Дизель-звезда. Радиальные дизели фирмы Guiberson
Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Американская фирма Guiberson Corporation с 1918 года производила оборудование для нефтяной промышленности. В 1926 году контора занялась побочным бизнесом — дизелями. Был запущен проект легкого звездообразного 9ицилиндрового авиадизеля по проекту молодого австрийского конструктора Фреда Тахельда (Fred Thaheld), а два года спустя в Далласе появилась компания Guiberson Diesel Engine Company.
В начале 1931го закончились испытания первого авиадизеля фирмы — Guiberson A-980. Подговорили некоего полковника Arthur G. Goebel поставить мотор на свой аэроплан. Полковник сей был знаменит тем, что на легком биплане Waco 10 перелетел из Сан-Франциско в Гонолулу. На дизельном Waco п-к Гебель преодолел "960 miles on 96 gallon" (1545км на 363 литрах топлива) или "10миль на одном галлоне". Красивость цифр намекает на присутствие рекламы. Все путешествие обошлось в 6,72$ по цене 7 центов за галлон дизтоплива. На этом же аэроплане была достигнута высота в 6610м, для мотора без нагнетателя — вполне неплохо. Мощность A-980 составляла 185л.с. на 1925 об/мин.
1. Guiberson A-980
Великая Депрессия здорово ударила по авиаиндустрии США, однако Губерсоны не сдавали свой "чумазый" бизнес. В 1934 году ВМС США заказали для своего Бюро Аэронавтики два дизеля A-918, развивающих 235л.с. на 2100об/мин, позже заказаны еще два мотора. Что морские авиаторы с ними делали — непонятно, наверное просто гоняли на стендах.
Вершиной творчества Guiberson Diesel на ниве авиамоторов стал A-1020 мощностью 325л.с.. В январе 1940 авиадизель был сертифицирован Civil Aeronautics Authority (CAA, Служба управления гражданской авиации). Для испытаний в полете A-1020 ставился на небольшой моноплан Stinson Reliant вместо штатного бензинового, оснащенного нагнетателем Wright Whirlwind R 760 E2 мощностью 320 л.с. на 2200 об/мин. При этом габариты дизеля были такими же, как у бензинового мотора, а вес больше лишь на 2,7кг.
2. Guiberson A-1020
3.
Переоборудованный Stinson Reliant совершил перелет из Далласа в Вашингтон. В рейсе дизель показал все свои преимущества и не показал недостатков — характерные для дизелей вибрации не наблюдалась. Самолет был показан представителям ВВС, ВМС и прочим заинтересованным североамериканским шишкам. Дизель получил кучу положительных отзывов, поэтому не удивительно, что им заинтересовался производитель дизельных моторов — фирма Buda. Интерес дошел до такой степени, что на крупном заводе фирмы Buda в городе Harvey около Чикаго началось развертывание производства мотора. Причем предполагалось выпускать оба его варианта — авиационный A-1020 и танковый T-1020. Кроме того, простым убавлением цилиндров планировалось получить менее мощные моторы — семицилиндровый в 240л.с. и пятицилиндровый в 170л.с., а установкой нагнетателя можно было здорово поднять мощность базового двигателя. Собственно дальше планов дело не пошло, история дизелей Guiberson в авиации на этом заканчивается.
Теперь о Guiberson'ах на броне.
Танковым Т-1020 с 1936 года заинтересовалась Армия США. С 36 по 38 было поставлено более 20 дизелей, устанавливавшихся на легких танках, причем T-1020 для охлаждения пришлось оснастить вентилятором для принудительного обдува цилиндров. Если работы в 30х не выходили за рамки экспериментов, то вступление США в войну дало фирме крупные контракты на поставку T-1020 для легких танков M3 и M3A1. Для воплощения этих контрактов в жизнь и металл в 1941 году Правительство США передает фирме Guiberson завод в Гарланде (Garland, пригород Далласа). Всего за 1941-1943 Армией США закуплено около 1500 "звезд".
Всего с T-1020 было построено танков: M1A1E1 — 7шт., M2 — 34шт. и M3 Diesel — 1285шт.
5. Поставки дизелей Guiberson в 30ее.
6. Контракты на поставку T-1020 в 41-43гг. | 7. Установка T-1020 на легком танке M3. |
8. Он же с системой охлаждения.
Кроме всего того, что было сказано ниже T-1020 приводил в движение экзотическое изделие фирмы Trackless Tank с армейским названием Т13 Armored Car.
9. Trackless Tank T13
Новый двигатель T-1071 (или T-1070) планировался как альтернативная двигательная установка на легком (затем переклассифицированным в средние) танке M7. Который впрочем в серию не пошел как известно, а на семи выпущенных экземплярах стоял карбюраторный, но тоже радиальный воздушного охлаждения Wright R-975.
10. T-1070
11.
Самым мощным из семейства стал T-1400 в 345 лошадей. Ставился он первоначально в качестве эксперимента на T5E1, M2A1 и M3A1, позже была выпущена небольшая серия в 28 танков M3A1 diesel (другое обозначение — M3A1 (D)). Дизельный M3 предлагалось поставлять по Ленд-Лизу в Великобританию и СССР, да что-то как-то не сложилось.
Двухрядная звезда T-2040 по видимому осталась только на бумаге.
12. T-1400
13.
14. ТТХ танковых двигателей Guiberson. Как видно из таблички обозначения моторам присваивались исходя из их рабочего объема в кубических дюймах. T-1071 — получил индекс по реальному объему, а обозначение того же мотора T-1070 просто "округлили".
К середине-концу войны у американцев появились "нормальные", классические по компоновке дизельные двигатели, да и "фана" по видимому у американцев по дизелям особого не было. В общем нужда в экзотической звезде пропала, завод в Далласе у фирмы отняли еще в 1942 году в пользу Continental Motors Corp., производящей на нем семицилиндровые бензиновые Wright'ы. А все производство сосредотачивалось на заводе в Иллинойсе. (С заводом в Иллинойсе какая то непонятка, да. Наверное это тот самый завод подрядчика фирмы Buda.) Небольшое количество моторов еще производилось — для торпедных катеров и прочей водоплавующей мелочи, пока в конце войны фирма Guiberson вообще не свернула "моторный" бизнес.
Собственно удивительного в этой истории то, что американцы сумели довести до рабочего состояния дизельную "звезду". Которая стала единственной крупносерийной в предвоенный и военный период. Жаль что ее не смогли приспособить на какой-нибудь легкий самолет, жаль, что не существует двухрядного радиального дизеля в классе 1000-2000л.с. 🙂
источник: http://p-d-m.livejournal.com/131387.html