Какова древнейшая в мире профессия?
Вопрос, казалось бы, риторический.
Все знают, как она называется.
Однако, насколько это справедливо?
Кто её изобрёл, кто отследил, классифицировал, зафиксировал в едином тарифно-квалификационном справочнике?
Не заблуждение ли это?
К попытке реконструировать седую старину меня сподвигли новости из Франции.
Не то чтобы эта тема всерьёз меня заинтересовала глобальностью и востребованностью человечеством. И на проблемы французских потребителей мне тоже по большому счёту плевать.
Но прочитав сообщение, что французские феминистки затеяли лишить жриц любви заработка, причём заработка абсолютно легального, озадачился вопросом, а что это за профессия в (простите за тавтологию) профессиональном плане? По какому такому праву представительницы с гордостью именуют её «древнейшей» и насколько оправдан приоритет прекрасной половины человечества в деле появления профессий как таковых?
Начнём логические построения с датировки.
Радиоуглеродный анализ тут неприменим, поэтому применим к «древнейшей» расплывчатую формулировку «давно».
Давным-давно люди были дикими. (Пришельцев с Венеры прошу не беспокоится).
Кто есть дикий человек? Это существо живущее инстинктами.
Первый инстинкт – избежать опасности — убежать, спрятаться, (как вариант швырнуть с дерева каменюку в темечко супостату).
Второй — пожрать, что отчасти является продолжением первого инстинкта.
Размножение — третий инстинкт, напрямую не связанный с обеспечением повседневной жизнедеятельности. Хотя бы потому, что ради первых двух, третий может и обождать, ибо, только избежав опасности и утолив голод, цивилизованный человек подумывает о цивилизованных развлечениях. А дикий человек подумывает о диких и непритязательных развлечениях. То есть именно в условиях примата первобытных инстинктов над отвлечёнными умствованиями профессия и формировалась.
Что есть профессия? Это не умение изготовить что-то. И даже изготовление чего-либо ради последующего натурального обмена тоже не делает процесс изготовления профессией.
Если мужчина принёс к костру зайца, а женщина капусту брокколи и они вместе это употребили, это не делает их профессиональными охотником и земледельцем (собирателем).
Профессия — это осознанное и целенаправленное изготовление чего-то в количествах превышающих личные потребности, в том числе и потребности обмена на имущество, тоже являющееся личной потребностью. Причём на изготовление этого чего-то должно тратиться время, сэкономленное за счёт сокращения других видов деятельности. Так профессиональный охотник уделяет огороду непропорционально малое время.
Первобытные люди ничего не производили сверх необходимого. Жратву хранить не умели, а таскать три каменных топора тяжело и незачем. Всё добытое они сносили к общему костру, делили и тут же поедали. Именно делили, а не продавали друг другу. И уж только потом предавались развлечениям в кругу особей противоположного пола. (Описание процесса не входит в задачу настоящего исследования).
Справедливости ради надо заметить, что высокоранговые обезьяны, несмотря на хвостатость и голозадость иногда владеют личным имуществом. Любопытно, что когда стая перекочёвывает, они отдают это имущество своим низкоранговым собратьям, чтобы затем отобрать, когда длительный и утомительный переход завершён. И это несколько нивелирует мой блистательный аргумент относительно трёх тяжёлых каменных топоров.
То есть идеальная схема организации жизни первобытного человеческого стада ответа на поставленный вопрос пока не даёт.
Подсказка пришла из животного мира.
Пытливые исследователи посредством телевизора поведали миру, что обнаружили проституцию среди обезьян.
В общих чертах выглядит это действо так: Некий самец приносит предмету воздыхания, к примеру, банан. И в то время пока самочка стоя на трёх конечностях с помощью четвёртой этот банан употребляет, самец, не теряя времени, употребляет её.
Просто и незатейливо.
Но вот именно тут и возникают любопытные нюансы.
Если некий облизьян притащит объекту вожделения наколотую на палку дохлую жабу, не факт что его надежды на полноценный досуг оправдаются. А вот если какую-то вкусняшку, за каковой далеко по веткам скакать надо, то тут у же могут быть варианты благополучного исхода ухаживания.
Это уже интересно.
Обратите внимание. Облизьян не слопал банан сам. Следовательно, пошёл на промысел не ради утоления голода. Очевидно, что в этом случае объём добычи превышает личные потребности. Если бы он отдал банан обезьяне в обмен вкусную жирную личинку и они, усевшись рядком отобедали, это был бы простой натуральный обмен ради удовлетворения второго инстинкта. И если бы потом они предались третьему инстинкту, никакая бы профессия не возникла.
Однако ради получения пищи очаровательная самочка не сделала ничего. Она сразу получила удовольствие третьей ступени, не требующее специальных действий. Одновременно она утолила инстинкт 2 ступени, опять же не совершив для этого никаких специальных действий.
С другой стороны она и так не голодна ни в плане пищи, ни в плане развлечений, ибо среди самцов стаи всегда отыщется охочий до дармововщины.
С третьей же стороны она провела ранжирование ценностей. Она сама не бросилась навстречу голозадому Ромео, а дождалась материального подтверждения пылких чувств, ибо в её системе ценностей растительный банан стоит несоизмеримо выше.
В общем, она поделилась тем, что для неё особой ценности не представляет, получив взамен реальную ценность. Это неплохая сделка, но работой это назвать нельзя. Скорее благосклонное принятие знака внимания.
Герой же любовник совершил конкретные телодвижения связанные с поиском пищи, но не ради утоления голода, а ради получения того, что по идее должен был получить бесплатно. Или же как раз не получить, если предположить, что самка была не его, а вождя.
Пожалуй, это ключевой момент.
Предположим, что самка не его и даже не общая, а принадлежит вождю, и паззл моментально складывается: Секс это то, чего низкоранговый облезьян получить естественным образом не может.
То есть в плане удовлетворения третьего инстинкта он обделён, добиться благосклонности самки простым мужским обаянием не в состоянии, в результате прибёг к банальному банановому подкупу. (Опять тавтология, но, согласитесь, созвучно).
И в отличие о самочки, самец как раз поработал. Он потратил время на поиски плода, он его нёс, боролся с искушением съесть вкуснятину самому, но сдюжил, ибо в его системе ценностей эмоциональное стоит выше гастрономического.
Путём дополнительных трудозатрат облезьян получил то, что иным путём получить было бы затруднительно. То есть парень реально заработал. И вот эта работа по соблазнению самочки и есть истинный труд. А регулярный обмен созданного тобой излишка на то, что не можешь получить иным путём и есть профессия.
Это даёт основание предположить, что именно наставление рогов вождю племени навело обезьяночеловека, на революционную мысль: если собрать пищи (или иных ценных ресурсов) больше чем тебе самому нужно, то излишек можно выгодно обменять на то чего у тебя нет и не предвидится, но может появиться. Если, конечно, как следует поторговаться.
Таким образом, древнейшей профессией должна считаться торговля.
Считаю, приоритет торговли доказанным и считаю, что это именно мужское достижение.
Причём придумали это низкоранговые трусливые и хитрозадые самцы, не способные как положено у настоящих мужчин, отобрать желаемое в честном и благородном бою у более слабого.
Что же до профессии, которая до сего дня ошибочно трактовалась как «древнейшая», то время её возникновения я отнёс бы на исторический промежуток между изобретением кувшиноделия и гадания по внутренностям свежевыпотрошенных животных.
Впрочем, это требует дополнительных исследований.