Статья о замене кукурузника вызвала большой отклик особенно в Дзене. И мне захотелось вспомнить об экзотических вариантах самого Ан-2.
Первый из таких вариантов — Ан-2 НАК, ночного разведчика и корректировщика артиллерийского огня появился ещё до того, как закончились испытания базового Ан-2. От него осталась только передняя часть, сзади была застеклённая кабина штурмана и двухкиливое оперение, чтобы не мешать стрельбе из пушки.
Вскоре после этого был разработан Ан-6, самолёт-зондировщик атмосферы — с кабиной метеоролога у основания киля.
Впрочем, оказалось, что высотности двигателя не достаточно для поставленной задачи. Однако через некоторое время на его основе разработали проект высотного самолета для борьбы с американскими автоматическими разведывательными и агитационными аэростатами. Сразу за крылом установили дистанционную установку с зенитной пушкой и прожектором для ночного поиска целей.
Был ещё вариант с заменой бипланной коробки на одно крыло большого удлинения. Он даже получил «истребительный» нечётный индекс Ан-3 (первый с таким названием). Но ни тот, ни другой проект так и не осуществили — спасая свои аэростаты от советских истребителей, американцы начали повышать высоту их полёта.
Хотя Ан-2 имел выдающиеся взлётно-посадочные характеристики, КБ не оставляло попыток их ещё более улучшить. Был построен Ан-2 на многоколесным шасси.
Появилась возможность взлетать с пахоты, песка и площадок, изрезанных канавами шириной до 50 см. Но маневренность на земле стала хуже. Поэтому самолёт с новое шасси серийно не строили.
В начале 2000-х появилось предложение использовать простаивающие из-за выработки ресурса двигателя Ан-2 в качестве экраноплана. Экранный эффект позволял использовать автомобильный двигатель в два раза меньшей мощности, чем у исходного Ан-2.
В рамках СЭВ производство Ан-2 было отдано полякам. Кому-то в нашем авиапроме пришла в голову дурацкая идея использовать на сельскохозяйственном самолёте реактивный двигатель (одной из причин, как говорят было желание некоего высокопоставленного чиновника насолить лично Антонову). В итоге получился один из самых уродливых самолётов М-15, но прежде поляки захотели опробовать концепцию.
На Ан-2 поставили реактивный двигатель и сделали летающую лабораторию Лала-1.
И напоследок — несколько нереализованных проектов. Грузовой Кор-54 с загрузкой через трап в хвосте.
Самолёт на основе Ан-2 с шасси на воздушной подушке.
Нужно упомянуть и о нестандартном применении Ан-2.
Вьетнамцы использовали его для борьбы с кораблями Южного Вьетнама. Якобы, однажды пара Ан-2 потопила фрегат — но это у меня вызывает сомнение. Всевозможные же катера они топили в товарных количествах.
До сих пор Ан-2 используют в Северной Корее в качестве штурмовика:
Во второй Карабахской азербайджанцы массово использовали переделанные в БПЛА Ан-2 для того чтобы выявить и подавить ПВО Карабаха.