Быстрые британские танки. Часть 1. Triton Chaser. Prototype «Whippet».
История создания прототипа первого британского скоростного танка Triton Chaser «Whippet»
15-го сентября 1916-го года на полях Flers-Courcelette против германских солдат выехали первые британские танки. В руки союзников попал инструмент, позволявший вскрывать самые тяжелые случаи обороны противника. К сожалению это был не скальпель. Массированное применение тяжелых танков Mark скорее можно сравнить с тяжёлым шестопёром, которым можно сбить закованного в латы рыцаря с коня и повредить его латы, но что бы его добить нужен тонкий стилет. Таким стилетов по мнению одного из создателей танков типа «ромб» Уильяма Триттона ( William Tritton), посвященного в феврале 1917-го за создание танков в рыцари Британской империи, должен быть стать существенно более лёгкий «Преследователь» — Chaser, который должен был используя проломы в линиях обороны немцев превратить тактический успел в оперативно-тактический.
Triton Chaser Prototype «Whippet»/Прототип танка Уиппет — Тритон Чазер
Страна: Великобритания
Производитель: William Foster & Co
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 14,25 тн
Экипаж: 2 чел
Бронирование: 13-14 мм
Вооружение: .303 calibre Lewis machine gun
Максимальная скорость: 12,9 км/час
Двигатель: 2х7720см3 Tylor JB4, 2х45 л.с. = 90 л.с.
Преодолеваемый ров: 215 мм
Идею подкрепить тяжелые танки более скоростными и маневренными Уильям Тэйлор высказал уже 3 октября 1916 года после своего возвращения из Франции, куда конструктора ездили для ознакомления с итогами первого боевого применения танков в ходе битвы при Сомме. Если отбросить в сторону ошибки планирования, которые привели к тому, что большинство танков вообще не приняло участия в битве по причине того, что в исправном состоянии не доехало до окопов противника, то станут ясны все «родовые» недостатки «ромбов», которые не удалось исправить до конца их выпуска: высокая стоимость, низкая скорость и маневренность, малый операционный радиус, большие экипажи. Фактически это были по классификации конца 30-х годов пехотные танки, Триттон предложил создать более лёгкие, соответственно более дешевые, более скоростные и более маневренные боевые машины, которые должны быть играть роль поддержки кавалерии, сопровождая её в прорывы обороны, созданные «пехотными» танками. В 30-е годы, когда в Британии не удалось создать ни нормальный лёгкий, ни средний, ни тяжёлый танки, такие танки стали называть «крейсерскими», а в 1916-м это были быстроходные или кавалерийские.
Предложение Триттона подкрепленное заверениями руководства William Foster & Co из Линкольна было утверждено 25 ноября после двухнедельного обсуждения в War Department, а уже 21 декабря в Линкольне начались работы по созданию нового скоростного танка, тем более, что завод Фостера, создав первый танк, был фактически отстранён от полного заказа тяжёлого танков, основным исполнителем которого стал завод Метрополитан в Бирмингеме. Схема гусеничного движителя «Преследователя» была близка к схеме создававшегося параллельно на базе Mark I Джоном Грегом (Major John Greg) артиллерийского перевозчика Gun Carrier Mk.I, и имела низкие бортовые корпуса с приподнятым передним направляющим колесом и задним ведущим. Первоначальным проектом предусматривалась стандартная схема с одним мощным двигателем, коробкой передач и бортовым передачами, сходная с той, что применялась на первых «ромбах». у первого проекта Триттона присутствовала сзади дополнительная гусеница. Возможно Триттон подсмотрел её у французов Поля Абрио и Густава Гобе, предложивших в 1915-м году танк с дополнительной гусеницей, идея британца по крайней мере была близка — небольшая гусеница на задней оси, позволяющая увеличить ширину преодолеваемых препятствий, подобно хвостам у FT17 и Шнейдера и задних колес у Mark.
Создание нового танка было бы хорошей заявкой для нового заказа производства. Уильям Триттон привлек к работе еще одного Уильяма — Ригби (William Rigby), вместе они разработали проект танка который назывался «Легкая машина Триттона №2» или «Преследователь Триттона» (Tritton Chaser). В отличие от другого «отца» танка Mark I — Уолтера Вилсона, Триттон не был большим поклонником схемы «высокого» ромба, которая в основном и давала высокую массу первых танков. Первый проект танка Lincoln No.1 Machine, который на заводе именовали «Танк Триттона» имел низкую гусеницу и башню кругового вращения. То, что последовательно изменяясь он превратился вот всем известный «Ромб» — His Majesty Land Ship Centipede или «Танк Вилсона» было делом неумолимых требований войны, а точных конструкторских расчётов. Предложенный конструкторами Фостерс «быстроходный танк» имел по прежнему безрессорную подвеску, но с низкими бортовыми гусеничными корпусами и двумя автомобильными двигателя в качестве привода, подобную схему Триттон уже прорабатывал для своего проекта танкового лидера — William Foster’s Flotilla Leader.
Как и в случае с танком Mark I многие использованные решения были вынужденными. Для снижения массы боевой машины и увеличения скорости нужен был двигатель мощностью 90-110 л.с. Но такой в распоряжении британцев был только один — Даймлер 105НР, который вол многом и определял размер тяжелого танка. Для скоростного танка Триттон подобрал 45-ти сильный двигатель Tylor JB4, который выпускался серийно и хорошо себя зарекомендовал на массовых трехтонных грузовиках AEC Y Type 3 ton truck, которые заказывались Военным Департаментом. Двигателя изготавливались Tylor Company из Кингс-Кросс, Лондон, имели типичную для своего времени компоновку с цилиндрами отлитыми попарно боковыми клапанами и водяным охлаждением. Моторы ставили не только на грузовики AEC Y Type, но и на легендарные даблдекеры B Type, использовавшиеся для перевозки пехоты во Франции.
Ходовая часть для экономии времени была спроектирована на базе решений выбранных для танка «Маленький Вилли» (Lincoln No.1 Machine) с рамочными гусеничными корпусами и без подвески опорных роликов. На все свои решения использованные при создании Чэйзера Триттон старался оформлять патенты, в том числе и на конструкцию гусениц. Открытый гусеничный ход на прототипе танка был прикрыт специальным бронированием, закрывающим цепи гусениц и ролики, на которые Триттон так же получил патент.
Подвеска состояла из 16 комплектов роликовых подшипников с каждой стороны. Закрывающие бронирование имело специальную конструкцию с окнами, по идее Триттона предназначенными для очистки гусениц от грязи и сбрасывания её вниз, работая при этом как дополнительная защита. Благодаря окнам масса таких боковых щитков была относительно невелика. В патентной заявке от 2 февраля 1917 года гусеничный щиток имел 4 отверстия для отвода грязи, первый прототип был выпущен с пятью. Механик танка сидел справа от танковой башни и должен был управляться сразу двумя полными комплектами рычагов переключения передач и педалей сцепления, двумя рычагами ручных тормозов. Между бортовым приводами устанавливалась система блокировки, которая позволяла уравнивать скорости вращения левой и правой гусениц, или ехать на одном двигателе. Это было сложно, но не невозможно.
На проекте Triton Chaser так же Уильям Триттон вернулся к башенному размещению вооружения, подобно первому проекту Маленького Вилли. Правда в этот раз башня была относительно небольшая и предназначенная для размещения всего одного пулемёта, в качестве которого планировалось использовать стандартный ручной пулемёт .303 calibre Lewis machine gun. 3 февраля 1917-го года танк вышел на полигон уже сразу с армейским наименованием ‘The Whippet’ — «Борзая». Так как конструктор стремился успеть предоставить боевую машину к запланированным массовым испытаниям новой техники у первого прототипа были многочисленные недоработки — вертикальная лобовая броня, ограниченное поле зрения водителя, небронированный задний топливный бак, отсутствие выхлопной системы.
Triton Chaser завершил заводские ходовые испытания 11 февраля. На 3 марта в Олдбери недалеко от Бирмингема были назначены массовые испытания новой техники, на которой планировалось испытание машин, которые должны были заменить танки первого поколения. Основной задачей испытаний был выбор нового типа трансмиссии для тяжёлых танков. В связи с этим были показаны шесть различных вариантов танка Mark II c с различными типами трансмиссий, которые выбирали для будущего массового танка Mark V (танк с электромеханической трансмиссией от Фостерс возможно не успел к испытаниям) и предсерийные эталонные Mark IV. Кроме тяжелых танков представителям Министерства боеприпасов (Ministry of Munitions.) были показаны прототип быстроходного танка Tritton Chaser обозванный Уиппет и прототип Gun Carrier Mark I. В документации к испытаниям танк получил название «Легкая машина Триттона No. 2 Экспериментальная машина «B» (‘Tritton’s Light Machine No. 2 (EMB) Experimental Machine ‘B’). No. 2 просто потому, что она стала второй машиной на демонстрации 3 марта. Британские и приглашенные французские военные, а так же гражданские из министерства должны были опознавать машины по элементам быстрой идентификации — каждый танк имел собственную раскраску. Танк Триттона получил горизонтальную полосу, окрашенную в зеленый цвет, проходящую вдоль верхней части корпуса.
Уильям Триттон демонстративно не привлекал к работе своих «партнеров» по созданию Mark I — трансмиссионщика Уилсона и двигателиста Рикардо. Отвечая за финансовое благополучие компании Фостерс возможно он хотел имел полностью собственную конструкцию гусеничной машины, заказы на которую были бы под контролем фирмы из Линкольна на всём этапе производства. Не всё удалось в первом прототипе реализовать. Скорость была всего в два раза больше скорости тяжелых Марков — 12.9 км/час, конструктор был готов обеспечить скорость и до 10 миль в час, но военный департамент ничего кроме 45-ти сильных Тейлоров предложить не мог. Сам конструктор считал, что отсутствие более мощных моторов испортило в общем-то отличную машину.
Остальные недостатки были напрямую связаны с конструкцией и быстро не лечились. Командир танка был так же башенным пулемётчиком, что не позволяло ему эффективно управлять боевой машиной, тем более что связи между ним и механиком не было. Скорее всего именно это и стало основной причиной отказа от башни, а не сложности с изготовлением башен. Водитель-механик одновременно управлял двумя комплектами двигателей и трансмиссией, что было сложно и в настройке и в работе. так как было нужно обеспечить синхронность передачи момента на гусеницы для прямолинейного движения. И хотя военные сразу захотели запустить машину в серию, Триттон снял её с испытаний и оперативно переделал из башенной в «казематную», решив при этом параллельно сразу несколько проблем. Серийные Уиппеты были наследниками первого дизайна быстроходного танка, унаследовав многие болячки прототипа, исправлять которые просто не было времени.
Автор: remont1969
Альтернативная публикация: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/bystrye-britanskie-tanki-chast-1-triton-chaser-prototype-whippet-62989c2a626c9e4130f456da