Экспериментальный самолет Gloster Grouse I и учебный истребитель Gloster Grouse II. Великобритания

13
Экспериментальный самолет Gloster Grouse I и учебный истребитель Gloster Grouse II. Великобритания

Экспериментальный самолет Gloster Grouse I и учебный истребитель Gloster Grouse II. Великобритания

Несмотря на то, что Grouse в глазах общественности и официальных лиц добился успеха в качестве двухместного учебного самолета, изначально эта машина задумывалась Генри Фолландом и в 1923 году на собственные средства строилась компанией Gloucestershire Aircraft (Gloster) как экспериментальная. Целью постройки самолета было исследование летных характеристик специальной комбинации аэродинамических профилей верхнего и нижнего крыльев, разработанных Фолландом, чтобы объединить достоинства конфигураций биплана и моноплана.

Данная комбинация крыльев, известная как Gloster H.L.B., представляла собой одностоечную бипланную коробку и состояла из верхнего крыла с профилем, создававшим большую подъемную силу, и нижнего крыла с профилем, обеспечивавшим среднюю подъемную силу, которое обеспечивало хорошие подъемную силу и взлетную скорость. Данная бипланная коробка была установлена на модифицированный двухместный истребитель Gloster Sparrowhawk (номер гражданской регистрации G-EAYN), оснащенный 230-сильным ротативным двигателем B.R.2. На больших скоростях нижнее крыло, расположенное по сравнению с верхним крылом с меньшим углом атаки, создавало меньшую подъемную силу и поскольку оно было довольно малой относительной толщины, то создавало небольшое сопротивление. В результате эффективность, близкая к эффективности моноплана, достигалась без использования увеличенного размаха крыла. Движение центра давления также было уменьшено, и имевший короткий фюзеляж Gloster Grouse был компактным высокоманевренным самолетом.

экспериментальный самолет Grouse I (G-EAYN) являлся модифицированным самолетом Sparrowhawk II с ротативным двигателем B.R.2 и комбинация крыльев Gloster H.L.B.. Во время начальных летных испытаний передняя кабина была закрыта (с любезного разрешения К. Х. Барнса [C. H. Barnes])

экспериментальный самолет Grouse I (G-EAYN) являлся модифицированным самолетом Sparrowhawk II с ротативным двигателем B.R.2 и комбинация крыльев Gloster H.L.B.. Во время начальных летных испытаний передняя кабина была закрыта (с любезного разрешения К. Х. Барнса [C. H. Barnes])

В то время было мало что известно о свободнонесущих монопланах, и данная комбинация крыльев почти наверняка давала лучшее соотношение подъемной силы и сопротивления из когда-либо испытанных на истребителях-бипланах. Некоторое представление об общей эффективности такой компоновки можно получить из сравнения самолета Grouse I, имевшего верхнее крыло с аэродинамическим профилем Gloster H.L.B.1 и нижнее крыло с аэродинамическим профилем Gloster H.L.B.2, и истребителя Mars II, оба крыла которого имеют аэродинамические профили RAF 15. Площадь крыла самолета Grouse I была на 65 кв. футов (6,04 м²) меньше, чем у истребителя Mars II, а из-за использования более толстых аэродинамических профилей масса его конструкции составляла 1375 фунтов (624 кг) и была меньше на 4% массы истребителя Mars II. Несмотря на большую удельную нагрузку на крыло скорость сваливания самолета Grouse I составляла 47 миль в час (76 км/ч) против 51 мили в час (76 км/ч) истребителя Mars II.

Несмотря на почти неизбежное отсутствие первоначального интереса руководство Министерства авиации в конечном счете решило исследовать качества новой комбинации крыльев конструкции Генри Фолланда и дало указания, чтобы в Хендоне компания Gloster провела специальный показ самолета Grouse I (G-EAYN). Проведенная демонстрация настолько убедительно подтвердила заявления руководства компании Gloster, что Министерство авиации выдало ей заказ на три самолета, оснащенные 350-сильными радиальными двигателями Armstrong Siddeley Jaguar III. Чтобы отличаться от прототипа самолетам было присвоено обозначение Grebe I.

В 1924 году была проведена некоторая модернизация самолета Grouse, и позднее машина была оснащена 185-сильным радиальным двигателем Armstrong Siddeley Lynx. Машина, получившая обозначение Grouse II, была задумана в качестве замены Avro 504, который в те годы был стандартным учебным самолетом Королевских ВВС. Машина, получившая 21 апреля 1925 года сертификат летной годности, включала в себя множество конструктивных особенностей самолетов Grouse I и Grebe, среди которых было, разумеется комбинация крыльев Gloster H.L.B.. Самолет Grouse II оказался необычайно устойчивым и легким в управлении, обладая при этом превосходной маневренностью. Четкому управлению элероном способствовала система управления. Данная система состояла из толкающих тяг и двуплечих рычагов, шедших от ручки управления к нижним элеронам, которые имели дифференциальное отклонение. С помощью внешних тяг управляющие сигналы передавались от нижних элеронов к верхним. Позднее самолет получил более крупные элероны и масляные амортизаторы основных стоек.

схема самолета Grouse II

схема самолета Grouse II

схема самолета Grouse II

схема самолета Grouse II

двухместный самолет Grouse II был оснащен двигателем Lynx (с любезного разрешения К. Х. Барнса)

двухместный самолет Grouse II был оснащен двигателем Lynx (с любезного разрешения К. Х. Барнса)

двухместный самолет Grouse II с элеронами равной длины хорды по типу истребителя Grebe и масляными амортизаторами основных стоек шасси

двухместный самолет Grouse II с элеронами равной длины хорды по типу истребителя Grebe и масляными амортизаторами основных стоек шасси

на данном снимке хорошо показаны аэродинамически чистая установка двигателя Lynx и топливные баки, частично установленные внутри верхнего крыла самолета Grouse II (с любезного разрешения Ф. Г. Сванборо [F. G. Swanborough])

на данном снимке хорошо показаны аэродинамически чистая установка двигателя Lynx и топливные баки, частично установленные внутри верхнего крыла самолета Grouse II (с любезного разрешения Ф. Г. Сванборо [F. G. Swanborough])

С точки зрения конструкции и аэродинамики Grouse II и Grebe были очень похожи и их многие компоненты были взаимозаменяемыми. Более того, в двигателях Lynx и Jaguar использовались одинаковые цилиндры, поршни и другие детали и узлы. К сожалению для компании Gloster самолет Grouse несмотря на высокие характеристики и сходство с истребителем Grebe не был принят Королевскими ВВС. Как следствие компания обратилась на внешние рынки, и самолет привлек интерес со стороны Швеции. Самолет был оправлен в Швецию, где в Малмслете (Malmslätt) на базе авиационной службы шведской армии был выполнен ряд демонстрационных полетов. Шведы быстро оценили ценность машины, и не только 9 декабря 1925 года купили машину, но и серьезно задумались о размещении заказа еще на восемь самолетов Grouse II. Однако этот заказ не был реализован, но Grouse, несомненно, способствовал выбору и в последующие годы лицензионному производству в Швеции британских радиальных двигателей воздушного охлаждения.

двухместный самолет Grouse II в составе авиационной службы шведской армии с нанесенными на борт фюзеляжа номером «62» и опознавательным знаком в виде трех корон (с любезного разрешения Н. Киндбергом [N. Kindberg])

двухместный самолет Grouse II в составе авиационной службы шведской армии с нанесенными на борт фюзеляжа номером «62» и опознавательным знаком в виде трех корон (с любезного разрешения Н. Киндбергом [N. Kindberg])

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Grouse I Grouse II
Назначение: экспериментальный самолет учебный истребитель
Статус: единичное производство единичное производство
Экипаж: 1 чел. 2 чел.
Конструкция: цельнодеревянная с полотняной обшивкой цельнодеревянная с полотняной обшивкой
Силовая установка:
наименование Bentley B.R.2 Armstrong Siddeley Lynx II
тип двигателя ротативный радиальный
количество цилиндров 9 7
охлаждение воздушное воздушное
мощность 1×230 л.с. 1×185 л.с.
общая мощность 230 л.с. 185 л.с.
пропеллер
тип фиксированного шага фиксированного шага
количество лопастей 2 2
материал дерево дерево
Размеры:
размах крыла 27 футов 0 дюймов (8,22 м) 27 футов 10 дюймов (8 47 m)
длина 19 футов 0 дюймов (5,79 м) 20 футов 4 дюймов (6,19 м)
высота 10 футов 1 дюйм (3,06 м) 9 футов 5 дюймов (2,86 м)
площадь крыла 205 кв. футов (19,04 м²) 205 кв. футов (19,04 м²)
Масса:
пустого 1375 фунтов (623 кг) 1365 фунтов (619 кг)
с полной нагрузкой 2120 фунтов (961 кг) 2118 фунтов (960 кг)
Ёмкость:
топлива 40 имп. галлонов (181 л) 40 имп. галлонов (181 л)
масла 3½ имп. галлонов (16 л) 3½ имп. галлонов (16 л)
Летные характеристики:
максимальная скорость 128 миль в час (205 км/ч) 120 миль в час (193 км/ч)
на высоте на уровне моря на уровне моря
посадочная скорость 47 миль в час (75 км/ч) 52 миль в час (83 км/ч)
набор высоты 10000 футов (3048 м) 10000 футов (3048 м)
время 11 минут 17 минут
практический потолок 19000 футов (5790 м) 18000 футов (5486 м)
продолжительность полета 3,8 ч 3,75 ч
на высоте 10000 футов (3048 м) 10000 футов (3048 м)

источник: DEREK N. JAMES «GLOSTER AIRCRAFT SINCE 1917», СТР.89-93

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account