Бюджетные крейсера для Императорского флота

20

Содержание:

Предпосылки к созданию

Удивительно, но к началу Второй Мировой войны, флот японских лёгких крейсеров состоял в основном из кораблей устаревших модификаций. Поэтому с началом крупномасштабных боевых действий японцы начали лихорадочно устранять этот пробел.

Срочно были заложены сразу 8 крейсеров типа «Агано» (Agano), дальше были планы по закладке 4-х линейных крейсеров типа «Нанива», нёсших по 9 305-мм орудий каждый, и 4-х тяжёлых крейсеров типа «Ибуки», водоизмещением 18 000 тонн, вооружённых 12-ю 203 мм пушками.

Однако, технологический уровень развития Японии того времени, не позволял осуществить эти планы достаточно быстро. Максимум на что могли рассчитывать японские адмиралы так это на то, что эти корабли войдут в строй в 1944-45 годах. И то, если в ходе строительства не возникнет ни каких проблем и проволочек. В общем такое положение вещей в корне не устраивало японцев. Поэтому возникла идея отложить строительство «Нанив» и вообще отказаться от «Ибуки» в пользу более простых и менее сильных кораблей, но при этом,юд что бы их можно было вооружить орудиями, имеющимися на складах и что бы они вступили в строй не позже 1942-43 годов.

Это предложение решительно поддержал адмирал Ямамото, который посчитал такое предложение наиболее разумным в сложившейся ситуации. Его слово оказалось решающим и уже в 1939 году было заложено 4 новых крейсера и запланирована закладка ещё 4-х кораблей в следующем, 1940 году.

Конструкция

Так как крейсера разрабатывались в условиях цейтнота, то при разработке кораблей были максимально использованы предыдущие наработки японских инженеров. Новые крейсера стали, по сути, уменьшенной копией крейсеров типа «Тоне». А при конструировании надстроек использовали лучшие технические решения, опробованные на крейсерах типа Могами и Агано.

Стандартное водоизмещение кораблей получилось 9 970 тонн. Машины, которые планировали установить на корабли имели мощность 104 000 л. с., и по расчётам должны были позволить крейсерам развивать максимальную скорость в 33 узла. Расчётная дальность плавания должна была составить 10 000 морских миль при скорости 14 узлов.

Броневая защита крейсеров состояла из внутреннего 100-мм пояса. Барбеты были защищены бронёй толщиной 50 мм, а лобовую часть орудийных башен планировалось сделать толщиной 120 мм.

В качестве основного вооружения планировалось взять 203 мм пушки, которых на крейсере должно было быть установлено 8 штук в 4-х башнях. При этом сами башни планировалось снять с авианосцев Акаги и Амаги в ходе их будущей модернизации.

В качестве вспомогательного вооружения на кораблях решили использовать 4 спаренных универсальных127 мм пушки, такие же как на крейсерах типа «Могами». Ну и завершать артиллерийское вооружения крейсеров должны были 6 спаренных 25 мм зенитных автоматов.

Кроме этого крейсера должны были иметь мощное торпедное вооружение, которое должно было состоять из 4-х счетверённых новейших 609 мм торпедных аппаратов. Для запуска гидросамолётов на кораблях планировалось установить 2 катапульты. Само же авиавооружение должно было состоять из 3-х самолётов Mitsubishi F1M.

   Патрульный гидросамолёт Mitsubishi F1M


Патрульный гидросамолёт Mitsubishi F1M

Головной корабль серии получил название «Ёсино» (Yoshino) и был заложен в августе 1939 года на военно-морской верфи Йокосука. На всю разработку проекта ушло всего 5 месяцев. Что являлось рекордом для разработки столь серьёзных кораблей.

Так как при строительстве корабля активно использовались материалы, ранее накопленные для крейсеров типа «Ибуки», то строительство заняло всего 3 года, и в декабре 1942 года крейсер был готов.

Сразу же начался процесс испытаний корабля в ходе которых ему удалось развить скорость даже больше планируемой – 34 узла. Таких показателей удалось добиться благодаря тому, что реальная мощность машин оказалась больше расчётной и составила 114 989 л. с.

   Крейсер «Ёсино» после ввода в строй


Крейсер «Ёсино» после ввода в строй

Параллельно с «Ёсино» строилось ещё 3 корабля серии. Крейсер «Ширане» был заложен в ноябре 1939 года на верфи Митсубиси в Нагасаки. «Отова» — в июне 1940 года в Куре, «Унеби» — в августе 1940 года в Кобе.

Так как корабли вооружались оружием со складов, то полного количества 203 мм орудий просто не было в наличии. Тогда было принято решение что систершипы «Ёсино» будут иметь несколько иной состав вооружения.

Было принято решение вооружить их не 8-ю, а только шестью 203 мм орудиями в 3-х башнях. При этом универсальный калибр на крейсера так же претерпел изменений. Вместо 127 мм спарок на кораблях было принято решение установить одиночные 155 мм пушки. Причём одна из них была установлена вместо третей башни главного калибра.

Однако этот состав вооружения не стал окончательным, уже в ходе строительства, в 1940 году на крейсерах «Отова» и «Унеби» 155 мм пушки были заменены новейшими 100 мм спарками. Таким образом 155 орудия остались только на крейсере «Ширане».

Кроме этого на второй паре крейсеров была установлена новая, более современная системой управления огнем зенитных орудий.

Так же были отличия между крейсерами и по бронированию. Так как на «Отова» и «Унеби» вес вооружения был меньше чем на головном крейсере было принято решение усилить бронирование этих кораблей. Было принято решение защитить эти крейсера броневым поясом не 100, а 140 мм. Кроме этого на кораблях появилась 60 мм броневая палуба.

   Крейсер «Отова»


Крейсер «Отова»

Уже после вступления в строй корабли продолжали совершенствоваться. Особенно в плане усиления зенитного вооружения. Так к концу 1944 года «Унеби» получил, в общей сложности 60 25-мм скорострельных зенитных орудий (17 строенных и 9 одиночных). Крое этого на крейсере появились новые гидросамолеты Aichi E16A Zuiun, правда их общее количество которых было уменьшено до 2-х машин.

   Поплавковый гидросамолет-разведчик Aichi E16A Zuiun


Поплавковый гидросамолет-разведчик Aichi E16A Zuiun

   Крейсер «Унеби»


Крейсер «Унеби»

Оценка проекта

В целом квартет лёгких крейсеров типа «Ёсино», японцы оценивали, как удовлетворительный. Главным их недостатком считалось малое пространство между катапультами и грот-мачтой, что затрудняло запуск гидросамолетов.

В остальном крейсера имели хорошую мореходность и мощное вооружение по сравнению с другими лёгкими крейсерами.

Служба

Несмотря на то что крейсера в строй вступили достаточно поздно, военная служба этих кораблей была напряженной и богатой боевыми эпизодами.

«Ёсино» участвовал во вторжении на Фиджи и Новую Каледонию, а там в кровопролитном сражении у Ротума. Крейсер стал последним кораблём императорского флота Японии, который покинул гавань острова Трук. Погиб «Ёсино» в битве в заливе Лейте, где он был потоплен артиллерийским огнём с американских линкоров. При этом сам крейсер успел отличится, потопив вражеских эсминец.

«Унеби» и «Отова» участвовали в битве в Филиппинском море где сопровождали авианосцы Одзавы. в этом бою американской авиацией был потоплен крейсер «Отова» был потоплен самолетами-носителями США. Что касается Унеби, то он дожил до 1946 года, когда был потоплен у берегов Японии.

Очевидно Вторая Мировая Война в этом мире длилась дольше. По крайней мере, её Тихоокеанская часть.

Самым удачливым из четвёрки стал крейсер «Ширане». Ему удалось пережить войну при этом на его счету числится американский авианосец и эсминец в потоплении которых он принял участие, в ходе сражения в заливе Лейте. После войны в качестве репараций крейсер был передан Великобритании, где он был потоплен в качестве мишени в 1950 году.

   Крейсер «Ширане» в 1945 году


Крейсер «Ширане» в 1945 году

Технические характеристики

Водоизмещение:

  • Стандартное – 9,968 т;
  • Нормальное – 11,059 т;
  • Полное –11,932 т;

Размерения;

  • Длина – 193,3 м;
  • Ширина – 19,5 м;
  • Осадка – 6,04 м;

Вооружение;

  • Главный калибр – 4х2х203 мм/50;
  • Универсальный калибр – 4х2х127 мм/50
  • Зенитная артиллерия – 9х2х25 мм/72
  • Торпедное вооружение – 4х2х603 мм

Бронирование;

  • Главный пояс – 100 мм;
  • Палуба – 50 мм;

Броня башен главного калибра;

  • Лоб – 120 мм;
  • Бока – 50 мм;
  • Задняя часть – 70 мм;
  • Барбеты – 50 мм

Машины;

  • Состав – котлы на жидком топливе и паровые турбины;
  • Общая мощность – 114 989 л. с.
  • Максимальная скорость – 33,23 узла;
  • Запас хода – 10 000 мил при экономичном ходе в 14 узлов.

PS. Для тех кто сразу не понял сообщаю. Такого корабля никогда не существовало. Эта работа была представлена на конкурс на лучший АИ крейсер Второй Мировой, который проводился на форуме shipbucket.com (я уже выкладывал работы с этого конкурса). Данный крейсер с его историей подготовил коллега Garlicdesign и в конкурсе он занял высокое 4-е место (всего было представлено 27 работ).

Что касается реальной истории, то последним боевым кораблём с именем «Ёсино» стал бронепалубный крейсер времён Русско-Японской войны.

   Реальный крейсер «Ёсино»


Реальный крейсер «Ёсино»

Источник — http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=15&t=8375&sid=b97e329ef4860d5e09261c8d1312fd68&start=50#p179560

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account