“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.

20

 

“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.
В мемуарах Москалева Александра Сергеевича “ Голубая спираль” есть упоминание о революционных разработках треугольного истребителя, некого русского Глухарева в Америке. Шавров В.Б. в своей “История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.” так описывает эту историю:

“В 1937 году советская разведка сообщила, что в США, в фирме Сикорского, русский эмигрант Михаил Глухарёв начал разработку «треуголки» с толкающим винтом.
До Сталина дошла информация о теоретических работах над крылом необычной формы русского эмигранта Глухарева в Америке. Москалеву предписывалось в кратчайшие сроки разработать аналог самолета «Сигма», осуществить его постройку в ОКБ-31 и провести летные испытания”
“Примерно в то же время в США другой талантливый русский инженер M.E. Глухарев, соратник И.И. Сикорского и главный инженер его фирмы, предметно изучал аэродинамику стреловидного и треугольного крыльев. Результатом изысканий стало создание им в 1939 г. истребителя-бесхвостки с треугольным крылом.
Все эти проекты имели перспективную направленность, так как преимущества данной аэродинамической схемы проявлялись полной мере только на транс- и сверхзвуковых скоростях, которые в то время можно было получить лишь в аэродинамических трубах.”
Кто этот Глухарев и как выглядел его проект?
“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.
Проект выглядел так: рисунок из книги Москалева
Единственная фотография модели истребителя Глухарева сделаная из бальзы.
“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.
Это современная реконструкция проекта (американцы называют его Gluhareff “Dart”)
“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.
Информации по проекту крайне мало. Есть только предположительные ЛТХ.
Скорость-805 км/ч;
Потолок-10 000 метров;
Дальность полета- 1 800 км;
Вооружение- 6 х 12,7 пулеметов (боезапас 400 патронов на ствол).
Судя по рисунку, Глухарев в своем невероятном проекте, обединил сразу несколько иновационных и нестандартных решений, действительно революционных для авиации того времени:
1.Схема летающее крыло;
2.Безхвостовая схема;
3.Крыло с большим углом стреловиднсти;
4.Шасси с носовым колесом;
5.Соосные винты.
6.Расположение двигателя в центре масс самолета.
Нет информации рассматривался ли данный проект ВВС США. Но если он и рассмтривался, то он явно был отклонен как излишне сложный и фантастичный. Он просто превзошел свое время на десяток лет. Гениальнось Михаила Глухарева-неоспорима.
Интересным фактом являеться то, что советская разведка знала о нем еще в процессе создания эскизов(!). Что само по себе, очень интересный факт, наводящий на размышления…..
В любом случае. этот крайне передовой и альтернативный проект, ни чем реальным не закончился….Фокус интересов Глухарева, как конструктора переместились на другую революционную тему — вертолеты.
“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.
ГЛУХАРЁВ Михаил Евгеньевич
(17.9.1892 – 1967)
Русский военный инженер и летчик
Американский авиаконструктор и изобретатель
Родился в Петербурге.
1910 – окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт. Увлекался автогонками, яхтами, лыжами.
1911 – построил и сам испытал балансирный планер.
1914 – с началом Первой мировой войны перешёл в Николаевское ИУ.
1916 – окончил Николаевское ИУ.
1917 – курсант Гатчинской авиашколы. Не дожидаясь диплома военного лётчика, уехал на фронт.
До полного развала армии успел совершить несколько боевых вылетов.
Участник Белого движения.
В Гражданскую войну воевал у Деникина.
Пробовал себя в боевых действиях не только как пилот, но и как водитель танка.
Попал в плен к красным, чудом бежал и пробрался в Финляндию, куда заранее переехала его семья. Углубленно занимался аэродинамикой.
В начале 20-х – спроектировал, построил и облетал несколько планеров и экранолётов, экспериментально подтвердив расчёты.
К 1924 – понял, что в Финляндии не сможет реализовать свои идеи, вместе с братом перебрался в США к И.И. Сикорскому (1924).
«Фирма Сикорского – это русская компания, где работали русские специалисты. Среди них были и петербуржцы. Могу назвать, например, братьев Глухаревых – Михаила и Сергея. До революции они были очень удачливыми и богатыми купцами, имели дом в Финляндии. Старший, Михаил Евгеньевич, был правой рукой отца как инженер и конструктор. Младший, Сергей Евгеньевич, имел организаторский талант и был руководителем инженерного отдела». Из интервью сына И.И. Сикорского.
1925 – Сикорский стал вице-президентом компании «Сикорский Мэньюфекчуринг Корпорейшн». Сняв с себя значительную часть административного груза, конструктор смог уделять больше внимания технической стороне дела. Для начала они вместе с Сикорским спроектировали новое крыло для легкого самолета «Дженни» — JN-4D, который без предупредительных признаков срывался в штопор. Новое крыло значительно улучшало пилотажные свойства. Машина стала простой в управлении и надежной в эксплуатации. Теперь самолет использовался даже для первоначального обучения.
Сикорский сразу поддержал первые идеи Глухарёва: создать высокоэффективное универсальное крыло и обеспечил ему все необходимые условия. Новое крыло дало возможность значительно увеличить грузоподъёмность и при этом повысить скорость Фирма Сикорского сразу же получила заказ на дюжину крыльев GS-1 (Глухарёв-Сикорский 1). После этого успеха Глухарёв официально стал главным инженером. Все крылья самолётов Сикорского, начиная с S-31 по S-42, строились именно с этим профилем.
В 30-е – начал проработку стреловидного и треугольного крыла, на 15-20 лет опередив своё время.
1939 – создал проект бесхвостого истребителя с треугольным крылом.
1942 – избран членом Учёного совета Института аэронавтических наук.
На вертолётном поприще за ним числится 12 патентов. Самой значительной его разработкой были взаимозаменяемые металлические лопасти несущего винта.
1948 – Американское вертолётное общество преподнесло сертификат за «Значительный вклад в развитие винтокрылых летательных аппаратов».
1954 – оно же вручило медаль Александра Клемина «За выдающиеся достижения в улучшении винтокрылых летательных аппаратов».
1957 – выдающийся специалист Америки по аэродинамике несущих поверхностей после ухода главного конструктора на пенсию заменил его на этой должности.
1960 – ушёл на заслуженный отдых.
Вот такая вот история фантастического проекта, веявившая еще одного гениального русского- который оставил яркий, но малоизвесный след в истории мировой авиации.

 

Сергей Сыч.

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account