Диванный обзор военной выставки DSEI 2019
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Тринадцатого сентября 2019 года в Лондоне закрылась военная выставка DSEI 2019 (Defence and Security Equipment International). Пришло время разобрать показанное там и обсудить это с нашего дивана. Разумеется, рассказать о каждой новинке в рамках одного материала не представляется возможным, потому мы выбрали только самое интересное.
Авиация
Главным экспонатом авиационной части выставки ожидаемо стал Tempest. Британцы не устают всячески показывать свой самолёт то ли пятого то ли шестого поколения, от того и новостей про него немало. Тут и показанный кокпит, и официальное участие Италии (о котором подозревали давно), и демонстрация набора вооружения, и заявление о желании купить учебные самолёты под Tempest. Всё это оставило в тени другие, не менее интересные новости.
Как обычно, много разговоров было о маленьких дронах. Всё так же популярны средства противодействия этим мелким «вредителям». Например, английская фирма Steel Rock представила новый вариант средства глушения сигнала и перехвата управления Night Fighter в различных вариантах. Тут и комбинированная установка с сетемётом от Open Works для полиции, и усиленная версия для военных. И даже установка глушилки на квадрокоптер, чтобы гоняться за дронами в условиях высотной застройки!
Но любое действие вызывает противодействие. И пока средства борьбы учатся глушить дроны, производители дронов учатся этим средствам противостоять. Так, фирма Drone Evolution активно продвигает квадрокоптеры на управлении по оптоволоконному кабелю. Уже сейчас дрон способен отлетать на пару километров от места пуска, подниматься на высоту до 200 метров и находиться в воздухе до шести часов. Никакие средства глушения и перехвата управления ему не страшны. Хотя всё равно остаётся вопрос живучести кабеля.
Но понятно, что кабель — это паллиатив. Та же Drone Evolution работает над иными методами «обороны» дронов. Например, дополнительные системы защиты от перехвата управления или дополнительные электронные мозги для принятия самостоятельных решений в случае потери связи с оператором. Пока это лишь простейшие действия вроде возврата к точке старта, но в будущем обещают, что дрон даже сможет самостоятельно продолжить разведку. А для защиты от грубой силы — вроде стрелкового огня и лазеров — разрабатывается титановый корпус. Всё это обещают показать уже в следующем году.
Перейдём от небольших дронов к более серьёзным представителям беспилотной летающей фауны.
Международная корпорация ВАЕ Systems объявила о приобретении небольшой фирмы Prismatic, занимающейся разработкой сверхвысотного дрона PHASA-35. Такие машины, в западной терминологии проходящие под аббревиатурой HALE (High-Altitude Long Endurance), проще всего назвать псевдоспутниками. HALE-беспилотник способен висеть на огромных высотах в 20 километров и более — а за счёт солнечных панелей не возвращаться на землю месяцами и даже годами, непрерывно снимая местность под собой. Такая система значительнее дешевле спутника, и её можно оперативно развернуть почти где угодно.
Высок интерес к подобным беспилотникам и у стран попроще, которые просто не имеют спутников на орбите. В серьёзных конфликтах такой дрон не применить, но против бабаев вполне пойдёт.
Наземная техника
Как Tempest в авиации, почти всё внимание к себе приковал Challenger 2 с новой немецкой башней, немецкой пушкой и немецким дизелем. Сложно уже сказать, какая по счёту это попытка установить на англичанина 120-мм гладкостволку, но можно предположить, что закончится она как обычно — ничем. У островитян просто не найдётся денег на столь дорогую модернизацию.
Занятной новинкой стала новая экспортная версия шведской САУ Archer от ВАЕ Systems. Интерес к колёсным артиллерийским самоходкам по-прежнему достаточно высок, но вот у Archer судьба как-то не задалась. Со скрипом принятая на вооружение самой Швеции, самоходка провалилась на международном рынке вооружений. Но ВАЕ, уже давно купившая создателей Archer — знаменитую фирму Bofors, не теряет надежды и пытается продвинуть на рынок новую версию: на немецком шасси Rheinmetall RMMV HX2, с обещанием модульности и лёгкой установки на любые другие колёсные базы и с новой электроникой. Вот только зашкаливающую стоимость и сложность изначального шведского проекта этим не исправить.
Вместе с глубокой модернизацией Challenger была показана чем-то схожая модернизация БМП Warrior от Lockheed Martin. Уже стало ясно, что недавний главный любимчик британских военных пере-БРМ / недо-БМП Ajax, которым хотели заменять чуть ли не ОБТ, массово в армию не поступит. Просто не хватает денег. А значит, старым Warrior служить и служить. Вот и предлагается их модернизировать с использованием технологий того самого Ajax. Тут и новая башня под новую 40-мм пушку, и продвинутая электроника. Но опять встаёт вопрос — а хватит ли на всё это счастье денег?
Дроны успешно покоряют не только небо, но и землю. Пока все обсуждали эстонского робота с британской ракетой Brimstone, незамеченной прошла более интересная новость. Корпорация Raytheon, которая совместно с Lockheed Martin производит знаменитый ПТРК Javelin, заявила об адаптации этого комплекса к беспилотным машинам. По словам представителя компании, они не только завершили испытания системы, но и добились лёгкой интеграции с почти любыми наземными дронами, представленными на рынке. Вполне вероятно, в ближайшее время мы увидим целый вал проектов беспилотных «истребителей танков» с Javelin.
Ещё одной интересной новинкой от Raytheon стал мобильный радар KuRFS, предназначенный для работы с современными системами противоминной и противоракетной обороны. Серьёзным плюсом является адаптация к огромному перечню «зениток», от обычных пушечных систем и ракет, до наземной версии Phalanx и боевых лазеров. Заявляется и о высокой эффективности в обнаружении дронов любых размеров, и о наведении на них чего-то летального. И, хоть радар уже был представлен ранее, теперь в Raytheon намекают на его возможные экспортные поставки.
Флот
Морская часть выставки прошла под лозунгом «Сделать Британию снова великой морской державой… ну хотя бы просто морской державой». Было много разговоров об усилении британского флота, о новых вызовах для него и ответах на них.
Главной новостью стало объявление победителя в конкурсе на будущий фрегат Type 31. Им стала фирма Babcock Group с проектом Arrowhead 140 — глубокой переделкой неплохого шведского Iver Huitfeldt. Постройку обещают начать в 2021 году, а первый корабль принять на вооружение в 2027-м. Официально проект выбран как наиболее подходящий «духу Британского флота», но злые языки поговаривают, что он просто имеет наибольший процент деталей, производимых в Англии.
Не забыли и про флагман флота Её Величества — авианосец Queen Elizabeth. В основном речь шла о «свите королевы». Много говорили о закупке новых вертолётов для размещения на борту, об адаптации английских «апачей» для базирования на Queen Elizabeth. Вспомнили и о том, что у Британии, по сути, нет современного корабля снабжения, способного поддерживать «королеву» в дальних походах.
Под эти разговоры испанская фирма Navantia в сотрудничестве с немцами BMT представили проект подобного корабля. Предполагается, что им могут заинтересоваться не только в Британии, но и в других странах, обладающих небольшими авианосцами, вертолётоносцами или крупными УДК.
Другая интересная новинка форума — опционально-беспилотный литоральный корабль TX от Steller Systems. В наличии все модные для литоральников особенности — модульность, заточенность под противолодочные и прибрежные операции, интеграция с целой горой дронов — как морских, так и воздушных, а также снижение заметности.
Вдобавок ко всему этому появится возможность эксплуатации корабля без экипажа. В таком режиме ТХ может выполнять противолодочные и противоминные операции — для всего остального экипаж на борту всё же требуется. Правда, за счёт высочайшего уровня автоматизации на корабль водоизмещением в 600 тонн нужно всего 15 человек. И, хотя официально это не заявлено, судя по всему, проект выполнили с оглядкой на текущую американскую концепцию беспилотного «Призрачного флота», где как раз предусмотрена разработка похожего корабля.
Наверное, самой необычной новинкой морской части DCEI 2019 стал проект полупогружаемого стелс-катера для боевых пловцов VICTA от фирмы Sub Sea Craft. Катер везёт до восьми пловцов с экипировкой, сам перевозится транспортным вертолётом вроде «Чинука» или схожим с ним. В надводном положении катер развивает до 30 узлов при минимальном уровне шума и заметности на радарах. В подводном же положении, как утверждают его создатели, обнаружить VICTA практически невозможно. Несмотря на то, что разработчики говорят о революционности своего проекта, на деле особых преимуществ перед уже существующими мини-субмаринами в нём нет. А в дизайне отчётливо виднеются уши «наркоподлодок».
О других новинках DCEI 2019 можно говорить ещё долго, но нам всё же пора заканчивать. Ждём следующие выставки и интересные новости с них!
источник: https://warhead.su/2019/09/23/divannyy-obzor-voennoy-vystavki-dsei-2019