Дополнение к части VII: Витязи и их богини (модернизация крейсеров флотилии СЛО)
О крейсерах флотилии СЛО в 20-е годы, с перепилом знаменитого «Баяна», небольшой драчкой с норвежскими ВМС из-за браконьеров, готовлюсь отбивать тапки.
Броненосный крейсер «Витязь» отличался от того «Баяна», который был потерян в Порт-Артуре. Для начала надо сказать, что еще в 1906-1908 гг. во время ремонта крейсер «Асо», как он назывался в японском флоте, претерпел следующие изменения:
- котлы Бельвилля заменены на котлы Миябара;
- было поставлено новое вооружение Виккерса-Армстронга взамен старого: два орудия 8″/40; восемь 67/50-мм орудий; 75-мм пушки заменены на 16 76/40-мм орудий, при этом средние орудия не были смонтированы.
В 1913 г. были демонтированы башни с 8″ орудиями и вместо них были поставлены 152/50-мм орудия, при этом кормовое установлено на специальную надстройку.
Кстати, изначально российская сторона не рассматривала выкупать крейсер в 1916 году. Во-первых, японцы сами не горели желанием отдавать этот корабль. Во-вторых (как это ни смешно звучит), причина была в наличии в ВМФ Российской империи крейсера «Баян» («Баян-2», 1911 года постройки). По морским традициям переименование корабля нежелательно.
Все же здравый смысл победил (да и японцы стали сговорчивей), и корабль вошел в состав Российского флота. О его службе в 1916-1917 гг. написано в статье про отдельную бригаду крейсеров Средиземного моря. Вот с конца 1917 года и продолжим рассказ.
В знаменитой Босфорской десантной операции крейсер, который в середине 1917 года прошел плановый ремонт в Марселе, непосредственного участия не принимал, хотя изначально планировали, что «Витязь» и «Адмирал Макаров» при поддержке союзной эскадры будут осуществлять поддержку десанта на подступах к Босфору со стороны Дарданелл. Но британцы, которые на словах были всеми лапами за подобную инициативу, а на деле опасались, что русские, получив свободный выход с Черного моря в Средиземное, будут непосредственно угрожать интересам Великобритании в регионе, осуществили операцию по практическому саботажу.
В итоге англичане отказались выделить корабли для данного мероприятия; мало того, они оказали давление на Францию и Италию, чтобы и эти страны не смогли помочь. Италия отказалась, мотивируя тем что в её задачи входила нейтрализации австрийского флота; французы все-таки смогли выделить безнадежно устаревшие до-дредноуты «Шарлемань» и «Сен-Луи» с дивизионом ЭМ типа «Вольтижёр». Было ясно, что этих сил недостаточно, тем более французские корабли оперативно продолжали подчиняться собственному командованию и взаимодействие с ними было затруднено.
В конце концов вся помощь кораблей в Средиземном море ограничилась беспокоящими огневыми налетами на турецкие позиции, что не позволяло перебросить дополнительные силы к Стамбулу. Этому же способствовала подкинутая деза, по которой союзное командование якобы планирует повторение Дарданелльской операции 1915 года.
Как бы то ни было, действия русских принесли определённый успех, в результате которого был подписан новый договор о проливах от 21 декабря 1918 года, по которому теперь не требовалось согласования о проходе боевых судов; к тому же Россия получала возможность содержать с определенными ограничениями небольшие гарнизоны в турецких провинциях Фатих и Сариер, что позволяло контролировать соблюдение соглашения.
Именно «Витязь» стал первым кораблем, который проследовал в Севастополь в соответствии с новым договором.
Крейсер «Витязь» в Севастополе перед началом модернизации; именно в таком виде он достался нам от Японии.
В апреле 1919 года крейсер выполнил дипломатическое поручение, сопроводив в Стамбул возвращенный Турции крейсер «Прут» («Меджидие»).
А в ноябре того же года он стал на ремонт, который затянулся на добрых 2,5 года как из-за политических событий, так и из-за загруженности верфей достройкой крейсеров типа «Адмирал Нахимов».За это время были сделаны следующие работы:
- 10 из 16х76-мм орудий заменили на 6 120-мм пушек Канэ (более совершенных орудий Виккерса получить не удалось, поскольку на ЧФ было только 4 подобных орудия, которые ранее стояли на турецком крейсере). Для установки этих пушек было осуществлено подкрепление палубы, притом в центральной части корпуса по инициативе инженеров Николаевского адмиралтейства оно было еще дополнительно усилено для возможной установки орудий большего калибра.
- Заменили 26 японских котлов на 10 котлов системы Ярроу смешанного отопления (однотипные установленным на крейсерах типа «Адмирал Нахимов») (6 японских оставили как вспомогательные); именно из-за их изготовления затянулся ремонт. Кроме этого, корабль стал 3-трубным (была ликвидирована первая дымовая труба, а средняя стала шире).
- Орудия главного калибра оставили без изменений, возвращение 8-дюймовок отложили в дальний ящик, поскольку пока не было возможности получить эти орудия. Планы, по которым предлагалось снять с линкора «Синоп» такие артсистемы, так и не выполнили.
- Установили 2 76,2 мм орудия Лендера.
В апреле 1922 года обновлённый крейсер вышел на ходовые испытания (одновременно с «Адмиралом Истоминым», предпоследним крейсером типа «Адмирал Нахимов»).
На мерной миле благодаря новым котлам удалось развить скорость 22,5 уз при мощности 17 300 л.с., но из-за перегрева подшипников гребного винта скорость ограничили 21 уз.
Наконец одновременно с подписанием сдаточного акта был выпущен приказ о зачислении крейсера в состав флотилии СЛО. Переход начался 20 июня 1922 года в сопровождении ТР «Петербург» (этот пароход также вез 14 130-мм орудий для перевооружения крейсеров «Аскольд» и «Аврора»). 30 июня отряд вошел в Марсель (это был первый случай дружественного визита во Францию российских военных кораблей со времен событий 1917-1920 гг.).
20 июля отряд на подступах к проливу Скагеррак встретил дивизион ЭМ типа «Инженер-механик Зверев», которые в сопровождении бывшего коллеги по Средиземноморской бригаде УС «Океан» также следовали в Мурманск.
Весь поход, длившийся 45 суток, закончился 4 августа (задержка была вызвана штормом в Северном море, в результате которого пришлось нанести еще один визит вежливости, но уже в Копенгаген).
Начиная с осени 1922 крейсер становится флагманом флотилии. Но оставим на время «Витязь», а вернемся к тем крейсерам, которые уже были в составе флотилии.
Крейсера «Витязь» и «Аврора» на рейде Мурманска, май 1923 года.
Официально крейсерские силы на начало 20-х годов составляли 3 корабля: «Аскольд», «Аврора» и «Диана». Но фактически частично боеспособен был только первый. «Аврора» стояла в вялотекущем ремонте с 1921 года, а «Диану» законсервировали в Архангельске. Кроме того в составе бригады числился также действующим посыльное судно «Ярославна». В начале 1922 ремонт «Авроры» сдвинулся с мертвой точки: был наконец-то доставлен плавучий док, который был заказан в Великобритании еще в 1916 году (правда, британцы прислали не оплаченный новый, а конфискованный у немцев).
На «Авроре» силами Архангельского порта провели ремонт машин и котлов (часть механизмов сняли с однотипной «Дианы»), привели в порядок корпус. С помощью присланной бригады рабочих с Балтийского завода котлы также перевели на смешанное отопление.
Вслед за этим начались работы по перевооружению корабля, притом начали этот процесс еще до перевода «Витязя», используя возвращённые Великобританией 10 130-мм орудий, которые были погружены на «Варяг» перед его уходом на ремонт, из которого он не вернулся, при том 2 орудия не вернули. К 130-мм орудиям добавили 2 зенитных орудия Лендера. В ноябре 1922 года он вошел в боевой состав флотилии.
Вслед за ним подобная метаморфоза ждала «Аскольд», но вследствие отсутствия донора работы на нем затянулись до начала 1924 года. На нем также заменили 152-мм орудия на 10 130-мм (казематы в носовой части зашили и оборудовали учебные классы для кадетов). Кроме того, также установили 4 зенитки Лендера и провели ремонт котлов с переводом части котлов на нефть (в 1924 удалось наконец организовать по железной дороге поставки этого сырья).
Крейсера «Аврора» и «Аскольд» после перевооружения.
Но самую значительную в плане вооружения модернизацию провели все-таки на «Витязе», и причиной тому было, как ни странно, Вашингтонское соглашение.
В 1923 году МГШ был вынужден вывести из состава флота все линкоры-додредноуты; данное сокращение затронуло в первую очередь корабли ЧФ, поскольку «Андрей Первозванный» и «Апостол Петр» (бывший «Император Павел I) было решено в соответствии со статьями договора сохранить как учебные корабли. При разоружении черноморских линкоров «Иоанн Златоуст» и «Евстафий» образовался задел 203/50 орудий в размере аж 8 ед.
Из них 6 были доставлены по железной дороге в Архангельск, а в ноябре туда же пришел «Витязь». Работы шли в тяжелых зимних условиях, но все же благодаря продуманной системе подкреплений, которые были сделаны еще в Николаеве, установка орудий не вызывала проблем. Но объем работ был достаточно большим и растянулся на 8 месяцев.
МГШ не стал заморачивать по поводу формирования башен и ограничился установкой орудий за бронещитами; кормовая надстройка, возведённая еще японцами, при этом была демонтирована. Так что кормовое и носовое орудия стали на то же место, что и прежние башни.
120-мм орудия, которые ранее стояли на палубе, и четыре дополнительных установили в казематах вместо 152-мм пушек, еще 2 орудия поставили на верхней палубе зашив носовые казематы (в условиях штормового моря использовать орудия в каземате было затруднительно) во время ремонта в Николаеве.
4 дополнительные 8-дюймовки поставили на верхней палубе центрального каземата. Такое расположение, несмотря на определенные сложности в устройстве подачи боезапаса из погребов (была проведена большая реконструкция элеваторов), имело определенные преимущества за счет большего угла обстрела и в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Все это великолепие дополнял старый, но надежный гидроплан М-16 конструкции Григоровича, который был на тот момент самым удачным для условий Севера. Для его спуска на воду был установлен кран. Кстати, еще один такой самолет стоял на ледоколе «Святогор».
М-16 заменили на более совершенную лодку МРЛ-2 только в 1927 году.
Интересно, что замена орудий на более мощные вместе с произведенной ранее заменой котлов и даже с учетом подкреплений под дополнительные орудия отразились на водоизмещении в меньшую сторону по сравнению с первоначальным проектом.
Так, если 2 башенных установки 203-мм и 8 казематных 152-мм орудий вместе с 20 75-мм пушками «Баяна» образца 1903 года имели массу 500 тонн, то в результате перевооружения масса 6 203-мм орудий и 10 120-мм пушек составила всего 350 тонн (20 т съела новая система подачи). В итоге «Витязь», который по классификации 1926 года стал тяжелым крейсером, имел полное водоизмещение в 8150 т, став самым легким из тяжелых крейсеров того времени. «Аскольд» и «Аврора» стали легкими крейсерами.
Крейсер «Витязь» после перевооружения, состояние на 1925 год.
Имевший подобное вооружение британский «Hawkins», имея худшую бронезащиту, но намного большую скорость, был почти на 2500 т тяжелее. Кстати, «Витязю» и «Hawkins» довелось побывать в одном строю во время празднования в 1928 году 15-летия создания флотилии СЛО. Британский крейсер совместно с авианосцем «Furious» представлял флот метрополии; это первый раз, когда английские военные корабли пришли на Русский Север после позорного бегства летом 1919.
Таким образом, на 1925 год флотилия СЛО имела самый мощный по артиллерийскому вооружению крейсер российского флота.
ТТХ крейсеров флотилии СЛО на 1925 год («Диану» окончательно списали годом ранее) были следующие:
|
Витязь |
Аврора |
Аскольд |
Тип |
Тяжелый крейсер |
Легкий крейсер |
Легкий крейсер |
Год вступления в строй/модернизации |
1903/1924 |
1903/1922 |
1902/1924 |
Водоизмещение стандартное/полное |
7790/8150 |
7030/7800 |
6135/7280 |
Длина |
137,03 |
126,8 |
132,5 |
Ширина |
17,5 |
16,8 |
15 |
Осадка |
6,6 |
7,2 |
6,2 |
Бронирование |
пояс 200 — 100 мм, верхний пояс и каземат 60 мм, палуба 50 — 30 мм, рубка 160 мм |
палуба 38 мм, скосы до 63,5 мм, рубка 152 мм. |
палуба до 51 мм, скосы до 60 — 75 мм, рубка до 152 мм. |
Двигатели |
ПМ — 2, 16 ПК |
ПМ — 3, 24 ПК |
ПМ-3, 9 ПК |
Мощность, л.с. |
17 300 |
11 900 |
20 000 |
Скорость хода, уз |
21 |
19,3 |
23,2 |
Дальность плавания экономичным, миль |
3400 |
4000 |
6136 |
Экипаж |
791 |
547 |
652 |
Вооружение |
6х203/50 мм, 10х120/45 мм, 2х76,2 зен, гидросамолет |
10х130/55-мм, 2х76,2 зен. До 120 мин заграждения. |
10 130/55-мм, 4х76,2 зен., 4 ТА 450 мм |
Судьба крейсеров сложилась по-разному.
«Аврора» в течении 6 лет несла службу в составе флотилии, совершив не один поход по Баренцеву и Белому морю. В 1928 году «Аврору» перевели на Балтийское море, переквалифицировав в учебный крейсер. Дальнейшая судьба «Авроры» достаточно хорошо известна, он сохранился и сейчас его можно увидеть на вечной стоянке у Петроградской набережной.
«Аскольд» прослужил до 1930 года, пока не налетел на необозначенную скалу в Кольском заливе. Восстановление старого корабля посчитали бессмысленным, его продали на слом и отбуксировали в Гамбург, где и был разобран.
Но самым большим долгожителем флотилии стал «Витязь»; кроме того, это был единственный крейсер флотилии, который принял участие в боевых действиях после окончания смуты.
В июле 1925 года патрульные корабли «Властный» и «Грозовой» совершали рутинное плаванье в районе Кольского полуострова, когда обнаружили большую норвежскую рыболовную флотилию численностью до 60 траулеров. Сторожевики пытались пресечь их действия, когда между нашими кораблями и норвежцами начали падать снаряды: это вел огонь минный заградитель «Froya». Наши сторожевики из-за менее совершенной артиллерии не смогли отвечать с такого расстояния и пошли на сближение, одновременно радируя на базу об инциденте.
Самым близким к району в 40 милях был как раз крейсер «Витязь», который возвращался со стрельб на полигоне вблизи острова Большой Олений. Перестрелка ко времени прибытия крейсера продолжалась уже около 2 часов, при том траулеры разбрелись по акватории (многие даже не бросили орудия лова).
Кроме того, к минзагу присоединились два корабля защиты рыболовства, и самое главное – радисты перехватили радиосообщение о подходе еще одного корабля, на этот раз броненосца типа «Харальд Хаарфагре». Прямых попаданий норвежцы пытались избегать, но от близкого разрыва на «Властном» получили легкие ранения прислуга носового 75 мм орудия.
В штабе флотилии понимали, что на прямой конфликт норвежцы не пойдут, но если русские корабли отступят, то объемы браконьерства в дальнейшем могут только возрасти.
Ко времени подхода С норвежский броненосец в сопровождении ЭМ «Troll» уже был в районе конфликта. При появлении российского крейсера по нему был произведён залп из 210-мм орудий с целью не допущения подхода к траулерам, правда снаряды легли с недолетом, но тут восьмидюймовки в ответном залпе показали себя с самой лучшей стороны. «Витязь», встав левым бортом к кораблям противника, тремя 4-орудийными залпами с 70 кабельтовых добился классической «вилки»; в результате попаданий 2 снаряда разорвались об броневой пояс, а еще один вызвал пожар в кормовой части. После этого все норвежские корабли на максимальной скорости покинули район. Дипломаты достаточно быстро урегулировали конфликт, тем более что российские корабли действовали на законных основаниях, человеческих жертв удалось избежать, но 3 наших и 7 норвежских моряков получили ранения разной степени тяжести. Больше подобные провокации норвежцы не допускали.
В 1928 на «Витязь» получил трехногую фок-мачту с новым дальномерным постом, а в 1930 после аварии «Аскольда» и ухода на Балтику «Авроры» стал флагманским кораблем бригады легких сил в которую кроме него вошли все турбинные ЭМ.
«Витязь» в составе ФСЛО, 1929 год.
После перехода с Балтики крейсера «Адмирал Эссен», «Витязь» уже потярял свое значение какое то время он оставался в составе бригады, но уже в 1934 его переоборудовали в минный заградитель на 350 мин (при этом он 4-й раз в своей жизни поменял название, став «Иокангой») с заменой 203-мм и 120-мм орудий на 5 130-мм с крейсера «Аскольд». Авиационное оборудование при этом сняли.
Минный заградитель «Иоканга», состояние на середину 30-х годов.
В этой роли он дожил до Великой Отечественной войны, когда был потоплен вражеской авиацией 20.07.1941 в главной базе флота вместе с ЭМ «Стремительный».