Сразу предупреждаю – это первоапрельский прикол такой!
Многие военачальники РККА (Гамарник, Эйдеман, Халепский прежде всего, и даже сам Ворошилов), в той или иной степени разделяли параноидально декламируемую при каждом удобном случае, убеждённость Тухачевского в неизбежности войны с Польшей, которая якобы должна была начаться не позже 1934 года.
И к этой войне готовились. Принятые в дикой спешке на вооружение Т-26 и БТ, как раз и должны были порвать в клочья поляков в той войне…
Жертвой этой поспешности, стали танки отечественной разработки, требовавшие, как тогда полагали, больше времени на доводку и освоение в серии: лёгкий Т-19 и средний Т-24, который даже успели выпустить небольшой партией (25 машин).
Вот за него-то я и хочу сейчас «заступиться».
В общем, так. В 1930-ом году, после испытаний танка Т-24, руководство РККА вдруг осознало, что на его базе можно получить целое семейство танков, едва не всех классов. И это было более чем кстати! Современных танков РККА тогда не имела вообще. Лёгкий Т-18 устарел, средних вообще никогда не было, а тяжёлые «ромбы» «Рикардо» – это вообще уже ископаемые динозавры.
Вот и решили на базе относительно удачного Т-24, сделать целое семейство, под абсолютно все запросы РККА.
(Это родоначальник семейства – «классический» Т-24. Броня 20 мм. Вооружение: опытная 45 мм мушка Соколова, 4-5 пулемётов ДТ. Скорость 22,5 км/ч. Экипаж 5 чел.)
Его непосредственным наследником («первой очереди»), стал средний (маневренный) танк Т-24А, в котором просто устранили большую часть недостатков Т-24.
(Т-24А обр. 1931 г.)
Основные изменения: башни, и главная и малая, чуть ниже – что стало возможным после перехода на более компактное 37 мм орудие «большой мощности» Б-3 и отказа от установки бортовых башенных пулемётов. Шаровые установки в бортах башни при этом сохранили «на всякий случай» – если башню заклинит, из этих установок можно стрелять, переместив в нужную, пулемёт из лобового листа башни. За счёт уменьшения высоты башен, лобовую бронезащиту усилили до 30 мм. Новая, более совершенная трансмиссия позволила поднять скорость до 35 км/ч при том же двигателе М-6 мощностью в те же 250 л.с. Экипаж – 5 чел. Как на прототипе.
Именно этот танк начали выпускать на ХПЗ в 1931 году. В том же 31-ом, на новосформированном танковом з-де №174 приступили к выпуску лёгкой и наиболее массовой модели Т-24Б.
(Т-24Б обр. 1931 г.)
Это лёгкий танк Т-24Б, специально заточенный под самое массовое производство. Броня 20 мм лоб, 15 мм борт-корма. Вооружение 37 мм пушка Б-3 и два пулемёта ДТ. Бортовые установки для пулемётов упразднены. Вместо пулемётной, у командира только наблюдательная башенка. Силовая установка – облегченный М-6 мощностью 180 л.с. (как на Т-12). Скорость не менее 30 км/ч. Экипаж – 4 чел.
В 1932 году в Питере, на базе Т-24 разработали первый советский тяжёлый танк Т-24В.
(Т-24В обр. 1932 г.)
Тяжёлый танк Т-24В. Броня: лоб 50 мм, борт-корма 30-20 мм. Вооружение: в главной башне спаренная установка пулемёта ДТ и переделанной под танк морской 57 мм пушки Гочкиса (в альтРККА нет калибра 45 мм. Зато есть 37 и 57 мм). Плюс ещё по пулемёту ДТ в малых башнях. Причём предполагалось, что в малой передней башенке, ДТ будет впоследствии заменён на крупнокалиберный пулемёт ДК. Двигатель – всё тот же М-6 из котого выжали максимальную «паспортную» мощность 300 л.с. Скорость до 25 км/ч. Экипаж – 5 чел.
Выпуск этого танка развёрнут в 1934 году на ЛКЗ. Практически одновременно на ХПЗ приступили к мелкосерийной сборке специальной штурмовой версии тяжёлого танка Т-24Г.
(Т-24Г обр. 1933 г.)
Тяжёлый штурмовой арттанк Т-24Г. В передней части корпуса вновь появилась пулемётная установка. Главная башня установлена на погоне того же диаметра, что и у Т-24В. Сама башня немного длиннее и в ней установлена танковая версия 76,2 мм полковой пушки. Рядом с пушкой, в отдельной шаровой установке пулемёт ДТ. Всего, соответственно три пулемёта. Предусмотрена возможность замены курсового или башенного пулемётов огнемётом. Экипаж – 5 чел.
Понятно, что это не механическое укорачивание/удлинение корпуса за счёт варьирования количества стандартных узлов подвески. При одинаковом диаметре, катки тяжёлого танка могут быть вдвое толще, чем катки танка лёгкого, а пружины, при том же наружном диаметре, изготавливаться из более толстого прутка, жёстче и грузоподъёмнее. Траки гусениц тяжёлых танков шире, а детали трансмиссии прочнее.
Главное – технологически ВСЕ танки предельно близкоподобны. Открытым для обсуждения остаётся вопрос о двигателях.
Производство:
- Лёгкий Т-24Б. 174-й з-д – до 750 машин в год. СТЗ – до 250 машин в год.
- Средний Т-24А. ХПЗ – до 500 машин в год.
- Тяжёлый Т-24В. ЛКЗ – до 200 машин в год. ЧТЗ – до 50 машин в год.
- Тяжёлый Т-24Г. ХПЗ – до 50 машин в год.
Всего, таким образом:
- Лёгких Т-24Б – 1000 машин в год.
- Средних (маневренных) Т-24А – 500 машин в год.
- Тяжёлых (позиционных) Т-24В и Г – 300 машин в год.
Общий объём производства: 1800 танков всех типов в год с 1934 года. На 1936 год запланирован переход на существенно модернизированные версии.
Вот такое милое «семейство»:
Ну и, само собой, как же без САУ!
Для РККА начала 30-х, всего три модельки на общем шасси тяжёлого танка. Именно тяжёлого, поскольку нам нужны и большой возимый БК, и устойчивость платформы, и прочность собственно шасси, и круговой обстрел у универсальных САУ, и удобство работы для расчётов.
Естественно шасси модифицированном, методом существенного уменьшения толщины брони (не более 20 мм) и (только при необходимости) увеличением общей ширины корпуса.
(СУ-24А. Самоходная 122 мм гаубица обр. 9 или 10 г.г.)
(СУ-24Б. Универсальная САУ с зенитной пушкой 3-К обр. 1931 г.)
(СУ-24В. Универсальная САУ с 37 мм автоматической пушкой обр. 1928 г.)
Вот такое небольшое семейство самоходок.
А это «родоначальник» всего танко-саушного семейства РККА.
(Превосходная модель красавчега Т-24!)
ИМХО – полякам супротив такого лютого зверинца нипочём не выстоять!
р.с. С Первым Апреля, друзья!