Экспериментальный самолет Boulton-Paul P.6. Великобритания
После того как проект Bobolink был отменен, конструкторский отдел компании Boulton & Paul начал работу над полномасштабным экспериментальным самолетом, чертежи крыльев которого датируются 14 апреля 1918 года. В то время создание подобного самолета было довольно необычным шагом, учитывая, что большинство новаторских самолетов могли считаться полномасштабными экспериментальными машинами, поскольку их создатели/изготовители до первого полета не могли сказать: полетит ли и если полетит, то как будет летать их детище. То, что Джон Норт должен был рассмотреть, показывает с какой тщательностью он собирался улучшать конструкторский потенциал компании.
Поскольку введенные в 1917 году Оборонные требования (Defence Regulations) запрещали строить самолеты без официальной санкции, то на постройку P.6 должно было быть получено разрешение. Машина была зарегистрирована в специальной серии «X», зарезервированной для таких самолетов и получила серийный номер X.25 — последний из выданных.
Джон Норт (в центре) на фоне P.6 в первоначальной окраске; Маусхолд
P.6 был обычным деревянно-полотняным двухместным бипланом, основной целью создания которого было изучение различных сечений крыла. Разработка этой машины являлась частью основной программы систематический исследований, проводившихся компанией Boulton & Paul. Наличие полноразмерного самолета было весьма полезным для устранения ошибок масштаба, обнаруженных в результатах испытаний в аэродинамической трубе.
Крылья были одностоечными, равного размаха и с основным профилем RAF 15. Хорда и межплоскостное расстояние, имевшие длину 5 футов (1,52 м), были большим по сравнению с 25-футовым (7,62 м) размахом крыла. Передняя кабина размещалась подцентропланом верхнего крыла. Крылья имели еловые лонжероны и нервюры, еловую переднюю и ясеневую заднюю кромки. Элероны устанавливались на верхнем и нижнем крыльях и их площадь составляла 7,5 фт² (0,7 м²).
Фюзеляж содержал большое количество деталей истребителя Sopwith Camel и имел схожую конструкцию с коробчатым поперечным сечением и со слегка изогнутой верхней поверхностью. Использование частей от Camel-а было ожидаемым, поскольку компания изготавливала эти самоелты с темопм 29 машин в неделю. Капот двигателя был металлическим и оставался неокрашенным. Очень округлый руль направления имел площадь 9 фт² (0,84 м²) по сравнению с двумя квадратными футами (0,19 м²) киля.
P.6 оснащался восьмицилиндровым V-образным двигателем воздушного охлаждения RAF 1a, вращавшим четырехлопастный винт диаметром 9 футов 3 дюйма (2,82 м). Эта силовая установка на высоте 1000 футов (304,8 м) разгоняла P.6 до 103 миль/ч (165,7 км/ч), а топливный бак емкостью 20,1 галлонов (91,38 л) очеспечивал продолжительность полета 2 часа 20 минут.
Дата первого полета P.6 неизвестна, но это, вероятно, произошло в конце 1918 года, поскольку у ноябре Snipe сменил на концейере своего поедшественника Camel-а, что детали применялись при изготовлении экспериментальной машины. Вполне вероятно, что первый полет на этом самолете совершил Франк Кортни. Затем он, естественнол, выполнил еще несколько полетом, после чего в марте 1919 года на P.6 впервые полетела миссис Доусон Пол (Mrs Dawson Paul).
миссис Доусон Пол собирается выполнить свой первый полет на P.6
Были ли взаимозаменяемыми фактически установленные на самолете основные несущие поверхности не известно, но в ходе эксплуатации P.6 был собран большой объем экспериментальных данных. P.6 был хорошоуправляемым легким самолетом; помимо получения экспериментальных данных компания решила выиграть в финансовом плане: после войны машина была выставлена на продажу по цене £600 и послужила прототипом для более крупной версии P.9 (компания Boulton & Paul ожидала послевоенного бума гражданской авиации и решила в полной мере заработать на этом).
P.6 с нанесенной на борт надписью "Boulton & Paul Ltd" выполнил первый в Великобритании деловой полет по маршруту Норвич — Бери-Сент-Эдмендс, 1 мая 1919 года
Коммерческий директор компании ввел в эксплуатацию P.6 в качесвтве транспортного самолета, зарегистрировав 20 мая 1919 года и получив гражданский номер K-120/G-EACJ. Однако существуют некоторые сомнения в нанесении номера гражданской регистрации, поскольку на всех сохранившихся фотографиях самолет сохранял серийный номер X.25 и кокарды Королевских ВВС. На борта фюзеляжа самолета в качестве в ранней формы воздушной рекламы большими буквами была нанесена надпись "Boulton & Paul Ltd, Sales Dept". Машина стала одним из первых корпоративных самолетов, которому приписывают честь первого делового полета из Норвича в Бери-Сент-Эдмендс (Bury St Edmunds), состоявшегося 1 мая 1919 года.
одиночный P.6 в послевоенном облике все еще сохранял специальный сериный номер военного времени X25. После экспериментальных полетов самолет использовался компанией в качестве транспортного
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: экспериментальный самолет
Экипаж: 1-2 человека
Силовая установка: один 90-сильный двигатель RAF 1a
Размеры:
размах крыла 25 фт (7,62 м)
длина 19 фт (5,79 м)
высота 8 фт (2,44 м)
площадь крыла 235 фт² (21,83 м²)
Вес:
пустого 1100 фнт (498,96 кг)
с полной нагрузкой 1725 фнт (782,46 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 1000 футов (304,8 м) 103 миль/ч (165,7 км/ч)
подъем на высоту 5000 футов (1524 м) 9 мин
продолжительность полета 2 ч 20 мин
источники:
- A.Brew "Boulton Paul Aircraft since 1915"
- http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft29854.htm