Джон Делориан и его детище — легковой автомобиль DMC-12
История DeLorean DMC-12 — это история несчастной любви к автомобилям, а заодно живая демонстрация того, как неудачный со всех точек зрения проект может стать легендарным.
Делориан — успешный менеджер
В 1961 году 36-летий инженер румыно-венгерского происхождения Джон Захария Делореан делал головокружительную карьеру. Будучи главным инженером Pontiac он лично запатентовал более двухсот ноу-хау и создал культовую модель Pontiac GTO, ставшую одним из первых масклкаров. Не удивительно, что когда в 1965 году в GM стали думать, кого бы назначить на должность генерального директора Pontiac, выбор пал именно на Джона.
Десятью годами ранее талантливому инженеру Делореану предлагали на выбор 5 должностей в разных подразделениях GM, но он сам выбрал Pontiac и теперь, возглавив его, превратил в самый преуспевающий бренд концерна.
Джон Делориан рядом с автомобилем Vega, 1970 г. Джон Делореан прошел путь от рядового инженера до вице-президента крупнейшего автоконцерна за 15 лет
Так как в конце 60-х Pontiac был единственным прибыльным подразделением во всем пакете компании, творца этого чуда решили перебросить на главный проект — Chevrolet, а спустя три года повысить до вице-президента всего GM с зарплатой более полумиллиона долларов и всеми шансами вскоре стать одним из наиболее влиятельных авторуководителей мира. Казалось бы, надо всеми силами развивать этот успех, но спустя всего год в высоком кабинете Джон уходит в отставку.
Делориан — творец
Даже топ-менеджеру в такой огромной структуре, как GM, не под силу совершать революции и выпускать рискованные, но культовые машины одна за другой. Бесконечные совещания, согласования и утверждения напрочь убивают душу самых смелых концепт-каров, опуская их на землю и переводя всю романтику на язык цифр. Чтобы избавиться от этих оков, Делореан создает свою собственную компанию и ставит целью на своем инженерном гении, азарте и авантюризме обойти неповоротливых конкурентов и превратить большую тройку американских автопроизводителей (Ford, General Motors и Chrysler) в большую четверку.
Джон Делореан возле своего во всех смыслах автомобиля
Составляется план развития DeLorean Motor Company (DMC), в котором фигурируют 4-дверный седан DMC-24, минивэн и суперкар, но первой ласточкой становится модель DMC-12 — спортивная машина, внешность которой создает сам Джорджетто Джуджаро (позже его признают автодизайнером века). В итоге на свет появляется заднемоторый спорткар с композитным каркасом, на который «надеты» детали кузова, выполненные из некрашеной нержавеющей стали, колесами разного диаметра на задней и передней осях и дверьми «крыло чайки», открывающимися вверх.
DMC-12 был одной сплошной инновацией — от кузова из нержавеющей стали до плексигласового каркаса
внутри — вполне себе гоночный кокпит. Была и версия с механической коробкой
Делориан — неудачливый бизнесмен
То, что хорошо для концепт-кара, становится большой проблемой для серийной машины. Буквально все яркие особенности DMC-12 превращаются в головную боль для инженеров GM, не желая помогать конкуренту, отказывает в поставках двигателя от Corvette, на который изначально рассчитывал Делореан, нержавеющая сталь оказывается чрезмерно чувствительна к пятнам и даже отпечаткам пальцев, которые остаются на блестящем кузове, наконец, двери футуристической конструкции не удается оснастить открывающимися окнами и вместо этого приходится городить форточки. Прибавьте к этому проблемы со сборкой — и вы получите бомбу замедленного действия.
сборочная линия автомобилей DMC-12
Поначалу о проблемах знали лишь Делореан и его ближайшее окружение, но вскоре скрывать их стало невозможно. На машину поступило около 4 тысяч заказов — сделала дело шумиха вокруг новинки и имя ее хозяина, но сроки поставок постоянно переносились.
Джон Делориан — преступник
Удержание DeLorean Motor Company на плаву становилось все более сложной задачей — корабль мечты шел ко дну, но тут Делореану поступает предложение. Некто Джеймс Хоф-фман ставит Джона перед выбором: потерять свою компанию или согласиться на преступление. Хоффан хочет задействовать DMC в схеме отмывания денег, заработанных на наркоторговле. Делореан, хоть и не сразу, но соглашается, и в октябре 1982 оказывается на скамье подсудимых.
первоначальный ажиотаж быстро сменился разочарованием покупателей
С этих пор куда больше будущего компании Джона волнует его собственная судьба. Долгие судебные заседания все же оставляют ему свободу — помогло и то, что Делореан был очень осторожен в оформлении своих отношений с Хоффманом, и то, что сам Хоффман оказался связан с ФБР, но при этом фактически подвел бизнесмена под статью, затянув его в эту наркоисторию. За свое недолгое существование DeLorean Motor Company произвела всего 9200 машин, но, как оказалось, ее главное слово еще было впереди.
Джон Делориан — создатель машины времени
DMC-12, благодаря своему необычному внешнему виду, и в том числе кузову из неокрашенного металла, даже будучи серийной машиной выглядела как некий футуристический проект. Поэтому, когда Роберт Земекис искал машину для своего фильма «Назад в будущее», выбор пал именно на нее.
В 1985 году фильм стал хитом, a DMC-12 вновь превратился в объект пристального внимания, но было уже поздно — компания разорилась, и хотя детали для сборки еще около двух тысяч DMC-12 хранились на складах, потребовалось 23 года, чтобы эта машина снова вернулась в производство.
хороший фильм может прославить не только актёра, сыгравшего в нём. DeLorean DMC-12 стал бессмертным именно благодаря кинематографу
В этом один из главных феноменов детища DeLorean — это едва ли не единственная машина, совершившая подобный прыжок во времени (теперь уже не на экране, а в реальной жизни). В 2008 году фирма DMC Texas, до этого занимавшаяся обслуживанием DMC-12, объявила о начале сборки этой модели из имеющихся деталей. Производство продержалось несколько лет — выпускалось до 20 штук в год, каждая из которых продавалась за $60000.
многие владельцы DMC-12 подвергли их такому тюнингу. Путешествовать во времени они, правда, всё равно не могут
Сегодня техасская компания вновь вернулась к своей первоначальной форме бизнеса, а легендарная «машина времени» улетела в прошлое уже, похоже, навсегда. Там ее ждет и первый хозяин — Джон Делореан умер в 2005 году от последствий инсульта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Производитель | DeLorean Motor Company |
Начало производства | 1981 год |
Кузов | купе |
Двигатель | V-образный |
Количество цилиндров | 6 |
Объем | 2849 см³ |
Максимальная мощность | 130 л.с. |
Привод | задний |
Длина | 4216 мм |
Ширина | 1857 мм |
Высота | 1140 мм |
Колесная база | 2413 мм |
Масса | 1230 кг |
Максимальная скорость | 177 км/ч |
источники:
- текст — Георгий Иванов «Куда приводят мечты» «САКВОЯЖ СВ» 07-2014
- часть фотографий взята с http://autooboz.info/2010/03/istoriya-nerzhaveyushhego-delorean-dmc-12/