Дорога Жизни и СВП. Возможный «перекресток».
Про блокаду Ленинграда и «Дорогу жизни» знают все. Многие читали и про Левковские катера на воздушной подушке. В реальности еще до войны в СССР было около полутора десятков СВП. Часть была уничтожена, а некоторые просто простояли всю войну в Кронштадте и в 1947 г были отправлены на слом. Так почему бы им не дать возможность «пожить активной жизнью» и ради Жизни?
Ещё Л-5 (от 1936 г.) двигался не только над водной поверхностью, но и над сушей. Кроме кабины водителей, имелось помещение для десантников и торпеды (т.е. грузоподъемность не меньше 1,5 тонны). Л-11/13 проходили над заторами сплавляемых по реке брёвен, речным перекатам, выходили на обрывистый берег и преодолевали глубокие рвы. Т.е. по сравнению с грузовиками и обычными судами они практически не зависели от времени года, имели гораздо больше вариантов маршрутов, а подготовка подъездных путей в ряде случаев вообще могла ограничиться просто обследованием. Ну, и скорость, конечно, побольше. Пусть не максимальные 130 км/ч, но средняя скорость преодоления маршрута более 50 км/ч вполне реальна. Подозреваю, что в реальности СВП были бы более скоростными, чем самолеты – гораздо короче плечо перевозок, никаких взлетов и заходов на посадку. Да и даже полевой аэродром недешевая вещь.
Конечно, полностью заменить хотя бы только авиацию СВП не смогли бы, но составили бы очень неплохое дополнение для перевозки самого ценного. Например, если вывозить по 20 детей каждым катером, пятью катерами по 5 раз, в день получается 100 детей. Как бы немного, но в год это больше 30 тысяч. В то же время в город будет доставлено не менее 40 тонн в день той же муки (более 12 тысяч тонн в год). Но если осуществлять перевозки не только днем?
Конечно, вполне возможно передвижение (с меньшей скоростью) в свете фар. Всё же СВП не мешают ни промоины, ни отсутствие льда вообще. Только это может привлечь нежелательное внимание немцев. А ведь в СССР были опыты с вождением танков по приборам ночного видения еще до войны, а в 1943 году, например, на всех кораблях Северного флота стояли ПНВ. Так оснастим такими приборами наши СВП, а берега, в нужных местах, створами с «инфракрасными лампами». Конечно, это потребует немалых организационных и пр. усилий, но в реальности куда «покруче» задачи выполнялись. Главный же недостаток катеров Левкова – перегревание двигателей, вполне можно нивелировать ограничением по скорости или нагрузке, да и дальность маршрута относительно небольшая. Оснащенные ПНВ, эти кораблики подошли бы и для военного дела.
А небольшой Л-9 очень пригодился бы для ледовой составляющей «Дороги жизни» – с ним можно было бы безопасно и гораздо быстрее обследовать лёд и устанавливать маршруты движения для грузовиков.