его конструкции составляла 1375 фунтов (624 кг) и была меньше на 4% массы истребителя Mars II. Несмотря на большую удельную нагрузку на крыло скорость сваливания самолета Grouse I составляла 47 миль в час (76 км/ч) против 51 мили в час (76 км/ч) истребителя Mars II.
Несмотря на почти неизбежное отсутствие первоначального интереса руководство Министерства авиации в конечном счете решило исследовать качества новой комбинации крыльев конструкции Генри Фолланда и дало указания, чтобы в Хендоне компания Gloster провела специальный показ самолета Grouse I (G-EAYN). Проведенная демонстрация настолько убедительно подтвердила заявления руководства компании Gloster, что Министерство авиации выдало ей заказ на три самолета, оснащенные 350-сильными радиальными двигателями Armstrong Siddeley Jaguar III. Чтобы отличаться от прототипа самолетам было присвоено обозначение Grebe I.
В 1924 году была проведена некоторая модернизация самолета Grouse, и позднее машина была оснащена 185-сильным радиальным двигателем Armstrong Siddeley Lynx. Машина, получившая обозначение Grouse II, была задумана в качестве замены Avro 504, который в те годы был стандартным учебным самолетом Королевских ВВС. Машина, получившая 21 апреля 1925 года сертификат летной годности, включала в себя множество конструктивных особенностей самолетов Grouse I и Grebe, среди которых было, разумеется комбинация крыльев Gloster H.L.B.. Самолет Grouse II оказался необычайно устойчивым и легким в управлении, обладая при этом превосходной маневренностью. Четкому управлению элероном способствовала система управления. Данная система состояла из толкающих тяг и двуплечих рычагов, шедших от ручки управления к нижним элеронам, которые имели дифференциальное отклонение. С помощью внешних тяг управляющие сигналы передавались от нижних элеронов к верхним. Позднее самолет получил более крупные элероны и масляные амортизаторы основных стоек.
С точки зрения конструкции и аэродинамики Grouse II и Grebe были очень похожи и их многие компоненты были взаимозаменяемыми. Более того, в двигателях Lynx и Jaguar использовались одинаковые цилиндры, поршни и другие детали и узлы. К сожалению для компании Gloster самолет Grouse несмотря на высокие характеристики и сходство с истребителем Grebe не был принят Королевскими ВВС. Как следствие компания обратилась на внешние рынки, и самолет привлек интерес со стороны Швеции. Самолет был оправлен в Швецию, где в Малмслете (Malmslätt) на базе авиационной службы шведской армии был выполнен ряд демонстрационных полетов. Шведы быстро оценили ценность машины, и не только 9 декабря 1925 года купили машину, но и серьезно задумались о размещении заказа еще на восемь самолетов Grouse II. Однако этот заказ не был реализован, но Grouse, несомненно, способствовал выбору и в последующие годы лицензионному производству в Швеции британских радиальных двигателей воздушного охлаждения.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Grouse I | Grouse II |
Назначение: | экспериментальный самолет | учебный истребитель |
Статус: | единичное производство | единичное производство |
Экипаж: | 1 чел. | 2 чел. |
Конструкция: | цельнодеревянная с полотняной обшивкой | цельнодеревянная с полотняной обшивкой |
Силовая установка: | ||
наименование | Bentley B.R.2 | Armstrong Siddeley Lynx II |
тип двигателя | ротативный | радиальный |
количество цилиндров | 9 | 7 |
охлаждение | воздушное | воздушное |
мощность | 1×230 л.с. | 1×185 л.с. |
общая мощность | 230 л.с. | 185 л.с. |
пропеллер | ||
тип | фиксированного шага | фиксированного шага |
количество лопастей | 2 | 2 |
материал | дерево | дерево |
Размеры: | ||
размах крыла | 27 футов 0 дюймов (8,22 м) | 27 футов 10 дюймов (8 47 m) |
длина | 19 футов 0 дюймов (5,79 м) | 20 футов 4 дюймов (6,19 м) |
высота | 10 футов 1 дюйм (3,06 м) | 9 футов 5 дюймов (2,86 м) |
площадь крыла | 205 кв. футов (19,04 м²) | 205 кв. футов (19,04 м²) |
Масса: | ||
пустого | 1375 фунтов (623 кг) | 1365 фунтов (619 кг) |
с полной нагрузкой | 2120 фунтов (961 кг) | 2118 фунтов (960 кг) |
Ёмкость: | ||
топлива | 40 имп. галлонов (181 л) | 40 имп. галлонов (181 л) |
масла | 3½ имп. галлонов (16 л) | 3½ имп. галлонов (16 л) |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 128 миль в час (205 км/ч) | 120 миль в час (193 км/ч) |
на высоте | на уровне моря | на уровне моря |
посадочная скорость | 47 миль в час (75 км/ч) | 52 миль в час (83 км/ч) |
набор высоты | 10000 футов (3048 м) | 10000 футов (3048 м) |
время | 11 минут | 17 минут |
практический потолок | 19000 футов (5790 м) | 18000 футов (5486 м) |
продолжительность полета | 3,8 ч | 3,75 ч |
на высоте | 10000 футов (3048 м) | 10000 футов (3048 м) |
источник: DEREK N. JAMES «GLOSTER AIRCRAFT SINCE 1917», СТР.89-93