Доброго здоровья дорогие друзья. Заранее я не сторонник рабства, более того с точки зрения гражданина Рима я вообще варвар и мое место в загоне для рабов. Речь идет чисто об экономической составляющей вопроса.
Итак, официальная история утверждает, будто рабство экономически подточила древнеримское государство, а я утверждаю, что подобная экономическая модель могла существовать бесконечно долго и падение было бы из-за чего угодно, например крупного восстания по типу Спартака, но никак не из-за экономики.
Вот допустим ссылка на мой ролик на данную тему (https://youtu.be/3tq7_1BSP9w), но давайте разбираться подробнее. И начать предлагаю с идеологии.
Идеология Древнего Рима с точки зрения академической истории
1. Римляне созданы богами править миром
- Грек может быть в 100 раз умнее и образование, но он должен быть рабом
- Любой самый тупой плебей, без образования бесконечно выше, чем самый образованный грек в нашей республике, он как минимум гражданин
Далее идут заморочки со статусами: патриций, сословье всадников, плебеев, одни выше других, но это уже иерархия внутри римской республики. Для любого самого богатого и влиятельного сенатора абсолютно очевидно, что самый поганый плебей (не говоря о почти равных всадниках), создан править миром, а образованный грек, лишь раб по своей сути…
Казалось бы, а причем тут идеология? А она рождает отношения внутри общества и их ровно два. Первая и большая часть поддается пропаганде и верит в Богов и что они созданы править миром. Вторая не верит, но живя в обществе вынуждена хотя бы внешне и на официальном уровне признавать данную пропаганду…
Однако, кроме самой идеологии в рабовладельческом обществе необходим (необходим!!!) аппарат насилия, который превращает человека в раба. Еще раз повторяю я против рабства, более того не итальянец, тем более не римлянин и мое место в древнем Риме, серди варваров и рабов, рассматриваю вопрос только с точки зрения экономики и могло ли рабство подточить экономически республику.
Итак к аппарату насилия. Если человека никто не вынуждает насилием и даже угрозой смерти быть рабом, то он пошлет такого «хозяина» и пойдет в другое место, а то чего доброго еще и «хозяина» прирежет перед уходом. Потому нужна личная гвардия, если желаете ЧОП (частное охранное предприятие), которое будет тех рабов истязать, запугивать и мучать.
Для того, чтобы понять, как формировался аппарат насилия нужно обратиться к академической истории.
Раздел земли между ветеранами
После захвата провинции, выделяли земли ветеранам легиона. Кстати ошибочно думать, что только простым легионерам, а в том числе и легату (главе легиона), просто легат он на одной горе видел ехать куда-то в Македонию и там жить. Он имел виллу в Риме или предместьях, а земли и рабы приносили доход, в том числе из Македонии. Естественно легионеру мало земли, декану (десятнику) побольше, центуриону еще больше, а легату так совсем много…
Причем крупные военачальники не стремились взять землю скажем так «отдельно», а напротив брали в местах расселения ветеранов, чем добивались сразу нескольких целей. Одна из которых в том, что бывшие ветераны легиона захватчики и помогут держать рабов в повиновении иначе и их рабы взбунтуются.
Теперь о простом легионере назовем его «Марио» который воевал и получил свой условный гектар земли. Воевал он хорошо иначе не дожил бы до конца компании, потому скопил деньжат с жалования и грабежа завоеванного населения. Вот только у него рабов совсем мало на те деньги можно купить, плюс расходы поставить нормальный дом для своей семьи, которую в ту же Македонию (провинция не так важна) куда он привезет свою семью.
В результате рано или поздно, что получиться?
Богатые парни богатеют, а бедные беднеют, например благодаря демпингу цен на рынке (пусть временному) на сельхоз продукцию, которую легат может замутить, а простые легионеры нет.
Кажется, а куда мы придем? Дескать бедняки (простые легионеры) разорились, рабы выполняют работу и каким плотником не устроиться.
Да не устроиться!!!
Но и не нужно!!!
Общественно-экономический строй предполагает появления профессий связанных со своим строем. В частности ЧОП (охранных предприятий) по охране рабов. Нужны надсмотрщики и самое интересное, из бывших легионеров, которым знакомо воинское дело и дисциплина эти ЧОП(ы) идеальны.
Предлагаю посмотреть на США 19 века. Смотрели фильм «Джанго Освобожденный»? Да Тарантина талантлив гад, кроваво все и зрелищно, но самое интересное он реально погружался в материал и некоторые вещи реально воспроизвел.
Помните там большое число «ковбойцев», уровень жизни которых в разы ниже, чем у Ленчика Ди Каприо? Так это «ковбойцы» и выполняли роль ЧОП у Ленчика. Они держали рабов в повиновении.
Были ли они довольны своим положением? Ну в целом думаю да… Причины понятны: жри до пота, насилуй рабынь и ощущай себя господином жизни. Причем ты конечно неровня Ленчику, но как бы тоже человек и это даже Ленчик признает, а вот рабы, то понятно не люди или не совсем люди с точки зрения рабовладельца.
Мне могут возразить, дескать в итоге на Юге США рабство отменили, а я спрошу и – и что?
Мне скажут, дескать Север без рабства стал технологически превосходить Юг и снова спрошу – и что?
У нас речь про экономику. Бесплатный труд рабов позволял южным штатам (без всяких технологий, а какие нужны покупать) сосуществовать богаче промышленников Севера.
Да и на севере, рабов освободили, но разве чернокожих сразу признали равными? Электричество, пароходы и прочие радости они были для белых людей, а не для «всяких там»…
Это я к чему вел?
Пока количество рабов больше, чем рабовладельцев (и их «чоповцев») никакая экспансия не нужна. Т.е. есть захваченные люди, их охраняют нормальные такие пацанчики из плебеев.
Понятно не ровня нормальным патрициям, но все же люди!!! А «эти там» понятно не совсем и люди.
Иными словами, рынок труда создает предложение, когда не нужны плотники, требуются ЧОП по охране рабов. Учитывая милитаризацию общества, то народ будет в легионы (народ из бедняков) бежать толпами. Зачем? Ну чтобы стать «чопером», надо в «резюме» получить служил в легионе иначе возьмут не тебя на работу…
Вот такая вот у меня позиция по вопросу. Что скажет уважаемое сообщество?
Еще раз помня современную повестку сообщаю.
Лично я против рабства, сам не житель Рима и даже не итальянец, если бы оказался в древнем Риме сам был бы в рабах. Вопрос интересен чисто с экономической точки зрения.