В начале 1938 года в кабинет Сталина пришли Ворошилов и Микоян.Им необходимо было обсудить один серьёзный вопрос.
-Здравствуй,Коба,-приветствовал Сталина К.Е.Ворошилов.
-Здравствуй и ты,дорогой.С чем пришли?
-Послушай,Коба,ты знаешь сколько норвежцы добывают китов и какая,им от этого выгода?-задал вопрос Ворошилов.
-Не знаю.Не интересовался.А что?
-А кроме китов,они добывают до чёрта рыбы,пол-Европы кормят!-с жаром продолжал Ворошилов,-Экономическая выгода огромная.Это всё потому,что они ведут добычу по всему миру,используя большие плавбазы,которые обеспечивают работу меньших промысловых судов.А ещё…
-Слушай,Клим,я не в духе.У меня голова делом занята.Если ты пришёл мне лекцию по политэкономии читать,то говорю сразу-иди к чёрту.Не занимай время.И с каких это пор нарком обороны занимается продовольственными проблемами?Анастас,может хоть ты объяснишь мне,чего хочет этот горлопан?
Микоян улыбнулся и сказал:
-Клим издалека начал…
-Не надо издалека!Говорите прямо и по существу!А то я начинаю задумываться о «вредительстве» прямо в Совнаркоме!А то «дело военных»,»дело врачей»…»Дело наркомов»-вот это дело!-и ухмыльнулся каламбуру.
-Да перестань ты…-и оба наркома,обороны и продпрома,ввели в курс дела Генерального секретаря своей горячо любимой партии.
Ворошилов и Микоян предлагали построить большую плавбазу-завод,которая могла бы вести промысел в любой точке Мирового океана за счёт небольших промысловых судов,которые она бы транспортировала к месту лова;сама же обрабатывала продукцию и обслуживала бы суда.Когда количество продукции доходило до нормы,то она передавала бы её на транспорты или сгружала бы в портах-контрагентах.Вроде бы,ничего не обычного,но в этом кораблике был свой секрет…
А секрет заключался в том,что и в мирное время экипаж на этой базе был военнообязанный,штатные гидросамолёты,кроме поиска китов и рыбы могли заниматься и аэрофотосъёмкой .Лётчики получали бесценный опыт взлётов с катапульты и полётов над морем.Корабль был оборудован ангаром и катапультой,был большой (14,2 на 15,6 метров) двухуровневый лифт,который мог перемещать грузы между палубами(по своей конструкции это был практически самолётоподъёмник)заранее предусматривались усиления палубы для орудий.Но главная изюминка была в другом.В кормовой части располагался открытый сверху док размером 60 на 14 метров,который использовался для транспортировки 6-ти малых траулеров к месту лова и для ремонта судов в море.В нём же осуществлялась перегрузка добычи,которая затем лифтом подавалась в промзону.В угрожаемый период сверху дока монтировались 4 секции двухпалубной конструкции,которая превращала плавбазу в авианосец!Причём это был не просто авианосец,а авианосец-док для морских десантных операций,который мог не только доставить технику и людей,но и оказать воздушную поддержку!При другой конфигурации это был сильный конвойный авианосец.Страна получала многоцелевое судно,которое в мирное время зарабатывало деньги для страны,а в военное время защищало её.Для сокращения времени на переоборудование корабля секции планировалось изготовить заранее и держать на берегу,а в угрожаемый период можно было в кратчайшие сроки их смонтировать и получить сильную боевую единицу.
При проектировании корабля внимание было уделено живучести и многофункциональности.СУ выбрали турбоэлектрическую,т.к.большое кол-во электроэнергии требовалось для промоборудования.Такая силовая установка уже была опробована на кораблях «Полярного патруля» и доказала свою жизнеспособность.Вооружить авианосец планировали ,как универсальными 120 мм(тоже стоявшими на «полярниках»),так и мелкокалиберной артиллерией.В конфигурации десантного авианосца на носу должна была распологаться гаубица большого калибра для артподдержки десанта.
В общем проект Сталину понравился и он дал добро на строительство.Но так как опыта строительства таких кораблей не было,то заказ разместили в США,на верфи в Ньюпорте,где строились авианосцы.Американцы несколько удивились такому заказу,но за дело взялись.Истинного назначения плавбазы им,конечно,никто не называл.
В начале 39-ого корабль был заложен и строительство было довольно живым,однако после польских событий строительство затормозилось,а когда СССР начал войну с Финляндией и вовсе остановилось.Американцы стали подозревать,что кораблик не совсем прост.Весь 1940-ый год строительство шло ни шатко,ни валко;всё зависело от того, каков был градус на переговорах между сторонами.США одно время даже хотели реквизировать корабль,но не знали,что с ним делать.
После июня 41-ого вопрос о достройке не поднимался,но у американцев возник вопрос о целесообразности данного корабля в сложившейся ситуации.Москва попросила обождать.С одной стороны,не очень-то и хотелось показывать истинное назначение корабля,а с другой он был жизненно необходим.Здравый смысл победил,но техническую документацию нужно было каким-то образом переправить на верфь,решили применить микрофильмирование.В ноябре работа была закончена и самолётом Пе-8ОН доставлена в штаты.
Когда американцы ,по микрофильмам,выполнили чертежи,то аж присвистнули от изумления!Под довольно-таки мирном обличьи «рыбачка» скрывался настоящий монстр.Так как на данном этапе десантные корабли были не нужны,то «Циолковского»(так назвали корабль)стали строить как конвойный авианосец.Однако события декабря 41-го надолго задержали ввод в строй такого нужного корабля(сказывалось то,что верфи были заняты срочными работами по амер.ВМС и до союзников пока «руки не доходили»,кроме того сыграли определённую роль и изменения в проекте)
Американцам проект,в десантном его варианте очень понравился,но был ими для себя отвергнут по соображениям стоимости и длительности постройки,а также сложностей в работе.Поэтому янки войну на Тихом океане вели с обычными ,дешёвыми,но массовыми десантными кораблями серийной постройки.Принципы заложенные на советском корабле были применены ими уже после корейской войны,на десантных вертолётоносцах.
В декабре 42 года «Циолковский» вошёл в строй и начал рутинную службу по сопровождению полярных конвоев.
К началу 1944 года исход войны уже ни для кого не представлял загадки.Советское руководство стало думать о кораблях,которые могут обеспечивать наступление.В марте авианосец снова ушёл в США на переоборудование,которое заключалось в возвращении кораблю десантных функций.
Кроме работ по кораблю американцы обеспечивали также и подготовку советских пилотов-палубников,для чего группы авиаторов командировались в район Великих озёр,где проходили тренинги на колёсном(!)пароходе-авианосце «Си-Би»,получая бесценный практический опыт эксплуатации самолётов с кораблей.К моменту выпуска все пилоты имели не менее 40-ка взлётов-посадок с палубы.
В августе ,в Рейкьявике,все составляющие новой ударной силы СФ были собраны вместе.Они включали в себя собственно авианосец,отд.десантно-штурмовой батальон морской пехоты(который сразу,авансом,получил звание гвардейского и необычный номер 5001-ый)и авиагруппу.Изюминкой авиагруппы было наличие в ней 6-ти многоцелевых самолётов «СМП-1″(самолёт морской пехоты №1)Занятный был самолётик…Он представлял из себя компиляцию моторной группы «Девастейтора» и идей самолёта Немана «р10/ХАИ-5/ПС-5».Данный самолёт мог перевезти 6 парашютистов.а после высадки мог поддержать их пулемётным огнём,когда он не использовался для высадки,то под крыльями мог нести бомбы и РС.Как штурмовик,конечно не «…Ах!..»,но для транспортника весьма неплохо.В составе 5001-ого гв.ОДШБ МП было 2 парашютных диверсионно-штурмовых взвода по 36 человек,вооружённых ППС-43 и взрывчаткой.
В конце августа была проведена акция(носившая чисто тренировочный характер,из-за отсутствия сопротивления)против Шпицбергена.Во время высадки отрабатывалась методика высадки и взаимодействия.Результатом были катастрофа одного «СМП-1»,повреждение одного ДК и уничтожение одной немецкой метеостанции.
Звёздным часом «Циолковского» было участие в Петсамо-Киркенесской операции,в которой он проявил свои лучшие качества,полностью отразив концепцию воздушно-наземного наступления,при котором ПДШВ выбрасывались в тыл,а мехчасти МП штурмовали укрепления со стороны берега.
Палубные истребители и бомбардировщики оказывали воздушную поддержку,уничтожая обнаруженные самостоятельно цели,или же действуя по командам авианаводчиков.
Артиллерийское обеспечение производили»Красный Север» и штатная 203мм гаубица,явл.»оморяченным» вариантом «Б-4».
Несмотря на успешные действия, после войны корабль был возвращён в своё первоначальное состояние:стране было нужно продовольствие,но свою вторую суть корабль не утратил и мог в короткое время «сменить орало на меч».Концепция заложенная в «Циолковском» была применена и на послевоенных проектах.
Несколько слов нужно сказать о планировавшемся авиационном вооружении.На «Циолковском» должны были применятся унифицированные по многим параметрам самолёты Кочеригина «КБТ»(в вариантах бомбардировщика-штурмовика,торпедоносца и «СМП»),а также морской вариант истребителя «И-180/185».Война не дала осуществиться этим планам.Воевали на американских машинах,единственное,что создали,то это «СМП-1»,но на другой элементной базе и полукустарным методом.Всего было собрано 12 самолётов,из них во время войны было потеряно 8(в т.ч. 3 по лётным происшествиям)После войны нужда в данных самолётах пропала,их с успехом заменили вертолёты.
—————————————-
«К.ЦИОЛКОВСКИЙ»
Водоизмещение — 15920/20640 т
Размеры -196*28,6(по булям)34,2(по борт.наделкам)*8 метров
Силовая установка -турбоэлектрическая 30000 л.с.
Скорость хода — 24 узла(эконом.12)
Дальность хода — до 8000 миль
Вооружение:
артиллерийское-проект-2*2*120/50 мм унив.;6*40мм «Виккерс»;8*4*7,62 мм пул.
конвойн.ав-ц -2*2*127/38мм ун.;4*4*40 и 4*1*40/56мм ун.»Бофорс»;
ав-сец морпех. -1*203 мм гауб.»Б-4МВ1″;2*2*127/38мм;
авиационное -конв.ав-ц -16 истреб.»Уайлдкет»;8 торп.-цев»Девастейтор»;
-дес.ав-ц -6 истреб.»Уайлдкет»;12 бомб.-шт.»Даунтлесс» ;6 унив.с-в»СМП-1″
Перевозимая техника: 2 танкодесантных катера;8 десантных катеров;2 пех.-дес.катера
2 ср.танка»Т34″(или»Шерман»);4 амф.танка»ЛВТ-4(а)4″;12 амф.танк.»Т40″;
4гауб.САУ»Су122/26″;4пуш.САУ»Су76″;4пуш.С
4гус.трансп.»Я12″;12авто2,5т(+4 приц.1,5т);20 авто0.75т;36авто0.25т(+6приц.0.5т ;6с ун.пул.12,7мм)