D-21 – проект истребителя четвертого поколения на базе МиГ-21
Предисловие редакции: в конце прошлого года наши читатели имели возможность познакомиться с разработкой перспективного легкого боевого самолета LIRPA. Сегодня мы хотели бы представить вам еще один интересный проект D-21, над которым работает чешско-австралийская компания Aerosystems Potts Ltd. Хотя капитальная модернизация самолетов типа МиГ-21 была справедливо отвергнута политическим руководством нашей страны и возвращение к устаревшему планеру представляется нецелесообразным, тем не менее, проект D-21, представляющий капитальную переделку МиГ-21, представляется нам весьма перспективным.
Проект D-21 разрабатывается на основе анализа эскизного проекта SPITFIRE (SPeciální Integrovaný Taktický a Frontový letoun s Infračervenou a Radiolokační Evanescencí – специальный единый тактический и фронтовой истребитель с инфракрасной и радиолокационной малозаметностью), который показал удобство использования значительного количества узлов еще существующих истребителей МиГ-21 для капитальной переделки или для использования в производстве истребителей четвертого поколения или поколения «4+» с значительным количеством новых узлов и деталей.
Старые советские «миги» могут послужить для создания довольно дешевого в производстве современного боевого самолета. Это, безусловно, будет выгодным на международных рынках, поскольку в мире по-прежнему летают тысячи истребителей МиГ-21 различных модификаций.
Данная модернизация, для которой компания в соответствии с первоначальным эскизным проектом присвоила внутрифирменное обозначение SPITFIRE CS, также может стать ценным экспортным продуктом сотрудничающих чешской и австралийской авиационных промышленностей и будет способствовать улучшению платежного баланса Чешской республики, находящегося в последние годы в довольно сложном положении.
Генеральный директор австралийской части компании Aerosystems Potts г-н Дж. Кудес (J. Cudes) сказал:
«Я совершенно не понимаю, почему ваша страна должна покупать дорогостоящий летающий лом, которым является самый доступный на сегодняшний день истребитель F-16A – истребитель, от которого отказались ВВС США. Эти самолеты, чтобы в дальнейшем быть пригодными для эксплуатации, должны пройти дорогостоящую программу среднесрочной модернизации, которая обойдется в миллионы долларов за каждый самолет. Я не сомневаюсь, что покупка самолетов, модернизированных в соответствии с нашим проектом SPITFIRE CS, является более выгодным решением. Они будут более современными, более эффективными и более дешевыми. Для их аэродромного обслуживания мы сможете использовать большую часть наземного оборудования, которое у вас имеется со времен, когда ваша страна подчинялась Москве, и которого у вас, наверняка, полные склады».
В начале ноября руководство компании Aerosystems Potts обратилось с предложением представить свой проект главе министерства обороны Чешской республики, однако из-за недавно произошедшей смены правительства в компании все еще ожидают ответ на свой запрос. Скорее всего нынешнее переходное правительство не захочет делать столь резкие шаги, поэтому более конкретных переговоров следует ожидать только осенью этого года. Как сказал г-н Кудес:
«Время идет, но не всегда можно сказать, что оно работает на нас».
Проект SPITFIRE CS предполагает серьезную переделку планера, установку новых двигателей и оснащение самолета новой авионикой. Преимуществом подобной концепции является многомоторная силовая установка, которая обеспечит самолету лучшую выживаемость в реальных боевых условиях: в этом отношении одномоторные самолеты являются слишком уязвимыми.
Какие корректировки планера предлагает данный проект? Остается центральная часть фюзеляжа (в районе крепления консолей крыла). Задняя часть фюзеляжа с хвостовым оперением будет полностью удалена и заменена новой более короткой, в которой будет установлены новые двигатели. Новая силовая установка будет состоять из двух или даже четырех подходящих двигателей (в качестве варианта рассматривается силовая установка, состоящая из четырех польских двигателей K-16). Передняя часть фюзеляжа будет полностью новой и выполненной почти целиком из композиционных материалов.
«Мы отвергли карбинилглобиновые композиционные материалы, которые были применены в конструкции проекта боевого самолета LIRPA 2010, поскольку наш опыт показывает, что в ходе продолжительной эксплуатации аэродинамический нагрев на скоростях около М=2,0 может привести к потере свойств данными материалами. В настоящий момент мы находимся в процессе поиска наиболее подходящего материала для окончательного варианта нашего самолета».
Перед тем как новая носовая секция фюзеляжа будет полностью переработана, она будет адаптирована для размещения части новой авионики и для крепления переднего горизонтального оперения. В совершенно новой носовой части самолета будет размещена современная радиолокационная станция, которая в целях уменьшения вероятности поражения средствами вражеской ПВО будет работать короткими импульсами.
Крыло D-21 по своей сути в основном оставалось крылом от МиГ-21 за исключением установки новых элеронов и законцовок. В отличие от МиГ-21 крыло D-21 будет сдвинуто назад. Новые законцовки (типа «уши») будут изготовлены из композитных материалов. Переднее горизонтальное оперение также будет выполнено целиком из композитных материалов. Совместно с отклоняемым вектором тяги переднее горизонтальное оперение обеспечит высокую скорость разворота относительно поперечной оси. Компьютерное моделирование показывает, что D-21 по своему потенциалу приблизится к всемирно известному Су-37, но при этом будет гораздо легче русской машины. Самолет будет лишен вертикального оперения, поскольку управление по курсу будет осуществляться отклонением вектора тяги.
«В конструкции нашего самолета мы предлагаем такие технические решения, которые до этого были испытаны в США на экспериментальных беспилотных летательных аппаратах. Мы уже провели подобный эксперимент и его результаты оказались весьма обнадеживающими. ВВС США планируют введение в эксплуатацию такой техники после 2010 года, но вы с большой долей вероятности можете получить ее гораздо раньше.
Что касается малозаметности, которая упоминается в обозначении этого удивительного проекта, то данная технология имеет определенные преимущества по сравнению с американской технологией stealth. Во-первых, в условиях большой влажности воздуха, которая, как я слышал от друзей, довольно часто встречается у вас, данная технология не увеличивает радиолокационной заметности, как в случае с американскими самолетами F-117A и B-2A. Напротив, высокая влажность воздуха и возможный дождь улучшают свойства малозаметности D-21.
Нам также удалось подавить излучение в инфракрасном спектре, и поэтому наш самолет будет выступать в качестве источника тепла с температурой около 250°С. Это сделает невозможным использование какой-любо военной инфратехники для захвата нашей машины. Но, разумеется, вы понимаете, что я не могу рассказать вам, каким образом мы достигли таких параметров. Это один из наших самых тщательно охраняемых секретов.
Мы даже сталкиваемся с противоположной проблемой: при полете группы самолетов в условиях плохой видимости, когда пилоты теряют друг друга из вида, существует опасность их столкновения друг с другом, поскольку обычные датчики, установленные на соседних самолетах, никак не среагируют. Мы пытаемся решить данную проблему таким образом, чтобы у D-21 не ухудшились характеристики малозаметности.
Одним из вариантов является установка на самолет специального радиомаяка, мощность которого является недостаточной для захвата системами ПВО противника и в то же самое время достаточной для предотвращения столкновения самолетов, действующих в составе одной группы.
Я считаю, что находимся на верном пути, но нам еще предстоит проверить наши идеи на практике. Некоторую проблему представляет тот факт, что в Австралии очень сухой климат, а нам хотелось бы промоделировать наши технические решения не в имитируемых условиях, а в реальной ситуации. Поэтому испытания, скорее всего, будут проведены в Чехии».
К нашему большому сожалению нам не удалось побывать в «творческой мастерской» компании Aerosystems Potts.
«Понимаете, ряд наших технических решений строго засекречен из опасения, что нашими ноу-хау воспользуются конкуренты. Поэтому нам ничего не остается как бороться со случайными утечками секретной информации. Но как только в Чешской республике начнутся летные испытания экспериментальных машин, мы будем рады пригласить вас. В настоящий момент мы можем представить читателям вашего журнала только схемы общего вида концептуальной модели и снимки макета. Приходите 1 апреля на пресс-конференцию, которая состоится в офисе компании Potts, там вы узнаете гораздо больше».
источник: J. T. DUŠEK a APAS «D-21 PRO ČTVRTOU GENERACI» // Letectvi+Kosmonautika 7-1998, стр.32-33/448-449