Экспериментальный палубный торпедоносец Aichi AB-8
Четвертое поколение японских палубных машин было ознаменовано ставкой на отечественного производителя. До этого вся морская авиация Страны Восходящего Солнца была плодом работ иностранных специалистов. К моменту начала работ по новым палубным самолетам этот категория была представлена истребителем Накадзима А2N Тип 90, торпедоносцем Мицубиси В2М Тип 89 и старым разведчиком С1М Тип 10. Все эти машины, за исключением разведчика были вполне современными машинами, но прогресс в авиастроении шел семимильными шагами и японский флот не желал отставать от реалий современности, при этом желание развивать собственную авиастроительную школу было вполне разумным и логичным решением для страны. Ввиду этого новообразованный технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu в начале 1932 года разработал комплексное техническое задание 7-Shi на весь ассортимент морской авиации. Это техзадание было, пожалуй, первым крупномасштабным и очень амбициозным проектом в Японии, сделавшим страну авиационной державой. Разработка всех типов морских самолетов предполагала жесткий тендер между молодыми японскими авиастроительными компаниями.
Одной из важнейших задач в спецификации 7-Shi занимала разработка палубного самолета торпедоносца – «штурмовика» по японской классификации. В конкурсе было предложено поучаствовать фирмам Мицубиси, Накадзима, государственному арсеналу флота в городе Йокосука — "Kaigun Kokusho". Достаточно расплывчатые требования техзадания давали широкое поле для творчества разработчиков, предполагая лишь некоторое улучшение динамических параметров нового торпедоносца по сравнению с состоявшим на вооружении В2М. Собственно, вероятно, основная цель разработки состояла скорее в наработке опыта отечественного авиастроения, и лишь во вторую очередь в попытке получить машину кардинально превосходившую торпедоносец предыдущего поколения. В результате, принятый на вооружение в итоге новый палубный торпедоносец Yokosuka (Kokusho) B3Y1, ничем особо не превосходил своего предшественника, а в части надежности и управляемости даже уступал. Служба его была бесцветной и недолгой. Из боевых частей он исчез практически одновременно с более почтенным по возрасту В2М, которого был призван заменить. У конкурентов итоги получились еще хуже. Оригинальный проект с Х-образными крыльями бипланной коробки В3N представила фирма Накадзима. Старейший игрок в японском авиастроении – Мицубиси представила лишь модификацию своего В2М под обозначением 3MT10. Все эти проекты строились вокруг более мощных двигателей, нежели в предыдущих поколениях. 1-й арсенал флота Kaigun Kokusho использовал 620-сильный рядный Hiro Type 91, лицензионную копия французского Lorraine-Dietrich 12Eb Courlis, не отличавшийся надежностью. На Накадзиме остановили свой выбор на 9-цилиндровым радиальным Nakajima Hikari 2 мощностью 700 л.с. Фирма Мицубиси применила английский рядный Royce Buzzard II-MS мощностью 835 л.с.
Все вышеперечисленные проекты были характерны недостаточной тяговооруженностью. Не смотря на большую мощность примененных двигателей, недостаток опыта в проектировании самолетов у еще зеленых японских инженеров стал причиной нарушения весовой культуры, все проекты были перетяжелены и прирост мощности «съедался» значительной массой конструкции.
Помимо трех претендентов, участвовавших в конкурсе 7-Shi, свой проект неожиданно представила фирма Аичи, до сего момента специализировавшаяся на поплавковых легких машинах и лицензионном производстве иностранных конструкций. Аичи официально не участвовала в конкурсе на палубный торпедоносец 7-Shi, поэтому об этом проекте обычно не упоминают, тем не менее, он также заслуживает внимания.
Проект, получивший внутрифирменное обозначение АВ-8 (аббревиатура от "Aichi biplane 8-й проект"), был разработан конструктором фирмы Токуйчиро Гомеи в сентябре 1932 года. В его основе лежала конструкция учебно-тренировочного самолета Тип 13 К1Y, который производился на Аичи по лицензии 1-го Арсенала флота Kokusho. Хотя в процессе проектирования Токуйчиро Гомеи слишком далеко ушел от исходного проекта, получив в итоге совершенно новую машину.
АВ-8 представлял собой трехместный биплан смешанной конструкции с тремя отдельными кабинами экипажа, прикрытыми плексигласовыми козырьками. Силовой набор фюзеляжа набирался из стальных труб с фанерными шпангоутами. Лонжероны крыла также представляли собой стальные трубы с деревянными нервюрами. Обшивка полотняная за исключением капота двигателя. Крылья бипланной коробки имели возможность ручного складывания. В качестве силовой установки Гомеи рассматривал два доступных двигателя. Во-первых, французский Hispano Suiza, лицензионное производство которого было недавно освоено на Мицубиси под обозначением «Тип Hi», а во-вторых, французский рядный 12-цилиндровый, водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Eb Courlis, выпускаемый по лицензии арсеналом флота Хиро под обозначением Тип 91. В итоге остановились на втором варианте ввиду чуть большей мощности в 835 л.с. Винт металлический, трехлопастный постоянного шага. Вооружение было представлено пулеметом Тип 92 – лицензионным Льюисом в задней кабине и синхронным Виккерсом-Е, неподвижно размещенным на капоте двигателя. На внешней подвеске под фюзеляжем располагались держатели под стандартную торпеду Тип 91 или набор бомб, эквивалентной массой до 800 кг.
Проект был завершен в сентябре 1932 года, в марте 1933 года был построен и испытан прототип. Испытания показали великолепные данные. АВ-8 практически по всем параметрам превосходил лучшего из конкурсантов – будущий В3Y. При одинаковой массе, АВ-8 показал максимальную скорость 232 км/ч по сравнению с 219 у машины 1-го Арсенала в Йокосуке. Прекрасной была управляемость. Самолет Аичи уверенно управлялся на минимальной скорости, не превышавшей 80 км/ч.
Конструктор самолета Токуйчиро Гомеи позиционировал свое детище как «лучший выбор для флота». Однако, инициативны никогда не пользовались популярностью в Японии, синонимом которой является слово «консерватизм». Проект Аичи, который официально не участвовал в конкурсе, был принят флотом с прохладцей, сравнительных испытаний не проводилось и под надуманным предлогом был оставлен за бортом.
Единственный построенный прототип АВ-8 был разоружен, получил гражданский регистрационный номер J-BESL, и некоторое время использовался в компании Аичи для различных экспериментов и как транспортный в районе авиабазы Кагамигахара.
Модификация |
АВ-8 |
Размах крыла, м |
14.0 |
Длина, м |
9.55 |
Высота, м |
3.67 |
Площадь крыла, м2 |
48.3 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1770 |
нормальная взлетная |
3200 |
Тип двигателя |
1 ПД Hiro Type 91 |
Мощность, л.с. |
1 х 620 |
Максимальная скорость , км/ч |
232 |
Посадочная скорость, км/ч |
91 |
Практическая дальность, км |
|
Продолжительность полета, ч |
4.5 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
один синхронный 7,7-мм пулемет Виккерс-Е и один подвижный Тип 92 в кабине стрелка |