Двухпалубники компании Breguet. Часть 1 Опытный пассажирский самолет Breguet 761-01 Deux-Ponts. Франция
В 1935-36 годах конструкторское бюро компании Breguet параллельно с разработкой гидросамолета-разведчика Br 730 спроектировало пассажирский самолет, использовавший крыло и хвостовое оперение этого поплавкового гидросамолета. Эти проекты будут подробно описаны в другом томе «Истории самолетов компании Breguet» (Histoire des Avions Breguet). Можно напомнить, что речь идет о пассажирских самолетах, у которых основная оригинальная особенность конструкции заключается в двухпалубной компоновке (Deux-Ponts – двухпалубный). Шасси самолета было обычной конструкции (с хвостовой стойкой), фиксированным, но тщательно закапотированным.
Содержание:
Происхождение Breguet 760-761
Были запланированы различные варианты с различной длиной фюзеляжей и с различными устройствами:
• Breguet 760 с 56 пассажирами;
• Breguet 760 bis – дальнемагистральный самолет на 31 пассажира;
• Breguet 761 – грузо-пассажирский самолет.
В качестве силовой установки были выбраны имевшиеся на тот момент двигатели: 1000-сильные Hispano-Suiza 14 Har, 1000-сильные Gnôme-Rhône 14 N, 14 R или 1450-сильные Gnôme-Rhône 18 L. Общий вес каждого из проектов превышал 30 тонн.
проект Breguet 761, датируемый 1936 годом
Проектные работы продолжались и после перемирия 1940 года. В течение несколько месяцев конструкторское бюро вело работы над проектом Br 760 с двигателями Gnôme-Rhône 14 N 44/45 и с фюзеляжем, взятым от довоенных исследований. Проектные работы проводились в течение четырех лет и с соблюдением режима секретности, который был таков, что впоследствии в течение многих лет в книгах, журналах и газетах говорилось
«исследования продолжились после Освобождения» или «… начались в 1944 году».
Однако на самом деле к моменту освобождения Франции проект находился на достаточно продвинутой стадии и принял почти окончательную форму с носовой стойкой шасси, удлиненным фюзеляжем и увеличенным мидель-шпангоутом.
Прототип Breguet 761-01
Контракт №5195, заключенный официальными органами в 1946 году, требовал грузопассажирский самолет, способный летать на дальность 2000 километров и перевозить крупногабаритные грузы. В следующем году руководство компании Breguet объявило прессе о своем «новом» самолете и опубликовала множество рисунков, диаграмм, графиков, которые в основном подчеркивали легкость загрузки и разгрузки грузов при низкой стоимости тонно-километра, которые сможет обеспечить этот грузовой самолет.
схема пассажирского и военно-транспортного самолета Breguet 761-01
С некоторым оптимизмом первый полет был анонсирован на
«конец 1947 – начало 1948 года».
Однако на самом деле он был совершен под управлением Ива Брюно (Yves Brunaud) лишь 15 февраля 1949 года. Еще до этого полета компания в марте 1947 года получила письмо о разрешения производства 15 самолетов данного типа; данные самолеты должны были получить обозначения Br 761 S и 763 и оснащаться двигателями Pratt et Whitney вместо установленных на прототипе моторов Gnôme-Rhône. Позднее Breguet 761-01 стал аэродинамическим прототипом противолодочного самолета Br 764 ASM.
первый прототип Br 761-01 Deux-Ponts
Техническое описание Breguet 761-01 Deux-Ponts
Крыло
Крыло Breguet 761-01 было заимствовано у гидросамолета Br 730, но по сравнению с оригиналом имело больший размах. Крыло самолета состояло из трех технологических элементов: центроплан, проходящий через фюзеляж, и две внешние консоли. Основу каждой части крыла составлял центральный кессон, состоящей из:
• передний лонжерон со сплошными стенками и с угловыми фланцами;
• задний лонжерон со сплошными стенками и с угловыми фланцами;
• нервюр со сплошными стенками;
• работающая обшивка из гофрированных листов, которые были покрыты толстыми плоскими листами и приклепаны к лонжеронам и нервюрам.
Части этого кессона, расположенные между моторными гондолами, были водонепроницаемыми и являлись двумя конструкционными топливными баками емкостью по 3100 литров каждый. Два других топливных бака были размещены во внешних консолях крыла. В съемной передней кромке крыла были размещены масляные баки (между двумя моторными гондолами в каждой консоли крыла). Передняя кромка внешних консолей крыла была оснащена противообледенительной системой в виде системы трубопроводов, подававших горячий воздух. Задняя кромка также была съемной и включала в себя систему шарниров, рычагов и тяг, закрылки и элероны.
Центроплан крыла имел аэродинамический профиль Breguet L 14 с относительной толщиной 17%. Относительная толщина внешних консолей крыла уменьшалась от 17% у корневых частей до 11% у законцовок.
Закрылки, отклоняющиеся на 40 градусов, состояли из четырех элементов: по два элемента с на центроплане и внешней консоли крыла. Элероны состояли из трех элементов, два из которых были оснащены флеттнерами. Система управления закрылками и элеронами была пневматической. В ходе испытаний обнаружилось, что поверхностей управления было недостаточно: размах консолей крыла был увеличен с добавлением секции элерона и изменением законцовки с полукруглой на прямую.
Фюзеляж
Фюзеляж монококовой конструкции имел мидель-шпангоут площадью 15,25 м² (5,128 × 3,3 м) и его продольная схема соответствовала аэродинамическому профилю Breguet L 14. Основу силового набора фюзеляжа составляли около 60 шпангоутов и стрингеры, к которым присоединялись межпалубное перекрытие и обшивка. Межпалубное перекрытие представляло собой сэндвич из листового металла и толстой фанеры; это перекрытие было оснащено обычными погрузочными путями, способными выдержать нагрузку 600 кг/м².
Кабина экипажа находилась в передней части фюзеляжа и предназначалась для размещения четырех человек, в том числе и двух пилотов.
Лобовое стекло кабины экипажа было встроено в профиль фюзеляжа без каких-либо срывов потоков.
Управление самолетом по крену было жестким, по тангажу и направлению – полужесткое (трубы и гибкие тросы).
Доступ на нижнюю палубу осуществлялся через две большие створки, составляющие нижнюю половину всей задней части фюзеляжа. Аппарели могли быть подключены как к нижней палубе (непосредственно), так и к верхней палубе (с помощью откидной задней части).
Набор из четырех подъемных устройств облегчал погрузку грузов в контейнеры или ящики. Пятый подъемник позволял использовать для этих целей дверь, расположенную на правой стороне в передней части фюзеляжа.
В трюмах также были установлены потолочные мостовые краны и подъемные лебедки. Чтобы подчеркнуть грузопассажирские возможности самолетов данного типа на прототипе Breguet 761-01 в передней части верхней палубы сразу за кабиной экипажа находился салон на 12 пассажиров. Общий используемый объем фюзеляжа составлял 180,5 м³.
Хвостовое оперение
Также как и крыло, хвостовое оперение являлось наследие гидросамолета Br 760.
Однако в отличие от последнего размах стабилизатора был увеличен на два метра и на 60 см была увеличена длина хорды килей. Горизонтальные поверхности имели симметричный аэродинамический профиль с относительной толщиной 11%. Рули высоты были оснащены флеттнерами. Вертикальное оперение, в том числе и кили, у которых была классическая кессонная конструкция, имело асимметричный профиль (верхние поверхности были повернуты к фюзеляжу). Рули направления были оснащены флеттнерами и триммерами.
первый прототип Br 761-01, сфотографированный во время первого полета. Центральный киль был установлен позже
Очень быстро выяснилось, что на малых скоростях площадь вертикального оперения была недостаточной: высота боковых килей и рулей направления была увеличена и над задней частью фюзеляжа был установлен третий киль.
Br 761-01 после установки центрального киля
Силовая установка
Силовая установка состояла из четырех двигателей Gnôme-Rhône 14 R 4 (и 14 R 5), развивавших на взлете мощность 1590 л.с. и вращавших трехлопастные винты Breguet-Ratier диаметром 3,7 метров. Двигатели силовой установки имели левое и правой вращение; на одной консоли двигатели установлены с одним вращением, а на другой – с другим.
Шасси
Шасси самолета было трехстоечным конструкции компании Messier (колея 7,93 м, расстояние между носовой и основными стойками 11 м). Основные стойки несли по два спаренных колеса большого диаметра и убирались поворотом вперед внутрь внутренних моторной гондолы. Носовая стойка была поворотной и управлялась пилотом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet 761-01 Deux-Ponts
Назначение: пассажирский самолет
Статус: прототип
Экипаж: 4 чел.
Силовая установка: четыре 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnôme-Rhône (SNECMA) 14 (два R-4 и два R-5), развивавших на взлете по 1590 л.с. и вращавших трехлопастные винты Breguet-Ratier диаметром 3,7 метров
Размеры:
размах крыла 41,66 м
длина 28,79 м
высота 9,53 м
площадь крыла 173,6 м²
Вес:
пустого 22050 кг
с полной нагрузкой 40000 кг
коммерческой нагрузки (12 пассажиров и 13500 кг грузов на дальность полета 1000 километров) 14000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 400 км/ч
крейсерская скорость 320 км/ч
дальность полета 3200 км
практический потолок 6000 м
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.59-62