Вообще-то начиная данный таймлайн (Для советского флота) я не собирался заниматься конструированием и переделкой кораблей. Но не все желания и мечты осуществляются. Получившиеся характеристики кораблей естественно не реальны, и буду очень признателен, если укажут (другими словами рассчитают) реальные.
Для советского флота – 5. До ПМВ.
Строительство.
Самое главное для русского флота, что удалось вынести из русско-японской войны, заключалось не в кораблях, и даже не в людях. Да корабли и люди играли не последнюю роль. Но, все же русские корабли по характеристикам были сопоставимы с японскими кораблями; то же самое относилось и к артиллерии. А что касается людей, то это уже другой вопрос. Ибо касался качеств не только простых солдат, но и высшего состава – а среди них было много особ приближенных к императору. Поэтому, главная слабость, по общему выводу заключалась в инфраструктуре и промышленности. Именно неудовлетворительная промышленная база и инфраструктура не позволила России выиграть над Японией войну.
Если на сухопутные части это отражалось еще слабо — одноколейная Транссибирская магистраль не позволяла быстро перебрасывать подкрепления, а постоянная привязка к ЖД армии делали ее мало маневренной. То флот от слабости русских баз на Дальнем Востоке страдал очень сильно.Слабые ремонтные возможности не позволяли быстро исправлять повреждения кораблей (в Порт-Артуре и Владивостоке), что повлияло на ситуацию в войне. Именно отсутствие во Владивостоке необходимых запасов, вынудило адмирала Рожественского перегрузить собственные корабли. Поэтому русские корабли были нагружены и перегружены совершенно не нужными в сражении, но жизненно важными на войне запасами угля, морскими минами, снарядами. А так же пресной водой, и прочим что можно было доставить во Владивосток по железной дороге.
Отсутствие оборудованных баз или хотя бы опорных пунктов за пределами Владивостока, тем более за пределами Японского моря вело к решительному ограничению мобильности действий ВОК.
Вывод — необходимо было создать опорные пункты и военно-морские базы по всему Тихоокеанскому побережью России. В частности такой базой могла служить Камчатка. Да такая база была удалена от оперативной зоны, но все же представляла интерес – хотя бы пресечь японское рыболовство около Курильских островов. А удаленность играла и положительную сторону – ведь противнику то же требовалось преодолеть не малое расстояние.
Очень неплохо было использовать Сахалин, и его порт Поронайск в качестве базы против Японии, но по условиям мирного договора укрепления на Владивостоке были запрещены. Тем не менее, был разработан подробный проект предусматривающий создание Поронайска военно-морской базой.
Так же рассматривались варианты создания морской базы в Императорской Гавани и в Николаевске (Николаевске-на-Амуре). Причем кроме создания базы, было принято решение создать судостроительный завод (заводы), еще где-нибудь кроме Владивостока. Хабаровск и Николаевск несколько подходили для этой цели. Под внимание в качестве военных баз попало и несколько прибрежных городов, в частности Охотск…
Для новых баз (а так же судоремонтных и судостроительных заводов), требовались береговые укрепления, место для различных запасов, ремонтные возможности – и все это приходилось создавать фактически с нуля. А так же при финансовых затратах. И начавшаяся революция только усугубила проблему. Однако от плана по превращению Дальнего Востока в надежный тыл России, не отказались. Более того, существовал план переноса столицы, из Санкт-Петербурга во Владивосток.
Оружие для охраны новых баз нашлось быстро – все устаревшее вооружение русских кораблей. В подавляющем большинстве случаев, оно уже не отвечало современным требованиям войны – и это уже в 1905 году. Однако за неимением ничего лучшего пришлось остановиться на том, что есть. В конце концов лучше поставить старое вооружение, чем вообще никакого. А потом это уже старое постепенно менять на новое.
В 1906-1914 годах развернулось интенсивное строительство и обустройство русского Дальнего Востока. В окрестностях Владивостока судостроительный завод России. В результате, уже в 27 января 1914 прозвучали странные слова: «Теперь Тихоокеанский флот Российской Империи имеет надежный тыл в случае войны с Японией. Будь такой тыл 10 лет назад, война бы пошла по-другому». И хотя такое заявление было сделано не на пустом месте, как всегда, желаемое выдавалось за действительное. Да о таком обустройстве побережья 10 лет назад можно было только мечтать, но не все было так гладко. Только Владивосток существенно расширил свои возможности. Остальные города-базы, едва поспевали за моряками уже в мирное время.
Кроме обустройства Дальнего Востока, была проведена работа по повышению боевой эффективности Балтийского и Белого морей. Возможная переброска морских сил (флота) на Дальний Восток через Северно-ледовитый океан показалась интересной. Если хотя бы не полностью преодолеть путь, то на сколько возможно преодоление? Другими словами – надо внимательнее изучить собственный север. Однако многие проекты, успешно выполненные, были выполнены на самом деле только на бумаге. Впрочем, учитывая, что обсуждались планы по созданию опорных баз для тихоокеанского флота на Каспийском и Аральских морях…. тут похоже бюрократия оказалась полезной.
То, что слабая промышленность не позволяла строить русские корабли быстро, было известно еще до войны с Японией. В результате долгостроя, корабли, заложенные как отражающие все новейшие достижения сходили со стапелей уже не такими и отражающими все достижения…
«Если бы такого долгостроя в отношении серии «Бородино» не было, то 1-2 таких броненосца уже были бы на Тихом океане с началом войны. И конечно «Слава» могла бы принять участие в Цусимском сражении».
Следовательно, все заводы Российской Империи ориентированные на строительство кораблей, было необходимо модернизировать. А конструкторам и военным еще на этапе проектирования, точно знать чего они хотят. Так же требовалось на этапе проектирования, заложить в проект резервы роста водоизмещения. А то перегрузка флота Российской Империи была устоявшимся фактом, необходимо было этот факт изменить.
Перспективными и очень долгосрочными проектами стали проекты строительства крупных каналов – между Волгой и Доном на Юге, и между Белым и Балтийскими морями. Оба проекта были внимательно рассмотрены и утверждены. Строительство этих каналов предполагалось начать в 1920 году….
Что касается производственных возможностей, то наблюдалась парадоксальная ситуация – перспективность и инертность. Военные быстро поняли перспективу крупных и мощных орудий – в 356-мм, 406-мм и даже в 457-мм. Однако отстаивали свои требования перед инертной бюрократией с большим трудом. А может у военных был план «хочешь реального, проси большего»?
Обустройство военных баз требовало не малых денег – и деньги находились. Вопрос о том, какой ценой достигалась мощь и на чьи плечи ложились расходы, почти никакого не интересовал.
Обучение.
Русско-японская война продемонстрировала большую неподготовленность кадров. Особенно это было заметно на второй эскадре.
Существующая программа обучения была кардинальным образом пересмотрена. Новая программа была создана с учетом ог-ромного и бесценного опыта 1-й и 2-й эскадры.
Согласно новой программе офицеры и моряки должны знать все театры военных действий. На практике это чуть не вылилось в следующее: служба по 6 месяцев на Балтике, на Черном море, и окончательная служба на Тихом океане. Естественно было и на оборот – 6 месяцев на Тихом океане, 6 месяцев на Черном море и окончательная служба на Балтике. Позднее (в основном для офицеров) – служба еще и на Каспийском и Белых морях. Таким образом матросы и офицеры получали бесценный опыт действий в различных условиях. От шхер мелководной Балтики до бескрайних просторов Тихого океана, от теплого Каспийского моря до холодного Белого моря. От закрытого Черного моря до открытой Атлантики, от службы на реках до службы в океане. Однако такой проекта обучения страдал тем, что обучить матроса за 6 месяцев не реально. Поэтому было решено остановиться на более длительном обучении – 1-1,5 года.
А что касается боевой подготовки, то тут экономии не было. Несмотря на возражения министерства финансов – «да они своими стрельбами все наши особняки сожрут… в смысле они нам штаны не оставят», деньги на обучение моряков отпуска-лись большие. Очевидно, морякам удалось убедить, что лучше пусть флот усиленно занимается в мирное время, чем героически и практически бессмысленно тонет, когда начнется война.
Не смотря на общую программу подготовки, как скоро выяснилось каждый флот постепенно стал тренироваться по своему. Каждый рапортовал о высоких успехах, и не забывал кинуть камень в гавань соседа – «а они все выдумывают». Несмотря на постоянные тренировки, отношение ко флоту было настороженным. Дескать, и перед войной с Японией то же были молод-цами – а потом разучились?
На командующие должности стали выдвигаться герои русско-японской войны.
Эссен – командир отряда из четырех легких крейсеров на Тихом океане (в РИ «Минной дивизии»). В 1910 году – вице-адмирал и по существу командующий Тихоокеанским флотом. Лебедев (в РИ капитан крейсера «Д.Донской») капитан крейсера «Рюрик», начальник Камчатского отряда крейсеров.
Модернизация.
Учтя опыт Японии в модернизации собственного флота, Россия пошла тем же путем. Прежде всего, было обращено внимание, что русские корабли имели большой разнобой в артиллерии. Собственно эскадры то же были из разнотипных кораблей с разными характеристиками. Необходимо было все тактико-технические показатели (хотя бы артиллерию) привести к одним характеристикам. В период 1906-1910 годов, на всех кораблях русского флота была заменена артиллерия.
Опасность минного оружия, заставила все крейсера и броненосцы оснастить орудиями более крупного калибра. Изначально, инертность бюрократического мышления, почти дала жизнь 87-мм пушке – но моряки отбросили этот вариант как не пер-спективный. То есть, да 87-мм это хорошо, но хорошо до войны с японцами, а не после. Необходим калибр более мощный, что бы в случае чего можно было использовать в бою (против крейсеров) с большей эффективностью. Предусматривался ка-либр 99-мм, но предпочтение было отдано более крупному калибру в 102-мм.
Учитывая, что русско-японская война показала возросшую дальность стрельбы, было принято решение строить (и перестро-ить) все орудия и башни с большими углами возвышения. Впрочем, такой вариант чуть не был доведен до абсурда. Если башня с орудиями имеет максимальный угол в 45*, то при попадании нескольких снарядов, и течи, корабль начинает кре-ниться, соответственно корабль не может стрелять далеко. Вывод углы возвышения надо сделать еще больше. В конечном итоге, детально разрабатывалась ситуация, при которой угол возвышения орудий равнялся бы 90*! Т.е. корабль должен был вести огонь уже лежа на боку. Такой перспективный проект с точки зрения зенитных орудий (12-дюймовых) был отклонен.
К 1914 году, окончательный вариант вооружения выглядел так.
Крейсера
Тип «Жемчуг». Вместо 3-х ТА в 381-мм – 2 в 450 мм. После капитального ремонта скорость возросла до 25 узлов.
Тип «Светлана» — 7 152-мм пушек.
Тип «Диана» 12 152-мм, 8 75-мм пушек.
Тип «Богатырь» — 2 203-мм (в кормовой башне), 10 152-мм. Такие же изменения коснулись и черноморской серии.
Тип «Россия», после русско-японской войны — 8 203-мм, 20 130-мм орудий.
Броненосцы.
Тип «Сенявин» 3 254-мм орудия (одно орудие в носовой башне), 8 102-мм пушек.
Тип «Александр-2». 2 305-мм, 4 203-мм, 8 152-мм и 6 102-мм. В 1913 году, вспомогательная артиллерия была заменена на 130-мм.
«Наварин» и «Сисой Великий». 4 305-мм орудия, 10 102-мм пушек.
Тип «Бородино». Разрабатывались планы перевооружения, в частности вместо 12 152-мм – 6 203-мм (или 6 229-мм). Очевид-но бой с японскими крейсерами все же планировался. Однако единственное изменение коснулось противоминного оружия – 102-мм пушки вместо 75-мм и 47-мм.
Впрочем, «Суворов» претерпел существенные преобразования — броненосец едва вернувшийся из похода, был подвергнут серьезному ремонту. В результате в русском флоте оказался первый и единственный «минный броненосец», имевший 20 торпедных аппаратов. Впоследствии, «минный броненосец» изменил свой статус – став по примеру собратьев линкоров. Вследствие большого количества торпедных аппаратов, боезапас всех орудий был существенно сокращен.
Учебно-боевые корабли «Д.Донской», «А.Нахимов», «В. Мономах», «Память Азова» самыми первыми в Российской империи получили новую артиллерию, и новые торпедные аппараты. Иначе, зачем на учебном кораблей старое вооружение?
Миноносцы
Тип «Грозный» — 2 75-мм пушки.
Номерные миноносцы Владивостокского отряда вместо исключения из списков флота продолжили службу, но уже в другом облике. Все миноносцы были переделаны речные катера – без ТА, но с усиленным пулеметным вооружением.
Достройка.
Опыт русско-японской войны было внимательно оценен, насколько это было возможно в течение нескольких месяцев. В ре-зультате строящиеся корабли решено было по возможности перестроить, согласно новым требованиям. Не обошли стороной и наболевшие мины. Было решено усилить подводную защиту всех российских кораблей.
Крейсера «Адмирал Макаров» и «Паллада». Оба получили 3 203-мм, 10 152-мм орудий. Крейсер «Баян» («Баян-2») так и не был заложен.
Крейсер «Рюрик-2». Изменения в конструкции. Усилены механизмы, в результате чего скорость возросла до 23 узлов. После достройки, в 1909 году перешел на Дальний Восток. Став единственным современным и крупным кораблем Российской Империи в ее восточных водах.
Броненосцы «Святой Евстафий» и «Иоан Златоуст», в отличие от усиливающихся крейсеров, было решено напротив ослабить. Причем даже обсуждалась версия, по превращению броненосцев в крейсера. Судя по всему, успех крейсеров, и не удача броненосцев сильно повлияло на морское министерство. Вновь возникла версия, что России надо сосредоточиться не на броненосцах, а на крейсерах – причем сильных и мощных. Этакая концепция одних «Пересветов» в новых условиях. Согласно другим вариантам, более приближенным к действительности русский вариант японской «Цукобы» и «Касимы». Однако от перестройки броненосцев в крейсера отказались.
А вот по отношению к броненосцам «Андрей Первозванный» и «Император Павел-1», было принято иное решение. Оба заложенных броненосца были разобраны на стапелях.
Строительство.
В период 1905-1908 года, Российская Империя фактически не строила крупных кораблей. Были достроены уже заложенные корабли. И только небольшим отклонением стала постройка 4-х крейсеров по улучшенному проекту «Жемчуг».
А вот в 1909 году, началось интенсивное строительство линкоров «Севастополь».
При строительстве российских линкоров были учтены многие факторы. В частности такой фактор, как мореходность — в РИ про него похоже «забыли», уступив место более насущным вопросам — а именно потоплению кораблей снарядами и торпедами. Теперь о мореходности во время вспомнили. Так как «Бородинцам» пришлось возвращаться обратно, на их характеристики смотрели второй раз. Все-таки остойчивость кораблей была не на высоте. В итоге на линкорах типа «Севастополь» был поднят бак, собственно и высота надводного борта так же возросла. (Собственно все русские линкоры, оказались менее «мокрыми» или «суше» чем в РИ).
Длительные угольные погрузки во время перехода «туда — обратно», сильно выматывали экипаж, что не могло не сказаться на боеготовности. Поэтому было решено перейти на с угольного на нефтяное, т.е. на мазут.
Линкоры типа «Севастополь».
Заложен в 1909 г, ступили в строй 1914 г.
Вооружение: двенадцать 305-мм орудий, шестнадцать 120-мм пушек, две 75-мм зенитки, без ТА.
Всего построено 4 единицы: «Севастополь», «Петропавловск», «Полтава» и «Гангут»
Черноморская серия имела незначительные отличия.
При строительстве черноморских линкоров предполагалось вооружить их новыми мощными 356-мм орудиями. Однако крупные орудия в срок не поспели, и линкор получил обычные 305-мм орудия. Другим отличием от балтийского проекта, стал минный калибр – 130-мм.
Линкоры типа «Императрица Мария».
Заложен в 1910 г., в строй 1915 г.
Вооружение: двенадцать 305 мм и 18 130-мм орудий, восемь 75-мм зенитных пушек.
Всего построено 3 единицы: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Андрей Первозванный».
Линкор типа «Император Павел-1».
Заложен в 1911 г., в строй 1916 г.
Вооружение аналогично «И. Мария».
Крейсера типа «Варяг» (в РИ «Светлана»).
Заложены в 1912 г. в строй в 1916.
Водоизмещение около 9000 тонн. Скорость 30 узлов. К 1916 году в строй вступили только два крейсера – «Варяг» и «Адмирал Лазарев»
Основная гордость Российского Императорского флота, и кошмар для строителей и комендоров. Первый крейсер, названный в честь легендарного «Варяга», должен был иметь мощное вооружение, соответствующее своему имени 15 орудий. Причем, помня уроки боя в Корейском проливе, расположение было решено отказаться от казематной схеме, и перейти к башням (линейно-возвышенная схема). Пять башен и каждая с тремя орудиями. Да новый «Варяг» мог с гордостью нести почетное имя и крушить всех врагов, которые были по слабее, или даже равного водоизмещения (на близких дистанциях).
(Похож на этот http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i167/0904/72/58879eaeab88.jpg.html)
Однако, «Варяг-2» сохранил практически те же ошибки, что и оригинальный «Варяг». Да вооружение было мощным, однако именно это вооружение и было основной защитой крейсера (кроме скорости). Башни оказались «прекрасным сплавом двух металлов: золота и тантала» (кто произнес такую фразу так и осталось неизвестно). Однако автор был не одинок в своей оценке, о чем свидетельствовали благодарственные отзывы, обычно такого содержания: «и на новом «Варяге», как и на старом, орудия стоят совершенно открыто», «это не башня, а только щит, причем настоящий щит был бы лучше», «на стоимость башен можно было построить еще один крейсер».
Едва заложив серию «Варяг» из 8 кораблей, как было решено заложить новый проект крейсера, лучше защищенный. «Был у нас Варяг», потом «Аскольд», а потом и «Богатырь», теперь новый «Варяг» и закладывают продолжение, скоро и третий строить начнут». Эта шутливая и емкая фраза оказалась пророческой.
Продолжением нового «Варяга» стал «Витязь», отличавшийся уже меньшим числом башен – только четыре (4 *3 130-мм). Уменьшение числа орудий, позволяло усилить защиту крейсера… или увеличить его дальность? Защита или дальность, или все одновременно? А действительно – одновременно. Пусть один проект будет лучше бронирован, а другой с улучшенной дальностью плавания.
Крейсера типа «Витязь», отличались улучшенной защитой. Два крейсера были заложены в Германии, и с началом войны конфискованы. Получили 150-мм орудия.
Крейсера типа «Муравьев-Амурский» с увеличенной дальностью плавания заложены (2 единицы) во Владивостоке. Предназначались для службы на Тихом океане.
Всего было решено построить 18 крейсеров. Причем, все крейсера должны были действовать вместе. Действительно три крейсера, прекрасно смотрелись вместе – «защищенный, сильный и с дальностью плавания, не хватает только быстрого».
Линейные крейсера типа «Измаил»
Это были самые мощные корабли русского императорского флота, издали похожие на крейсера типа «Варяг». При проектировании «Измаилов» обсуждалось несколько вариантов вооружения, в частности 15 356-мм орудий. Другой вариант предусматривал 406-мм орудия. Однако артиллерия такого калибра в срок не поспела. А от пяти башенной схемы на линейных крейсерах отказались. Однако в отличие от предыдущих линкоров, «Измаилы» имели линейно-возвышенную схему расположения орудий.
Заложен в 1913 г. в строй в 1917 году.
Вооружение: 4 *3 356-мм орудий, 18 130-мм и восемь 75-мм зенитных пушек.
Всего построены 4 единицы «Измаил», «Кинбурн», «Смоленск», «Рымник».
Несмотря на то, что в последствии по всем справочникам, корабли проходили как достроенные уже при советской власти, это было не так. На самом деле все корабли «вступили» в строй в конце 1916 года. Однако готовя грандиозную морскую операцию, где должны были участвовать все корабли флота, командование императорского флота решило скрыть вступление линейных крейсеров в строй. Благодаря умелой дезинформации, никто не знал, что все четыре линейных крейсера уже готовы к бою. Менее готовым был только «Рымник», но даже он мог уже принимать участия в боевых действиях. Вот только дезинформация играла и обратную сторону – и в России мало кто знал об их вступлении в строй.
Согласно одной из шпионских версий, для запутывания всех и вся, применялась смен названия корабля. Так под видом «Измаила» проходил испытания «Кинбурн» и «Смоленск» (не одновременно). А в качестве корабля наибольшей готовности (и следовательно готовности остальных) показывали «Рымник» но с названием «Измаил».
Тральщики.
Минная опасность оказалась значительно серьезнее, чем представлялось ранее. Существовало справедливое опасение, что новая война будет с еще большим количеством мин. И, следовательно, мины надо как можно быстрее убирать. Причем убирать как можно скорее – и после прекращения войны с Японией, на минах продолжали подрываться корабли. В итоге началось производство тральщиков типа «Минреп» (https://alternathistory.ru/alternativnyi-vmf-rossii-1910-1920-goda)
Военно-транспортные корабли, типа «Лена». Имея высокую скорость (не менее 20 узлов) такие корабли должны были сопровождать эскадры в длительных походах. В качестве вооружения предусматривалось 8 130-мм пушек.
Корабли типа «Новик», подводные лодки – как в РИ. За исключением строительства 4-х «Новиков» на Тихоокеанских верфях.
Не построенные корабли.
Крейсера типа «Победа»
Разрабатывались на основе крейсера «Рюрик». Вооружение 2*3 305-мм, 4*2 203-мм, 14 120-мм. Проект не реализован.
Крейсер типа «Пересвет».
Увеличенный вариант крейсера «Варяг». Предполагаемое изначальное вооружение – 15*3 254-мм. Малый размер главного калибра предполагалось компенсировать большим боезапасом. Существовал вариант и 12*4 254-мм, 6*2 203-мм. Минное вооружение – 18 102-мм орудий. Крейсера типа «Пересвет» должны были стать первыми тяжелые крейсерами дредноутской схемы построенные во Владивостоке. Однако строительство начавшиеся в 1914 году, было полностью прекращено в 1915 году.
Проект «Баян» («Скорпион»). Вариация объединения крейсера типа «Варяг» (в РИ «Светлана») с крейсером типа «Баян». Предполагалось вооружить крейсер 3-4 орудиями в 203-254-мм в 2-х кормовых башнях.
Линкоры типа «Петр Великий». Вооружение 406-мм или 457-мм.