Генеральное наступление на Москву было развёрнуто немецким командованием в конце сентября 1941 года. А 10 октября Государственный Комитет Обороны принял решение о незамедлительной эвакуации в глубокий тыл промышленных предприятий Москвы, в числе которых был и Автозавод имени Сталина (ЗИС), которым в то время руководил И.А. Лихачёв. В исключительно короткие сроки станки, материалы и оборудование ЗИСа удалось перебазировать на восток — в города Миасс, Шадринск, Челябинск и Ульяновск. И уже в мае 1942 года завод в Ульяновске, получивший название УльЗИС, наладил выпуск грузовиков ЗИС-5В, а во второй половине 1943 года приступил к сборке армейских полноприводных грузовиков Studebaker из комплектующих, поступавших в СССР по ленд-лизу. После окончания войны УльЗИС переименовали в Ульяновский автозавод (УАЗ), однако он, по сути, стал лишь сборочным цехом Горьковского автозавода, с конвейера которого сходили полуторки ГАЗ-ММ. Позднее, в декабре 1954 года, Горьковский автозавод передал ульяновцам документацию и оборудование для производства армейского джипа ГАЗ-69 — выпущенные в Ульяновске вездеходы получили название УАЗ-69. Первой самостоятельной разработкой Ульяновского автозавода стал полноприводной автомобиль УАЗ-450, созданный специально для сельской местности. История этой машины ведёт своё начало с весны 1955 года, когда сотрудникам отдела главного конструктора УАЗа во главе с Иваном Алексеевичем Давыдовым поручили спроектировать на шасси армейского джипа УАЗ-69 лёгкий грузовой автомобиль грузоподъёмностью 800 кг. Поскольку колёсная база у «газика» составляла лишь 2300 мм, разместить на его раме платформу для 800-кг груза оказалось возможным лишь при вагонной компоновке автомобиля. В этом же 1955-м году на автозаводе было собрано пять автомобилей-прототипов для проведения испытаний. Кстати, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полноприводным автомобилем вагонной компоновки, а бортовой грузовик на его базе — первым советским автомобилем с кабиной, расположенной над двигателем. Серийный выпуск полноприводных автомобилей был развёрнут в октябре 1958 года. Машины строились в четырёх основных вариантах: санитарный автомобиль УАЗ-450А, цельнометаллический фургон УАЗ-450, способный перевозить 750 кг груза, грузовик с деревянной бортовой платформой УАЗ-450Д, рассчитанный на перевозку 800 кг груза и 11-местный микроавтобус УАЗ-450В. Все машины оснащались 62-сильным четырёхцилиндровым бензиновым нижнеклапанным двигателем ГАЗ М21Г рабочим объёмом 2,432 л, представлявшим собой модернизированный мотор легкового автомобиля «Победа» с цилиндрами, расточенными до диаметра 88 мм. От «Победы» использовалась также трёхскоростная коробка передач. Двухступенчатая раздаточная коробка, штампованная рама, неразрезные передний и задний мосты были позаимствованы от УАЗ-69. Автомобили серии «450» имели отключаемый передний привод с шариковыми ШРУСами и односкатные колёса с 25-дюймовыми шинами. Автомобили развивали скорость до 90 км/ч; усреднённый расход топлива составлял 14 л/100 км. Первым автомобилем нового семейства стал санитарный автомобиль УАЗ-450А, предназначенный для перевозки больных при обслуживании пунктов скорой медицинской помощи в городах и сельской местности. Машина могла передвигаться как по дорогам всех классов, так и по бездорожью, буксируя при этом прицеп общей массой 850 кг. Автомобиль имел цельнометаллический закрытый кузов вагонного типа, закреплённый на раме в десяти точках. Кабина водителя отделялась от санитарного отсека металлической перегородкой с окном. Сам же санитарный отсек был оборудован двумя боковыми трёхместными откидными сиденьями и одним передним, закреплённым на перегородке, а также кронштейнами и ремнями для крепления четырёх носилок — в машине они подвешивались в два яруса. На боковинах кузова имелось по два окна, причём передние были раздвижными. Вагонная компоновка с плавными обводами, гнутое (как говорили в то время — «панорамное»!) лобовое стекло, обеспечивавшее водителю хороший обзор, мягкая подвеска — все эти характеристики свидетельствовали о своего рода революции в дизайне этих автомобилей. В середине 1960-х годов полноприводные грузовички и фургоны основательно модернизировали. В частности, их оснастили более мощным 70-сильным двигателем ГАЗ-21 с рабочим объёмом 2,4 л и четырёхступенчатой коробкой переключения передач. Изменили и внешний вид передней части машины. Модернизированные автомобили получили новые обозначения. Так, полноприводной бортовой грузовик стал называться УАЗ-452Д, фургон — УАЗ-452, санитарный автомобиль — УАЗ-452А. В это же время с конвейера сошёл компактный десятиместный автобус УАЗ-452В. Обновлённые машины отличала упрощённая облицовка радиатора, сохранившаяся до наших дней. Одновременно завод выпускал заднеприводные версии автомобилей — в их наименования добавлялась буква «М». Кстати, заднеприводные бортовые УАЗы имели несколько большую грузоподъёмность — до 1 т. Компактные грузовики-вездеходы производства Ульяновского автозавода как нельзя лучше подходили для эксплуатации в сельской местности, а также были широко востребованы в Вооружённых силах СССР — известно, что вплоть до развала Советского Союза около 40% выпущенных ульяновцами автомобилей УАЗ-452 предназначались для Советской Армии. На базе фургонов УАЗ-452А завод производил армейские санитарные автомобили УАЗ-452Г, имеющие пять мест для сидения и два для размещения на носилках. Помимо этого, на базе десятиместного автобуса УАЗ-452В на авторемонтных предприятиях делали штабные автомобили. Отделом главного конструктора и опытным производством Ульяновского автозавода за время своего существования создали на базе УАЗ-450 и УАЗ-452 немало модификаций, к сожалению, не пошедших в серию. Так, в начале 1960-х годов на испытания поступил санитарный автомобиль с гидропневматической подвеской, обладавший повышенной плавностью хода. Однако такая подвеска оказалась слишком сложной в массовом производстве. В начале 1970-х на УАЗе был разработан и построен опытный образец трёхосного 16-местного автобуса УАЗ-452К, который также не выпускался серийно. Однако седельный тягач УАЗ-452П с полуприцепом УАЗ-752 в серию пошёл. Известный интерес представлял микроавтобус, способный двигаться не только по дорогам и бездорожью, но и по рельсам — своего рода гибрид автобуса и автомотрисы, предназначенный как для военных, так и для гражданских железнодорожников. Пристальное внимание у специалистов вызвал автомобиль-снегоход на базе грузовика УАЗ-451Д, у которого вместо передних колёс устанавливали лыжи, а сзади располагались резинометаллические гусеницы. Разрабатывался также ещё один автомобиль высокой проходимости — снегоболотоход с четырьмя гусеницами . Все эти серийно не выпускавщиеся автомобили, тем не менее, свидетельствовали о высоком конструкторском потенциале завода. В мае 1966 года экспонатами Московской международной выставки сельскохозяйственной техники стали и автомобили Ульяновского автозавода. По решению жюри выставки, грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен Золотой медали. А в ноябре 1977 года УАЗ-452 присвоили Государственный Знак качества. Во второй половине 1980-х годов автомобили УАЗ-452 ещё раз модернизировали. Мощность двигателя довели до 90 л.е., оснастили машины мостами с изменёнными передаточными числами, тормозами с двухконтурным приводом и вакуумным усилителем. Обновлённые «уазики» получили новые названия: бортовой грузовик — УАЗ-ЗЗОЗ, фургон — УАЭ-3741, санитарный — УАЗ-3962. Все модернизированные автомобили стали полноприводными, а модели с задним приводом были сняты с производства. В середине 1990-х годов специально для продажи сельским жителям автозавод организовал выпуск грузопассажирского варианта внедорожника — «Фермер» с удлинённой кабиной. Машина выпускалась в нескольких модификациях: УАЗ-3909 предназначался для перевозки семи человек и 475 кг груза, а УАЗ-ЗЭ091 был рассчитан на пять человек и 675 кг груза. Строился также военно- санитарный автомобиль защитного цвета с красными крестами на крыше и капоте. А в 1996 году автозавод освоил производство многоцелевого удлинённого шасси УАЗ-2746, на базе которого собирались самосвалы, бортовые грузовики, фургоны и т.п. Со дня выпуска первых универсальных полноприводных автомобилей семейства УАЗ-450 прошло уже 55 лет, но долгожитель-вездеход всё еще пользуется популярностью как в армии, так и на «гражданке», а посему продолжает небольшими сериями выпускаться на Ульяновском автозаводе. Пожелаем же ему долгих лет жизни! (с) Игорь EBCTPATOB
|