Дали канадцам «Боинг»… Boeing 720/FTB 1
Произведенный в 1960 году Boeing 720 s/n 18024 прожил насыщенную жизнь пока в 1985 году не попал в руки P&WC (Pratt & Whitney Canada), где получил чудесную яркую ливрею и разные фишки, приспосабливающие старичка к его новой роли — летающей лаборатории для испытания новых двигателей. Для реализации этой задачи было усилено правое крыло и обшивка на нем — теперь на ближнем к фюзеляжу пилоне вместо штатного P&W JT3D-1 мог монтироваться какой-нибудь новый ТРД. Ближе к носовой части на фюзеляже, тоже по правому борту, на небольшом пилоне появилась возможность поставить небольшой ТРД. Еще была установлена ВСУ — чтобы использовать машину на небольших неподготовленных аэродромах. В октябре 1986го преобразованный самолет, получивший новую «говорящую» регистрацию C-FETB (Flying Experimental Test Bed), совершил свой первый полет в новом качестве. Базировался теперь он в Квебеке, на небольшом аэродроме Saint-Hubert (пригород Монреаля), где продолжилось его дооснащение необходимым испытательным оборудованием. Еще была радикально переделана носовая часть под возможное размещение ТВД, РЛС перенесли на новое место — в обтекатель над кабиной пилотов, а трубки приемников воздушного давления — на верхнюю часть киля. Большая неокрашенная площадь на спине самолета — это радиатор для многочисленной аппаратуры. В январе 88го уже окончательно подготовленный Боинг делает очередной «первый полет», теперь во внутренней документации P&W он зовется не «720ый», а FTB 1 (Flying Test Bed 1).
Первым подопытным стал ТРД IAE V2500, крепился он под крылом на пилоне. Начиная с мая 88го этот двигатель, предназначавшийся для семейства Airbus A320, налетал около 50 часов. Затем в носовой части прописались турбовинтовые моторы семейства P&W Canada PW100, потом ТВД PW300, далее JT15D, PW500, PT6, PW600,… За свою карьеру, закончившуюся в 2010 году, борт увидел всю большую гамму моторов канадской Pratt & Whitney. Было выполнено 2444 полетов с 688 различными экземплярами авиамоторов, и вообще C-FETB стал последним летающим Boeing 720. Отказ от него произошел по двум причинам: усталость самолета, и увеличение диаметра ТРД которые теперь не помещались под крылом 720го.
В настоящее время FTB 1 демонстрируется в National Air Force Museum of Canada, хотя самолет сугубо гражданский. Однако только у этого музея нашлись подходящие площади для его размещения.
Основные типы двигателей, тестируемых на FTB 1.
IAE V2500, ТРД, май 1988
P&WC PW100, ТВД, ноябрь 1988
P&WC PW300, ТРД, май 1989
P&WC JT15D, ТРД, май 1993
P&WC PW500, ТРД, апрель 1994
P&WC PT6, ТВД, октябрь 1996
P&WC PW600, ТРД, октябрь 2002
Кроме «красного» FTB 1 был еще и «синий» Boeing Model 720-023B, в синей ливрее, он же FTB 2. Его послужной список и время эксплуатации в качестве летающей лаборатории были меньше чем у «красного» и был он не столь радикально переделан как FTB 1. В настоящее время на P&WC в качестве летающих лабораторий используются два Boeing 747SP.
1. Первое место работы нашего героя — авиакомпания American Airlines. Регистрация: N7538A.
2. FTB 1 с ТРД IAE V2500 под крылом.
3. В носовой части — турбовинтовой PW150.
4.
5.
6. С ТВД PT6A-68.
7. Сразу с двумя двигателями — ТВД PW100 и ТРД PW500. Единственный шестимоторный Boeing?
8. На боковом пилоне — Pratt & Whitney 615. ТВД 600ого семейства стали последними, тестируемыми на этом самолете. Видны накладки около некоторых иллюминаторов сделанные для усиления конструкции дряхлеющего самолета.
9.
10.
11. PW300?
12.
12. PW535 с обтекателем.
13.
14. В таком виде самолет экспонируется сейчас.
15. Компоновка салона.
источник: https://p-d-m.livejournal.com/572583.html