0

"Буханке" - 55!

 

 

 

Генеральное наступление на Москву было развёрнуто немецким командованием в конце сентября 1941 года. А 10 октября Государственный Комитет Обороны принял решение о незамедлительной эвакуации в глубокий тыл промышленных предприятий Москвы, в числе которых был и Автозавод имени Сталина (ЗИС), которым в то время руководил И.А. Лихачёв.

В исключительно короткие сроки станки, материалы и оборудование ЗИСа удалось перебазировать на восток — в города Миасс, Шадринск, Челябинск и Ульяновск. И уже в мае 1942 года завод в Ульяновске, получивший название УльЗИС, наладил выпуск грузовиков ЗИС-5В, а во второй половине 1943 года приступил к сборке армейских полно­приводных грузовиков Studebaker из комплектующих, по­ступавших в СССР по ленд-лизу.

После окончания войны УльЗИС переименовали в Улья­новский автозавод (УАЗ), однако он, по сути, стал лишь

сборочным цехом Горьковского автозавода, с конвейера которого сходили полуторки ГАЗ-ММ. Позднее, в декабре 1954 года, Горьковский автозавод передал ульяновцам до­кументацию и оборудование для производства армейского джипа ГАЗ-69 — выпущенные в Ульяновске вездеходы по­лучили название УАЗ-69.

Первой самостоятельной разработкой Ульяновского автозавода стал полноприводной автомобиль УАЗ-450, созданный специально для сельской местности. История этой машины ведёт своё начало с весны 1955 года, когда сотрудникам отдела главного конструктора УАЗа во главе с Иваном Алексеевичем Давыдовым поручили спроектиро­вать на шасси армейского джипа УАЗ-69 лёгкий грузовой автомобиль грузоподъёмностью 800 кг. Поскольку колёсная база у «газика» составляла лишь 2300 мм, разместить на его раме платформу для 800-кг груза оказалось воз­можным лишь при вагонной компоновке автомобиля. В этом же 1955-м году на автозаводе было собрано пять автомобилей-прототипов для проведения испытаний. Кстати, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полнопри­водным автомобилем вагонной компоновки, а бортовой грузовик на его базе — первым советским автомобилем с кабиной, расположенной над двигателем.

Серийный выпуск полноприводных автомобилей был развёрнут в октябре 1958 года. Машины строились в четырёх основных вариантах: санитарный автомобиль УАЗ-450А, цельнометаллический фургон УАЗ-450, способ­ный перевозить 750 кг груза, грузовик с деревянной бор­товой платформой УАЗ-450Д, рассчитанный на перевозку 800 кг груза и 11-местный микроавтобус УАЗ-450В. Все машины оснащались 62-сильным четырёхцилиндровым бензиновым нижнеклапанным двигателем ГАЗ М21Г рабо­чим объёмом 2,432 л, представлявшим собой модернизи­рованный мотор легкового автомобиля «Победа» с цилинд­рами, расточенными до диаметра 88 мм. От «Победы» использовалась также трёхскоростная коробка передач. Двухступенчатая раздаточная коробка, штампованная рама, неразрезные передний и задний мосты были поза­имствованы от УАЗ-69. Автомобили серии «450» имели отключаемый передний привод с шариковыми ШРУСами и односкатные колёса с 25-дюймовыми шинами. Автомо­били развивали скорость до 90 км/ч; усреднённый расход топлива составлял 14 л/100 км.

Первым автомобилем нового семейства стал санитар­ный автомобиль УАЗ-450А, предназначенный для перевоз­ки больных при обслуживании пунктов скорой медицинской помощи в городах и сельской местности. Машина могла передвигаться как по дорогам всех классов, так и по бездо­рожью, буксируя при этом прицеп общей массой 850 кг.

Автомобиль имел цельнометаллический закрытый кузов вагонного типа, закреплённый на раме в десяти точках.

"Буханке" - 55!

Кабина водителя отделялась от санитарного отсека металлической перегородкой с окном. Сам же санитарный отсек был оборудован двумя боковыми трёхместными от­кидными сиденьями и одним передним, закреплённым на перегородке, а также кронштейнами и ремнями для кре­пления четырёх носилок — в машине они подвешивались в два яруса. На боковинах кузова имелось по два окна, причём передние были раздвижными. Вагонная компо­новка с плавными обводами, гнутое (как говорили в то время — «панорамное»!) лобовое стекло, обеспечивавшее водителю хороший обзор, мягкая подвеска — все эти харак­теристики свидетельствовали о своего рода революции в дизайне этих автомобилей.

В середине 1960-х годов полноприводные грузовички и фургоны основательно модернизировали. В частности, их оснастили более мощным 70-сильным двигателем ГАЗ-21 с рабочим объёмом 2,4 л и четырёхступенчатой коробкой переключения передач. Изменили и внешний вид передней части машины.

Модернизированные автомобили получили новые обо­значения. Так, полноприводной бортовой грузовик стал называться УАЗ-452Д, фургон — УАЗ-452, санитарный ав­томобиль — УАЗ-452А. В это же время с конвейера сошёл компактный десятиместный автобус УАЗ-452В. Обновлён­ные машины отличала упрощённая облицовка радиатора, сохранившаяся до наших дней.

Одновременно завод выпускал заднеприводные версии автомобилей — в их наименования добавлялась буква «М». Кстати, заднеприводные бортовые УАЗы имели несколько большую грузоподъёмность — до 1 т.

Компактные грузовики-вездеходы производства Улья­новского автозавода как нельзя лучше подходили для эксплуатации в сельской местности, а также были широко востребованы в Вооружённых силах СССР — известно, что вплоть до развала Советского Союза около 40% выпущен­ных ульяновцами автомобилей УАЗ-452 предназначались для Советской Армии. На базе фургонов УАЗ-452А завод производил армейские санитарные автомобили УАЗ-452Г, имеющие пять мест для сидения и два для размещения на носилках. Помимо этого, на базе десятиместного автобуса УАЗ-452В на авторемонтных предприятиях делали штаб­ные автомобили.

Отделом главного конструктора и опытным производ­ством Ульяновского автозавода за время своего суще­ствования создали на базе УАЗ-450 и УАЗ-452 немало модификаций, к сожалению, не пошедших в серию. Так, в начале 1960-х годов на испытания поступил санитарный автомобиль с гидропневматической подвеской, обладав­ший повышенной плавностью хода. Однако такая подвеска оказалась слишком сложной в массовом производстве.

В начале 1970-х на УАЗе был разработан и постро­ен опытный образец трёхосного 16-местного автобуса УАЗ-452К, который также не выпускался серийно. Однако седельный тягач УАЗ-452П с полуприцепом УАЗ-752 в серию пошёл.

Известный интерес представлял микроавтобус, способ­ный двигаться не только по дорогам и бездорожью, но и по рельсам — своего рода гибрид автобуса и автомотрисы, предназначенный как для военных, так и для гражданских железнодорожников.

"Буханке" - 55!

Пристальное внимание у специалистов вызвал автомобиль-снегоход на базе грузовика УАЗ-451Д, у кото­рого вместо передних колёс устанавливали лыжи, а сзади располагались резинометаллические гусеницы. Разраба­тывался также ещё один автомобиль высокой проходимо­сти — снегоболотоход с четырьмя гусеницами

"Буханке" - 55!.

Все эти серийно не выпускавщиеся автомобили, тем не менее, свидетельствовали о высоком конструкторском потенциале завода.

"Буханке" - 55!

В мае 1966 года экспонатами Московской междуна­родной выставки сельскохозяйственной техники стали и автомобили Ульяновского автозавода. По решению жюри выставки, грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен Золотой медали. А в ноябре 1977 года УАЗ-452 присвоили Государственный Знак качества.

"Буханке" - 55!

Во второй половине 1980-х годов автомобили УАЗ-452 ещё раз модернизировали. Мощность двигателя довели до 90 л.е., оснастили машины мостами с изменёнными передаточными числами, тормозами с двухконтурным приводом и вакуумным усилителем. Обновлённые «уа­зики» получили новые названия: бортовой грузовик — УАЗ-ЗЗОЗ, фургон — УАЭ-3741, санитарный — УАЗ-3962. Все модернизированные автомобили стали полнопривод­ными, а модели с задним приводом были сняты с произ­водства.

В середине 1990-х годов специально для продажи сельским жителям автозавод организовал выпуск гру­зопассажирского варианта внедорожника — «Фермер» с удлинённой кабиной. Машина выпускалась в нескольких модификациях: УАЗ-3909 предназначался для перевозки семи человек и 475 кг груза, а УАЗ-ЗЭ091 был рассчитан на пять человек и 675 кг груза. Строился также военно- санитарный автомобиль защитного цвета с красными кре­стами на крыше и капоте. А в 1996 году автозавод освоил производство многоцелевого удлинённого шасси УАЗ-2746, на базе которого собирались самосвалы, бортовые грузо­вики, фургоны и т.п.

Со дня выпуска первых универсальных полноприводных автомобилей семейства УАЗ-450 прошло уже 55 лет, но долгожитель-вездеход всё еще пользуется популярностью как в армии, так и на «гражданке», а посему продолжает небольшими сериями выпускаться на Ульяновском автоза­воде. Пожелаем же ему долгих лет жизни!

                                                                                                                         (с) Игорь EBCTPATOB

 

 

 

 

Tags:

Имперец
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account