Продолжаю выкладывать статьи ВК-группы Cat_Cat. В этой речь пойдет о сибирском пиратстве.
В 1689 году Россия и Китай подписали Нерчинский мирный договор, после чего между странами наладились активные торговые отношения. Официально Русское государство отправляло в Китай только казённые торговые караваны. Караван возглавлял доверенный купец, к которому приставлялись правительственный агент — подъячий, четыре целовальника, а также военная охрана из не менее 100 казаков. Общая численность администрации и охраны казённого каравана могла достигать 200 человек. Караваны организовывались один раз в три года, их движение в одну сторону занимало один год. Однако государственная монопольная торговля оказалась убыточной. Оно и понятно. Мало того, что нужно было окупать огромный штат, так еще и сам этот штат был больше заинтересован в личной выгоде, чем в государственной. Ведь до неба высоко, до России далеко, обратно еще год плыть, а китайские связки монет, миска рис и кошка-жена вот тут, рядышком. Российский товар в итоге продавался втридешева (под слезные отписки, мол, дорогой попортился), а то и вовсе где-то в пути терялся. Проблему решили извечным методом перекладывания с больной головы на здоровую. В 1714 году было принято решение разрешить частную торговлю с Китаем, а в 1764 году императрица Екатерина Вторая и вовсе отменила отправку государственных караванов. Сибирская торговля зажила новой жизнью, многочисленные купеческие караваны засновали по «Великому Чайному пути»: Москва, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Вологда, Устюг Великий, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Тара, Томск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Урга, Сайншанд, Эрэн-Хото, Калган, Пекин. По нему на кочах, однопалубных и одномачтовых судах, везли чай, фарфор, шелк, золото, жемчуг. Из приграничной Кяхты товар везли до Верхнеудинска а оттуда сплавляли по Селенге и Байкалу до Иркутска. Ну а там, где одни люди зарабатывают деньги, неизбежно появляются другие, которые не прочь эти деньги отнять.
Вообще в XVIII веке в тех краях пиратом мог быть кто угодно. Особенно если купец решил сэкономить на охране. Самым обычным делом были ситуации, когда рыбацкие лодки гурьбой окружали торговый корабль, после чего начинался до боли знакомый (кое-кому — лично) диалог «мужик, купи кирпич». Только тут вместо кирпича была рыба, которую по самым божеским ценам (всего-то втридорога) предлагалось приобрести купцу.
Но нередко промышляли разбоем и беглые каторжники с серебряных рудников Нерчинского горного округа. Они были вне закона и не церемонились со своими жертвами. Главной грозой озера слыл разбойник Черкаш, укрывавшийся со своей ватагой в мелководном заливе Сор-Черкалово. На благородного пирата, он, впрочем, не тянул. Чаще всего его шайка нападала на рыбаков, отбирая у них улов, или захватывая в заложники, требуя с родных и друзей выкуп. Это было безопаснее, чем нападать на купеческие суда, которые всегда сопровождала какая-никакая охрана. В 1777 году банда Черкаша окончательно потеряла края и ночью вломилась в расположенный на берегу Байкала Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Пока рядовые разбойники обшаривали кельи и амбары, сам Черкаш захватил игумена Адриана и монастырского казначея и пытками заставил выдать, где спрятана монастырская казна. Ночной налет и пытки монахов вызвали бурную реакцию как властей, так и простых поселенцев. Защита прибрежных поселков была усилена, а в монастыре установили целую артиллерийскую батарею и казачий караул. На Черкаша устроили настоящую охоту, однако тот как в воду канул. С учетом места и обстоятельств — вполне возможно, что буквально, не сумев поделить со своей шайкой богатую добычу.
«Золотым веком» сибирского пиратства можно считать начало XIX века. Слава этих пиратов гремела на всю Россию, они даже стали героями художественных произведений: повести Николая Полевого «Сохатый» (1830 год), а также романа Ивана Калашникова «Дочь купца Жолобова» (1842 год). Причина же их появления банальна — усиление государственного присутствия на основной территории России выдавливало «лихих людей» к окраинам империи, где «закон тайга, а прокурор медведь» и еще было где развернуться.
Именно так оказался в этих местах знаменитый байкальский пират атаман Буза. Поначалу он ураганил на Дону и Волге, где грабил армянских торговцев, выделяясь своей дерзостью и жестокостью даже среди прочих разбойников. Властям годами не удавалось схватить его и в итоге удалось выманить, только арестовав его жену, с которой Буза не мог расстаться. Будучи сослан в Сибирь, он сумел сбежать и быстро набрал в своё подчинение шайку головорезов. С донских берегов он принес небывалую удаль и размах. Его банда брезговала нападать на простых рыбаков или отбирать гроши у прибрежных жителей. Жертвами банды Бузы становились богатые купеческие баржи. Лодки с вооруженные ружьями и пистолетами бандитами вмиг облепляли корабль и над водами Байкала звучало громогласное «Сарынь на кичку!» – давний клич лихих людей с Волги. Ходили легенды, что Буза заговорен от пули и любого оружия и может скрываться от погони, уходя с лодкой под воду. Обычной добычей байкальских «флибустьеров» становились китайские товары – чай, шёлк, фарфор. Нередко вооружённые члены шайки Бузы в ярких шароварах и куртках из богатого китайского атласа красовались перед жителями Иркутска, с песнями проплывая на баркасах средь бела дня по Ангаре, причем Иркутский военный гарнизон в это время старательно предпочитал их не замечать.
Конец Бузы в точности неизвестен. Разные сказы утверждают, что он не то утонул, не то погиб от стрелы бурятского шамана, не то раскаялся и ушёл в монастырь.
Ну и какой же рассказ о пиратах без истории о сокровищах? Полноценной базы у сибирских пиратов не было, но у них были свои излюбленные места. Такой «Тортугой» можно назвать дельту Селенги, в которой было очень много укромных уголков. Она была идеальна для того, чтобы скрываться от кораблей байкальской флотилии с одной стороны и от сухопутных полицейских облав с другой. Тут возникали зимовья и поселения, в которых коротали время все, кто имел проблемы с законом. Именно там, в прибрежных пещерах пираты якобы и хранили награбленное. Особой славой пользуется история о пещере атамана Черкаша, где он и спрятал казну Посольского монастыря. В общих чертах описание убежища выглядит так. На берегу Байкала есть скала высокая. Полоска суши между озером и скалой так узка, что по ней едва можно пробраться, а временами и ее затапливает водой. А у подножья скалы есть пещера, куда пираты прятали лодки и добычу. Вход в пещеру загораживали огромным камнем и заваливали хворостом. Нетрудно увидеть в этой легенде общие черты с историей Али-Бабы и прочими восточными сказками, которыми она скорее всего и вдохновлялась. Но кто знает, возможно сокровище атамана Черкаша где-то на берегах Байкала всё еще ждет удачливого кладоискателя (не является инвестиционной рекомендацией).
Источник: https://vk.com/wall-162479647_541558
Страница автора: Дмитрий Шуман