Экспериментальная летающая лодка Hiro R-3. Япония
После того как европейские технологии и опыт создания цельнометаллических летающих лодок стали доступными, в командовании японского флота созрело решение, что Мицубиси и арсенал в Хиро должны приступить к производству летающих лодок данного типа. Таким образом, весной 1923 года ВМФ послал лейтенанта (капитан-лейтенанта) Мисао Вада (Lieut Misao Wada) и инженера Юничиро Нагахата (Junichiro Nagahata) из военно-морского арсенала Йокосука в Германию в компанию Рорбах для обучения новым технологиям, для тех же целей арсенал Хиро послал Рорбаху лейтенанта (капитан-лейтенанта) (артиллерии) Юна Окамуру (Lieut (Ordnance) Jun Okamura).
К 1925 году комплектующие для одной летающей лодки Rohrbach R-1, оснащавшейся двумя 360-сильными двигателями Rolls-Royce, были изготовлены в Копенгагене и были доставлены в Японию; президент компании Rohrbach инженер Пауль Людвиг (Paul Ludwig) помог со сборкой, которая была выполнена на военно-морском арсенале Йокосука, где затем были проведены испытания. Компания Мицубиси воспользовалась возможностью и огранизовала в Берлине Mitsubishi-Rohrbach GmbH, изготавливавшего части и компоненты летающих лодок, чтобы, по-видимому, контролировать рынок Японии. Чтобы не отстать и избежать нарушений соглашения арсенал Хиро построил самолет с достаточным количеством изменений.
схемы летающей лодки Hiro R-3
Он назывался R-3 и отличался от R-1 и R-2 установкой двух построенных Хиро 450-сильных двигателей Lorraine 2 на стойки новой конфигурации. Квадратные законцовки крыла были заменены на закругленные и был добавлен не имевший поперечного V центроплан крыла. Крыло и корпус были немного больше, что увеличивало вес.
на данных фотографиях заметны отличия летающей лодки Hiro R-3 от немецкого прототипа: центроплан, новые поплавки, округлые законцовки крыла и оперения, новые двигатели
Были внесены изменения в подкрыльевые поплавки, которые для улучшения взлетных характеристик получили квадратное поперечное сечение. В результате введенных изменений было получено небольшое увеличение скорости, но из-за большего веса произошло снижение скороподъемности. Наиболее заметным изменением была небольшая V-образная форма глиссирующего днища.
экспериментальная летающая лодка Hiro R-3
Из-за своего избыточного веса R-3 не был запущен в производство, но с точки зрения аэродинамики его конструкция имела множество нововведений. Его свободнонесущее крыло с толстым профилем и вагнеровской структурой с диагональными областями растяжения, с высокими удельной нагрузкой на крыло и относительным удлинением при тогдашнем развитии техники были значительными достижениями. Квадратное поперечное сечение корпуса облегчало производство и увеличивало прочность, но также вело к искажению обшивки. Помимо излишнего веса недостатками R-3 были плохая способность справляться с волнами любых размеров и высокая нагрузка на единицу мощности.
в этом ракурсе хорошо показаны форма корпуса Hiro R-3 и поперечное V крыла
Поэтому он не был принят на вооружение, но R-3 оказал влияние на последующие проекты арсенала Хиро (равно как и построенный Мицубиси R-2 на проекты компании). В японских авиационных кругах вклад летающей лодки R-класса в технологии проектирования был признан весьма значительным.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: двухдвигательная летающая лодка-высокоплан. Цельнометаллическая конструкция со свободнонесущим крылом и с работающей обшивкой
Экипаж: 6 человек
Силовая установка: два 450-485 сильных 12-цилиндровых W-образных двигателя водяного охлаждения, вращавших двухлопастные деревянные винты
Размеры:
размах крыла 29,10 м
длина 17,67 м
высота 5,20 м
Вес:
пустого 4676 кг
с полной нагрузкой 6690 кг
удельная нагрузка на мощность 7,43 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость 185 км/ч
подъем на высоту 3000 метров 30 мин
продолжительность полета 12 час
Вооружение: установленный в носу один подвижный 7,7-мм пулемет, один подвижный 7,7-мм пулемет в верхней установке
Производство: 1 машина в 1927 году
источник: Robert C Mikesh & Shorzoe Abe "Japanese Aircraft 1910-1941"