Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

14
Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

Содержание:

В 1964 году в США совершил полет первый в мире самолет, способный совершать погружения под воду или, если угодно, первая «летающая подводная лодка». 57-летний инженер-электронщик из Нью-Джерси Дональд Э. Рэйд (Donald E. Reid) потратил годы на создание своего гидросамолета RFS-1 (Reid-Flying-Submarine – летающая подводная лодка Рэйда) Commander.

Странная история этого любопытного летательного аппарата началась еще в 1954 году. Дональд Рэйд, долгое время проработавший техником-электронщиком в Военно-морском центре испытаний воздушных турбин, Трентон, штат Нью-Джерси, впервые увидел атомную подводную лодку «Наутилус» и будучи заядлым любителем, он приступил к созданию радиоуправляемой модели «Наутилуса» с возможностью совершать погружения. Модель оказалась настолько удачной, что изобретателю удалось продать несколько десятков её копий. Случайность навела его на мысль оснастить модель подводной лодки крыльями.

Первые модели

Спустя два года Дональд Рэйд продвинулся вперед настолько далеко, что им была создана первая дистанционно управляемая модель летающей подводной лодки «Flub» (flying submarine – летающая подводная лодка). С миниатюрным прямоточным воздушно-реактивным двигателем эта метровая модель достигала скорости полета около 300 км/ч. Во время погружения консоли крыла складывались назад и служили балластными цистернами. Заполнение цистерн производилось после получения радиокоманды. Дональд Рэйд построил и испытал в общей сложности 14 таких моделей. Разумеется, планы Рэйда на создание способного погружаться пилотируемого летательного аппарата повсеместно встречались с большим скептицизмом. Тем не менее в 1963 году он получил патент на концепцию летающей подводной лодки и приступил к работе. От десяти списанных самолетов Дональд Рэйд взял двигатель, консоли крыла, поплавки и приборы и приступил к изготовлению самолета.

Первая летающая подводная лодка

Сигарообразный корпус длиной около десяти метров был изготовлен из армированного стекловолокном пластика. На обтекаемом пилоне был установлен двигатель, развивавший мощность 65 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт. Во время погружения двигатель закрывался большим резиновым кожухом, который Дональд Рэйд сделал из старого топливного бака бомбардировщика. Под водой машина должна была управляться теми же рулями, что и во время полета. Пилот должен был сидеть внутри башнеобразной конструкции, в которой было предусмотрено несколько оконных секций. Но после того, как выяснилось, что обзор из этих «иллюминаторов» слишком плохой, Дональд Рэйд сдвинул кабину немного вперед в носовую часть фюзеляжа. Во время погружения пилот должен был носить акваланг. Для изменения глубины во время перемещения под водой использовался руль высоты, а для поворотов – рули направления двухкилевого хвостового оперения. Для перемещения под водой в хвостовой оконечности фюзеляжа Рэйдом был установлен гребной винт, приводимый в движение электромотором мощностью 1 л.с..

Первые летные испытания и испытания на погружение

Во время первых попыток погружения, проведенных в 1961 году, стали очевидны некоторые трудности с распределением балласта. Первый полет закончился аварией вскоре после взлета, так как в задней части машины скопилась вода, что привело к чрезмерно задней центровке. Сын Дональда Рэйда Брюс, сидевший в кабине пилота во время испытаний, серьезных травм не получил.

во время первых попыток погружения, проведенных в 1961 году, стали очевидны некоторые трудности с распределением балласта, а первый полет закончился аварией вскоре после взлета. Снимок Дональда Э. Рэйда

во время первых попыток погружения, проведенных в 1961 году, стали очевидны некоторые трудности с распределением балласта, а первый полет закончился аварией вскоре после взлета. Снимок Дональда Э. Рэйда

В середине 1964 года машина была восстановлена и вновь была готова к полету. К этому времени машина получила разрешение Федерального авиационного агентства (Federal Aviation Administration – FAA) в классе экспериментальных самолетов и также должна была быть зарегистрирована как плавсредство. Поскольку летающая подводная лодка не подпадала ни под одну из обычных категорий плавсредств, компетентным органом машина Рэйда была классифицирована в разделе «Остальные типы транспортных средств».

9 июня 1964 года летающая подводная лодка Commander была выведена на реку Шрусбери для подготовки к первому комбинированному погружению и последующему полету. Брюс Рид открыл балластные цистерны в поплавках, машина погрузилась под воду и при помощи электромотора и небольшого гребного винта прошла на глубине 4 метра со скоростью 2 узла (3,7 км/ч). После всплытия Рид-младший снял с двигателя резиновый кожух, установил воздушный винт и запустил двигатель. Commander набрал скорость, оторвался от воды и пролетел над рекой на высоте 10 метров со скоростью около 100 км/ч. После полета машина без проблем совершила посадку на поверхность реки. Однако слабым местом был четырёхцилиндровый двигатель малой мощности, что серьезно ограничивало летные характеристики летающей подводной лодки.

летающая подводная лодка Дональда Рэйда на суше: реализация амбициозной концепции страдала из-за недостаточной мощности авиационного двигателя. Снимок Дональда Э. Рэйда

летающая подводная лодка Дональда Рэйда на суше: реализация амбициозной концепции страдала из-за недостаточной мощности авиационного двигателя. Снимок Дональда Э. Рэйда

Первый в мире аппарат, способный погружаться и летать

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Впоследствии г-н Рэйд неоднократно связывался с различными подразделениями Пентагона, предлагая свою машину для военных целей. Однако Пентагон отказался от машины Рэйда, поскольку ВМС США уже заключили с контракт с концерном General Dynamics на проведение исследований в этой области. Сам Дональд Рид считал, что любая будущая летающая подводная лодка должна была каким-то образом обойти ограничения его патента. Однако управление вооружения ВМС США смотрело на по-другому отнеслось к этому. Военные моряки считали, что патент г-на Рэйда применим только к его конкретному типу, а не к общей концепции летающей подводной лодки. В конечном итоге ВМС США отвергли концепцию как «непрактичную».

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Впрочем, сам Дональд Рэйд все еще верил в свою идею: осенью 1967 года на проходившей в Нью-Йорке крупнейшей в мире выставке изобретателей он представил концепцию гораздо более совершенного реактивного самолета, способного совершать погружения под воду. Особенностью проекта двухместного самолета с треугольным крылом был новый воздухозаборник, предназначенный для эксплуатации в двух средах. В зависимости от среды воздухозаборник должен был переключаться и подавать воздух для реактивных двигателей во время полета, либо для водометного движителя при движении под водой. Установленная в носовой части фюзеляжа штанга трубки Пито должна поворачиваться вверх на 90° и служить перископом. Для выполнения взлета и посадки Дональд Рэйд планировал использовать гидролыжи.

Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

Проект летающей подводной лодки с реактивной силовой установкой так и не был реализован. Дональд Рэйд умер в 1991 году в возрасте 79 лет. Его семья завещала RFS-1 авиационному музею Среднеатлантического побережья (*Middle Atlantic Air Museum), Рединг (Reading), штат Пенсильвания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Летающая подводная лодка

источник: https://www.flugrevue.de/klassiker/tauchfaehiges-flugzeug-rfs-1-commander-das-fliegende-u-boot/

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account