Деревянный тяни-толкай или штурмовик Ш-Тандем и его возможные потомки.
Советнику первого заместителя Наркома обороны т. Сухову
Ректор Ленинградского им. Ленина Ордена Ленина института передовой техники
орденоносец — профессор Сивый М.
Опытный образец Ш-ТАНДЕМ 1937 года.
Уже на втором опытном самолете было установлено шасси с передней опорой. Столь передовое решение, впервые применяемое для небольшого самолета, опиралось на существенный опыт по эксплуатации СБТ в течении нескольких лет.
В течении 198-39 гг. конструкция подверглась существенной дороаботке. Опытный, по своей сути, самолет, постепенно превращался в грозного воздушного бойца.
Опытный образец на аэродроме Душанбе перед перелетом на максимальную дальность.
Высокие летные характеристики Ш-ТАНДЕМ привлекли внимание к самолету, как к возможному разведчику-корректировщику с высокой скоростью и хорошей схемой оборонительного огня. Именно такой машины нехватало РККА. Одновременно флот заинтересовался катапультным разведчиком для линкоров и новых крейсеров. Миниатюрные размеры машины как нельзя лучше соответствовали требованиям моряков.
Интересна сравнительная компоновка Ш-ТАНДЕМ и Су-2. Следует помнить, что при существенно меньших габаритах площадь крыла «тандема» (30,4 м.кв) практически равна площади крыла Су-2 (29 м.кв).
Начало серийного производства для нового самолета совпало с проведением масштабных учений авиации летом 1940 года. Первые тандемы неожиданно успешно не только атаковали наземные цели, вели разведку и корректировали огонь авиации, но и оказались способны перехватывать бомбардировщики. После проведения учебных боев с различными самолетами (включая «поединки» с последним вариантом СБТ), Грушин всерьез взялся за рассмотрение вариантамногоцелевого самолета поля боя, способного не только бомбить и штурмовать.
Один из первых серийных самолетов на аэродроме под гомелем (июль-август 1940 года).
Для существенного повышения летных характеристик Грушин решил пойти на установку новейшего мощного мотора Швецова. С этим двигателем скорость тандема даже без уменьшения площади крыла, что постоянно требовали военные, могла достигнуть почти 600 км/ч. Это позволяло поднять полезную нагрузку до 1 т — для столь небольшого самолета величина невиданная!
Дальнейшие работы, проведенные совместно с КБ Швецова, показали совершенно новые перспективы самолета: диаметр фюзеляжа штурмовика практически совпадал с размерами нового двигателя. Было начато изготовление штурмового истребителя, способного взять на внешней подвеске до 3 бомб по 250 кг, имеющего (без бомб) скорость у земли не менее 515-520 км/ч и на высоте до 600. В целях улучшения маневренности заднее крыло было опущено на уровень переднего.
Второй вариант истребителя имел измененный гаргрот кабины и гидравлическое управление кормовой уже пушечной установкой. Теперь штурману не требовалось ложиться во вращающемся блистере.
Одновременно со штурмовым истребителем была начата работа по изготовлению легкого самолета-ракетоносца, вооруженного 2 управляемыми ракетами т.217. Для ускорения работ были использованы отдельные фрагменты конструкции бомбардировщика Су-2. Самолет, по замыслу Грушина, должен был иметь кормовую пушечную установку с гидравлическим приводом, верхний и нижний пулеметы ШКАС. С 2 ракетами по 120 кг и подвесным баком 330л взлетный вес самолета по расчетам составлял 3560кг.
Но пришла война…
17 июля 1939 г. К.Е.Ворошилов направил И.В.Сталину и В.М.Молотову проект постановления «О развитии самолетных заводов НКАП» (письмо No.80692). Документ предусматривал увеличение мощностей существовавших заводов, а также постройку 4 новых с тем, чтобы в итоге произвести в 1941 г.: бомбардировщиков — 10400, истребителей — 13000, разведчиков и штурмовиков — 5800, всего 29200 боевых самолетов без учета морских. Причем подчеркивалось, что указанные мощности не полностью обеспечивают потребности ВВС на 1941 г. Эти цифры настолько поразили профессора М. Сивого, что он рехнулся окончательно: план производства только на один год почти в 8,5 раза превышал совокупное количество всех немецких самолетов, участвовавших в нападении на СССР 22 июня! Профессор содрал с себя одежду и с криком «..всех порвем!…» выскочил из дома.
…С тех пор его никто не видел…